Кто у нас Buffett?

На Уолл-стрит вы легко найдете желающих посудачить о том, что Уоррен Баффет - самый глупый из инвесторов, скупающий черт-те что. Эта тема в беседах трейдеров столь же популярна, как прогнозы погоды. При этом никто из критиков Баффета не заработал и десятой доли того, что имеет этот старик-мультимиллиардер.

Возможно, его есть за что не любить: ведь никто не понимает, как Баффету удается зарабатывать на операциях с ценными бумагами едва ли не при любом состоянии рынка. Но во всем остальном этот богач - образец примерного поведения. Нашим магнатам поучиться бы у него скромности.

В свои 68 Уоррен Баффет выглядит этаким гостем из прошлого. Даже в Америке, где нравы в бизнесе куда интеллигентнее наших, таких акул бизнеса с внешностью преподавателя заштатного университета вы не встретите. Самый удачливый человек в современном инвестиционном бизнесе, сколотивший состояние в $36 млрд и продолжающий заколачивать по несколько миллиардов в год, ведет себя скромнее некуда. Почти 15 из 36 его миллиардов, что называется, cash - живые деньги и активы высшей ликвидности. Бери да трать!

А он до сих пор самостоятельно водит личный автомобиль - нечто из разряда вышедшего из моды старья. Корреспонденту одного американского издания во время интервью Баффет сказал: "Посмотрите! Я пью такой же лимонад и ем те же гамбургеры, что и вы. Да и дом мой вряд ли сильно отличается от вашего".

Другое издание описывает следующую сцену: Баффет возвращается на самолете из зарубежной поездки. Одет он как обычно, то есть в поношенный костюм из магазина для представителей среднего класса. На контроле излишне суровый и слабо разбирающийся в богачах таможенник строго говорит Баффету: "Вы не полностью заполнили декларацию. У вас есть с собой десять тысяч долларов?"

"У меня есть только то, что есть", - отвечает застенчивый человек, уступающий в богатстве лишь Биллу Гейтсу.

Комизм ситуации усиливается тем, что таможенник не знает, на каком самолете Баффет прилетел. Это Rayteon Hawker 800, час полета на котором обходится каждому из восьми пассажиров почти в $2000. К тому же Баффет не платит за часы полета - аэроплан находится на балансе его авиакомпании Executive Jet. Год назад бизнесмен заплатил $725 млн за ее покупку.

Путешествия на классных самолетах - это единственное, в чем Уоррен Баффет никогда не отказывает себе. Впрочем, позволять себе такое расточительство он начал только после того, как заработал два десятка миллиардов.

Из остальных типичных для толстосумов развлечений Баффету симпатичен разве что гольф. Бродить с клюшками по травяным полям он предпочитает с приятелем Джоном Уэлчем - легендарным главой General Electric. Уэлч, которого многие считают одним из выдающихся менеджеров современности, очень комплиментарно отзывается об управленческих талантах Баффета. "Он умеет завести людей", - говорит Уэлч.

"Пророк из Омахи"

Согласно надписи на визитной карточке Баффета он председатель совета директоров и генеральный директор инвестиционной компании Berkshire Hathaway, штаб-квартира которой расположена в городе Омаха, штат Небраска. По этой причине поклонники Баффета давно величают его "пророком из Омахи".

Все свои деньги он сделал за последние 34 года (ровно половина прожитых Баффетом лет) на финансовых спекуляциях. Человек, который доверил бы в 1965 году Berkshire сумму в $10 тыс., сейчас мог обладать $51 млн. Поскольку сам Уоррен и его супруга Сьюзен когда-то вложили в фонд существенно больше, их 38,4% акций и стоят уже почти $40 млрд.

А вы говорите - Сорос. Забудьте про Сороса!

Стать профессиональным инвестором Баффету было написано на роду. Его отец был биржевым трейдером. Окончив в 50-е Колумбийский университет, Баффет занялся мелкими финансовыми операциями. Можно было бы рассказать историю о том, как за десяток лет Баффет заработал $11 млн - но кого теперь интересует эта капля в его нынешнем море денег.

В 1965-м Баффет вложил все свои миллионы в Berkshire и попал в точку.

Первые годы работы фонда он действовал в духе знаменитого американского инвестиционного эксперта Бенджамина Грэхема, изложившего свои принципы спекуляций в книге The Intelligent Investor, которая стала библией уолл-стритовского сообщества. Грэхем советовал инвестировать в цифры: глубоко анализировать финансовые показатели, не слишком подробно вдаваясь в специфику работы предприятия и особенности его продукции.

Пользяусь, как и многие уважающие себя инвесторы, советами Грэхема, Баффет к 1969 году заработал еще несколько миллионов и нашел хорошего друга и партнера - Чарли Мюнгера, который и по сей день, несмотря на свои 75, работает у Баффета вице-президентом. Хотя миллиардер не всегда советуется с ним перед принятием важных решений.

Тогда, в конце 60-х, двух закадычных друзей вдруг осенило. Они придумали, что дела нужно делать совсем не так, как советует старик Грэхем. А с точностью до наоборот.

Соратники решили впредь собирать инвестиционный портфель из небольшого количества крупных пакетов, а не из массы мелких, как все (сейчас фонд владеет 22 пакетами). И выбирать акции не по финансовым показателям, а по принципу: "Пощупай руками, попробуй на зуб и прикинь, насколько тебе это нравится".

Возможно, это не самая удачная формулировка инвестиционной стратегии Уоррена Баффета. Беда в том, что определить ее более точно за тридцать лет так никто и не смог. Как этот человек управляет своим фондом, не понимает никто. Находятся наглецы, называющие нынешний подход Уоррена Баффета к делу "методом маразма". Да только за эти годы "маразма" он заработал больше, чем все его критики, вместе взятые.

На вкус и цвет

В 1972 году над главой Berkshire Hathaway потешались все кому не лень: судя по всем традиционным финансовым раскладам, Баффет втрое переплатил за контрольный пакет производителя шоколадных конфет See's Candies. Баффет отдал $25 млн за акции, которые, по всеобщему убеждению, не стоили и $8 млн. Он решился на эту покупку потому, что ему просто пришлись по вкусу конфеты, выпускаемые компанией. Баффет назвал этот вкус "доказанным конкурентным преимуществом" See's Candies и предсказал, что в ближайшие 20 - 25 лет фабрика будет приносить хорошие доходы ее владельцам. Вот так просто предсказал, похерив все финансовые выкладки вышколенных консультантов.

Это предсказание сбылось на все сто. Вложения были "отбиты" и перекрыты в первые же годы владения Berkshire шоколадным бизнесом.

С тех пор Баффет применял этот фокус неоднократно. Он покупает акции тех предприятий, продукцией которых в течение долгого времени пользуется сам.

В 1995 году фонд Berkshire стал открытым и показывает свою отчетность всем желающим. Поэтому потребительские предпочтения Уоррена Баффета теперь известны всем (см. таблицу). Он действительно с утра до ночи пьет Coca-Cola, на акциях которой заработал $10 млрд, бреется исключительно бритвами Gillette (прибыль от операций с акциями - $5 млрд), расплачивается карточкой American Express ($3,7 млрд), читает Washington Post (вложил $11 млн, а получил миллиард).

Это никакие не выдумки. Он на самом деле покупает только компании, продукцию которых ценит как потребитель.

Доказательство тому - абсолютная холодность Баффета к ценным бумагам высокотехнологичных компаний. В его инвестиционном портфеле никогда не было акций Microsoft, Hewlett-Packard и подобных им фирм, по ценным бумагам которых уже не первый десяток лет сходит с ума весь Уолл-стрит.

"Я не пользусь их продукцией, - говорит Баффет, - а значит, не могу в них инвестировать". Действительно, для активного следования техническому прогрессу Уоррен Баффет староват.

Интересно получается. Продвинутый Билл Гейтс называет Баффета своим другом и говорит о том, что его принципы бизнеса вполне актуальны для нашего времени. А старомодный Уоррен Баффет фактически игнорирует достижения единственного человека в мире, превосходящего его по богатству.

Старички-затейники

Последнее крупное приобретение Berkshire Hathaway - уже упомянутая авиакомпания Executive Jet. Пока не доказано, что она принесет Баффету большие доходы. Но удовольствие ему гарантировано.

Малой авиацией богач заболел еще полтора десятка лет назад. В 1986 году он купил свой первый спортивный самолет - небольшой, из вторых рук. Через пару лет поменял его на более современный, а еще позже стал долевым владельцем дорогого Hawker 800. (Существует у западных бизнесменов такая практика - покупать аэропланы и яхты в складчину.)

Удачные приобретения Уоррена Баффета, $ млн

COST VALUE*

компания уплачено за акции цена акций на 31.12.98
COCA-COLA 1299 13400
GILLETTE 600 4590
AMERICAN EXPRESS 1470 5180
FREDDIE MAC 308 3885
WELLS FARGO 392 2540
WALT DISNEY 281 1536
WASHINGTON POST CO. 11 999

Источник: Business Week

Катаясь на своих самолетах, Баффет год за годом изучал вопрос об инвестиционной привлекательности авиационной отрасли. Наконец год назад он решил-таки, что деньги на этих акциях делать можно и приобрел целую авиакомпанию.

Когда Баффет отойдет от дел и в чьи руки передаст компанию - совершенно непонятно. В его окружении есть люди и постарше его. Даже 75-летний Чарли Мюнгер - не самый старший в Berkshire Hathaway. Он на целых десять лет моложе Гарольда Алфонда, сорок лет назад основавшего обувную компанию Dexter Shoe. В 1993 году Баффет купил ее за несколько сот миллионов, а сейчас рыночная стоимость ее акций перевалила за $1,5 млрд. Излишне пояснять, что Баффет уже много лет носит туфли этой фирмы и еще двоих производителей, принадлежащих его же фонду: H.H. Brown и Lowell. Что вполне характеризует Баффета - все эти компании делают обувь среднего класса.

Уоррену Баффету чужд любой пафос, особенно если речь идет о его деловых успехах. На одной из пресс-конференций в присутствии Баффета гендиректор Executive Jet Ричард Сантулли с чувством произнес: "Люди говорят, что Баффет самый проницательный инвестор XX века. И я это подтверждаю".

"Ну да, - парировал Уоррен Баффет, - я же сижу рядом".

Многие на Уолл-стрит продолжают считать его человеком, которому просто везет. Два года назад журнал Forbes задал своим читателям вопрос: "Могли бы вы сформировать свой портфель ценных бумаг наперекор всем предпочтениям Баффета?" Две трети опрошенных ничтоже сумняшеся заявили: "Да запросто!"

Но Баффета, кажется, не слишком смущает, что его не считают самым умным. Ему достаточно достоверно знать, что он один из двух самых богатых людей на этой планете.