Top.Mail.Ru
архив

Кто скажет правду?

ПО для управления бизнесом перестало быть экзотикой: сообщения о том, что очередное предприятие внедрило ERP- (CRM-, SCM- и т.д.) систему, идут одно за другим. Появилась и статистика (пока больше иностранная), свидетельствующая о том, что немалая часть проектов завершилась с большим опозданием, перерасходом средств или просто провалом.

Обсуждение вопроса «Кто виноват?» становится одной из любимых тем для ИТ-директоров. Чаще всего заказчики винят в неудачах консультантов и внедренцев, реже – сам внедряемый продукт. Консультанты в свое оправдание ссылаются на неправильно организованный бизнес заказчиков, который им не дают правильно перестроить, сопротивление масс инновациям и безучастность высшего руководства, не помогающего это сопротивление сломить.

Разработчики ПО, как правило, в дискуссии не ввязываются, предпочитая при случае козырять успешными проектами. Тем не менее проблема качественного внедрения их, естественно, весьма волнует, поскольку неудачные проекты, какова бы ни была причина провала, бросают тень на сами продукты. Повлиять на высший менеджмент заказчиков они не в силах, поэтому приходится ограничиваться работой с партнерами – проводить обучение и сертификацию их специалистов, выпускать методические рекомендации… MicrosoftBusinessSolutions даже решила прибегнуть к помощи известной сертификационной организации DetNorskeVeritas, которая будет осуществлять независимый аудит проектов на соответствие требованиям методологии MBS.

Потребность в независимой оценке действительно велика, занять эту нишу попыталась, в частности, «Лиганезависимых экспертов в области информационных технологий» (ЛИНЭКС), которая объявила о начале своей деятельности в двадцатых числах июня.

Заявленный диапазон услуг ЛИНЭКС весьма широк: от технологического анализа решений заказчика до проведения «метаэкспертизы для высшего руководства». Основная проблема – в определении слова «независимый». По определению ЛИНЭКС, признаком независимости является «отсутствие у эксперта потенциального конфликта интересов по отношению к результатам проведенной экспертизы». То есть в каждом случае надо проводить специальное исследование: кто из специалистов в соответствующей области никоим образом не заинтересован в восхвалении или порицании конкретного проекта. Понятно, что «зависимость» эксперта определить порой сложно, но можно, а вот стопроцентно гарантировать обратное… Для этого надо быть экспертом – разумеется, независимым.

Стоит отметить, что услуги по внедрению недешевого корпоративного ПО также недешевы. Соотношение стоимости лицензий к стоимости работ 1:1 считается весьма скромным, хотя и раздражающим заказчиков. Добавление «сверху» стоимости экспертизы последних явно не вдохновит.

Помочь в создании института независимых экспертов скорее могут, как это ни парадоксально, производители. Если их усилиями количество специалистов превысит потребности рынка, часть обладателей сертификатов вполне могут попробовать себя в роли «критиков». Находят же себя в оценке чужих трудов многие литераторы. Хотя, конечно, их пристрастность в случае чего обойдется куда дешевле.

Еще по теме