Кто спрятал «Футляр от виолончели»
Известный компроматом Telegram-канал замолчал, сам мессенджер гудит
В прошлый понедельник, 27 января, прекратил выпускать новые посты один из самых популярных Telegram-каналов «Футляр от виолончели». На третий день тревогу забили партнеры (некоторые договаривались о взаимопиаре) и волонтеры, еще через день весь Telegram принялся обсуждать загадочное исчезновение администраторов. Версии выдвигались совершенно разные — от затянувшегося корпоратива до продажи ресурса за 2 млн долларов и даже похищения администратора с целью выявить источники инсайдов.
Аудитория анонимного «Футляра» превышает 400 тыс. человек. Это второй по популярности российский политический Telegram-канал, после «Сталин Гулаг», у которого число подписчиков — более 478 тыс. человек. Дневной охват, согласно данным TgStat, достигал 980 тыс.
Интересантов закрытия паблика было более чем достаточно: авторы публиковали по-настоящему шокирующие новости про российских чиновников любого уровня, не стесняясь в выражениях. Последние посты были посвящены недвижимости теперь уже бывшего чувашского губернатора Михаила Игнатьева и жилым активам высокопоставленных сотрудников службы внешней разведки.
По словам одного из связных медийного проекта (вел переговоры с другими Telegram-каналами и читателями), «Футляр от виолончели» выпускал коллектив авторов, но обладатели админправ семь дней остаются вне связи, а без них загружать посты нельзя. По версии этого же спикера, датой ЧП следует считать 26-27 января.
Чрезвычайным он называет это происшествие потому, что «оснований верить в добровольную продажу канала нет».
«Во-первых, вся команда знала, что при смене владельцев сотрудников предупредят, каждый сможет плавно передать дела или же остаться, если устроит новая политика. В 2020 году обсуждений этого не было, ЧП произошло внезапно. Во-вторых, «Футляр» не удалял посты. Все старые публикации на месте и сейчас. Если канал уже поменял владельца, то либо из архива начнут пропадать тексты, либо новые собственники возобновят выпуск. Иначе приобретение лишено смысла», — приводит доводы источник.
«Ко» узнал у игроков нового медиарынка и экспертов, кто и зачем мог спрятать «Футляр от виолончели» и сколько на подобном ресурсе можно заработать.
Telegram-канал Арбитр
По поводу истинных причин молчания канала «Футляр от виолончели» можно строить только догадки. Основных две, первая — проблемы личного характера у админов канала и вторая — покупка канала.
Причем, покупка могла быть совершена в том числе с целью закрыть канал.
Сделать финансовую оценку этого канала можно только с прицелом на уже совершенные сделки с каналами аналогичного веса, и если верить информации, что канал «НЕЗЫГАРЬ» был недавно продан за 6 млн долларов, то оценка «Футляра от виолончели» может быть близкой к этой — с учетом того, что аудитория последнего больше и он слишком острый на язык, что влияет на цитируемость и охват постов.
Специальной технологии оценки каналов не существует, важный фактор в цене канала — это его влияние, даже маленький канал может иметь приличное влияние и, как следствие, большую стоимость.
Влияние канала оценивается по количеству читателей, их портрету и статусу, чем больше в числе читателей канала людей, которые могут принимать решения в своей сфере — тем влиятельней сам канал.
Telegram-канал КАК-ТО ВОТ ТАК
Причин молчания немного: продажа, вплоть до принудительной, или арест, как было с автором «Устинов троллит», — но «Футляр от виолончели» является мощным активом, который «хоронить» арестом или выкупом под закрытие глупо. Обычно каналы выкупаются для трансляции влияния купившей структуры или — бонусом — отбить затраты на покупку и заработать на «блоках на негатив» и размещениях.
При влиянии «Футляра» заработок может исчисляться миллионами рублей в месяц — но с возможностью «мочить» политических и бизнес-конкурентов и одной публикацией создать лавину таких же в СМИ с нужными тезисами деньги не становятся целью.
Возможность напрямую доставить чиновнику или руководителю любого уровня бизнеса любой сферы «правильные смыслы» есть уникальный актив — и всё зависит от потенциального нового владельца: серией публикаций о конкурентах он может закрыть компанию, увести инвесторов и акционеров или устроить силовое давление. Такой хаос беспокоит как коллег-телеграмеров — боязнь за свою безопасность из-за наличия подобных ресурсов, — так и некоторых чиновников и бизнесменов — волна компромата может уйти в Сеть в любой момент.
Telegram-канал Горчица
Ранее канал @rospres, или «Футляр от виолончели», и одноименный сайт rospres.org (сейчас сайт со всеми «зеркалами» закрыт — прим. «Ко») были под одной командой админов и владельцев, однако скандальный сайт был куплен осенью прошлого года. Точная сумма сделки неизвестна — по рынку ходили слухи про 10 млн долларов, но мы считаем, что сумма несоизмеримо мала для такого высокодоходного и влиятельного ресурса.
В любом случае, какие-то громкие истории, связанные с админом «Футляра», мы вряд ли услышим до его деанона (опубличивания имени. — прим. «Ко»), а без имен, как известно, и справочки не навести.
Слухи про силовое воздействие также не отметаем, однако давно было известно, что обе редакции единого ранее Роспреса находились за пределами России. Возможно, после продажи сайта ситуация изменилась и админы канала сменили дислокацию.
Ксения Касьянова, заместитель генерального директора CrosDigital
Продажа каналов в Telegram — не новость, такие сделки совершаются довольно часто, и большинство из них незаметны для широкой общественности. Обычно речь идет о покупке канала за десятки тысяч рублей — прямо скажем, в медийных масштабах сумма смешная.
На контрасте существуют колоссальные сделки, объективно не сопоставимые с количественными показателями канала. Когда-то медийный рынок удивлялся слухам о продаже канала «Бывшая» за 1 млн руб. Сегодня эта цифра кажется даже маленькой — действительно крупные покупки совершаются все еще в миллионах, но уже не рублей. Причина проста: это сегмент с совсем иной аудиторией: такие каналы читают (и создают) журналисты, пиарщики, бизнесмены, чиновники. Каналы, регулярно выкладывающие слухи о событиях внутри политических и экономических элит, конспирологические теории и размышления анонимных экспертов, всегда находятся в зоне пристального внимания. В них часто попадает компромат или непроверенная информация, способная стать причиной серьезного информационного кризиса. Стоимость контакта здесь зашкаливает, а общая тональность «Скандалы. Интриги. Расследования» еще больше подогревает покупательский интерес. И стоимость размещения, и стоимость покупки канала целиком в таком случае определяется, как это принято говорить, «по результатам переговоров». В этом смысле, конечно, рынок Telegram-каналов — это гибрид, он не существует по законам медиа. Он не существует по законам digital. Он существует по законам стихийного ненасыщенного рынка, ценообразование на котором определяется истерией, воспринимаемой (а не реальной) стоимостью контакта и талантом продавца, способного перед продажей дополнительно «закрутить интригу» парой-тройкой «жареных» постов.
Тимур Садыков, заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологии и бизнес-аналитики РЭУ им. Г. В. Плеханова:
Популярность и репутация — не только основные, но и фактически единственные активы сетевых средств массовой информации. По этой причине оценка стоимости новостных лент, YouTube-каналов, блогов и подобных им средств привлечения внимания Интернет-аудитории трудна в квадрате. Рынок этих ресурсов является одним из наиболее динамичных, а их стоимость крайне нестабильна и зависит от большого числа трудно прогнозируемых факторов, в первую очередь — популярности конкурирующих ресурсов и знаковых событий медиасферы. Это хорошо видно в кризисные периоды, когда капитализация даже самых раскрученных сетевых средств массовой информации демонстрирует динамику, напоминающую разве что результат случайных блужданий.
Два миллиона долларов — сумма подозрительно круглая и для канала в социальных сетях весьма достойная. Не так-то просто выколотить по пять долларов из каждого подписчика. С учетом затишья на канале и неоднозначной репутации мессенджера можно предположить, что истинных подробностей сделки мы, скорее всего, никогда не узнаем.
Впрочем, есть и такая версия, что молчание для Telegram-канала — золото. Пауза в публикациях может быть намеренной, как пиар-ход с целью обратить внимание на «Футляр». Те, кто в Telegram давно, помнят, что прежде этот самый канал уже повышал капитализацию на молчании. Все обсуждают — число подписчиков и упоминаний в СМИ растет. Похоже, что в эту версию хочется верить всем участникам нового медийного рынка.