Кто выиграл от крымских санкций?

Эффективность экономических санкций, вводимых США и Евросоюзом начиная с 2014 года, а также ответных российских контрсанкций — тема дискуссионная. Справедливость поговорки «кому война, а кому мать родная» подтверждает беспристрастная аналитика. 

Многие крупнейшие компании не просто научились выживать в условиях «новой нормальности», но и значительно улучшили свои финансовые показатели. Мы составили собственный список из 10 российских компаний, которые выиграли от «санкционных войн».

 

1. «Газпром»

Первое место в рейтинге российских компаний, выигравших от санкций, следует отдать ПАО «Газпром», которое не просто удерживает первенство в мировом рейтинге Fortune Global 500 как самая преуспевающая корпорация из России, но и переместилось за прошлый год с 49-го на 42-е место с объемом выручки $131,302 млрд.

Успехам «Газпрома», судя по всему, не сильно мешают претензии Вашингтона и Брюсселя: американским и европейским политическим элитам не удается остановить строящиеся экспортные газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток», призванные обеспечить экспорт российского газа в обход Украины. Дания, последняя европейская страна, по территории которой должен проходить «Северный поток-2», долго пыталась противодействовать нефтегазовой экспансии из Кремля, а в конце октября разрешила провести газопровод через свои воды. Строительство «потока» должно завершиться к концу 2019 года.

Впрочем, определенные потери от «санкционных войн» компания под руководством Алексея Миллера всё же несет. В июле казахстанская структура ArcelorMittal из-за санкций США и Украины разорвала контракт с официальным дистрибьютором «Газпромнефть — смазочные материалы».

Есть у «Газпрома» проблемы и на Сахалине: в санкционный список впервые внесено конкретное месторождение — Южно-Киринское газоконденсатное на шельфе Охотского моря, входящее в проект «Сахалин-3». Штаты запретили поставлять туда любую продукцию американского производства, в первую очередь высокотехнологичное оборудование для газодобычи.

2. «Алмаз-Антей»

Когда в отношениях между крупными государствами возникают трения, хорошо себя чувствует военный бюджет. В России многие представители высшего руководства страны убеждены, что два наших основных союзника — армия и флот, поэтому видное место в экономике страны отдается Гособоронзаказу.

Первое место в топ-100 оборонных предприятий России занимает АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"», которое возглавляет бывший премьер-министр Михаил Фрадков. 60 оборонных предприятий и НИИ, входящие в концерн, разрабатывают, производят и модернизируют отечественные средства ПВО, также выпуская и гражданскую продукцию, такую как ГЛОНАСС-навигаторы, которыми в обязательном порядке снабжается автотранспорт в государственных учреждениях.

История «Алмаз-Антея» сопровождалась серией громких заказных убийств в начале «нулевых» — криминальные 90-е в российской «оборонке» несколько затянулись. В январе 2003 года был обнаружен повешенным в собственном кабинете (по другим сведениям, на собственной даче) Александр Порецкий, первый заместитель гендиректора Обуховского завода, входящего в состав концерна «Алмаз-Антей». В июне 2003 года в Москве был застрелен Игорь Климов, исполнявший обязанности генерального директора концерна, в тот же день спустя 14 часов в подмосковном Серпухове был убит Сергей Щетко, коммерческий директор предприятия ОАО «РАТЕП», входящего в концерн «Алмаз-Антей». В июле 2009 года убили начальника отдела маркетинга концерна ПВО «Алмаз-Антей» Андрея Барабенкова. Криминальные разборки вокруг российских зенитчиков удалось завершить лишь к 2010 году.

«Алмаз-Антей», входящий в первую двадцатку мировых производителей вооружения, занимает второе место в рейтинге российских компаний, выигравших от санкций.

3. «Лукойл»

Третье место в рейтинге тех, кому иностранные санкции не страшны, занимает самая большая частная компания России — ПАО «Лукойл». Доходы руководителя компании Вагита Алекперова выросли за 2019 год с 16,4 до 20,7 млрд долларов, а сам предприниматель поднялся с 4-го на 3-е место в списке, войдя в тройку крупнейших российских олигархов. Прекрасно себя чувствует еще один из основных собственников «Лукойла» и бизнес-партнеров Алекперова — Леонид Федун, чье личное состояние увеличилось на $200 млн.

Попадание самого «Лукойла» в санкционный список не было столь очевидным, однако это событие произошло в 2014 году. Казалось бы, Алекперов не относится к «друзьям Путина» и возглавляет крупнейшую частную, а не государственную нефтегазовую компанию, но эти факты всё же не уберегли владельцев клуба «Спартак» от карающего меча американской Фемиды.

Впрочем, сильно «Лукойл» не пострадал: хотя распалось крупное совместное предприятие с Total, которое было ориентировано на отработку сложных месторождений, в компании принят план по увеличению добычи на 1,5% в год. В том числе путем расширения работы в ближнем зарубежье — не так давно были открыты новые запасы углеводородов в Узбекистане, которые будут осваивать господа Алекперов и Федун. «Мы уже адаптировались», — заявляет Вагит Юсуфович, рассказывая журналистам о том, что доля российского оборудования в компании повысилась с 42 до 70%. Слова президента компании подтверждает и международный рейтинг Fortune Global 500, в котором «Лукойл» поднялся по итогам прошлого года с 69-го на 50-е место среди крупнейших мировых компаний.

4. «Мираторг»

В ответ на западные санкции российское правительство ответило политикой импортозамещения в сельском хозяйстве. Правительство рапортует, что удалось вытеснить иностранных производителей и сбить цены на птицу, свинину и помидоры. Соответственно, преуспевают те агропромышленные комплексы, которые задействованы в вытеснении зарубежного мяса и овощей с рынка.

Среди российской «пищёвки» особое место занимает агропромышленный холдинг «Мираторг» — компания, родственная связь президента которой Виктора Линника с супругой премьер-министра Светланой Медведевой отрицается официальным Кремлем, что не мешает компании чрезвычайно бурно развиваться. Господин Линник среди прочего известен тем, что назвал граждан, озабоченных исчезновением с прилавков хамона и пармезана, «закатившими истерику балаболами».

Весьма пикантным в этой ситуации является тот факт, что «Мираторг» — крупнейший получатель государственных субсидий. Так, по данным Союзмолока, в 2017 году на «Мираторг» пришлось 20% от общей суммы проектов (708 млн из 2,6 млрд рублей) молочной отрасли, одобренных комиссией Минсельхоза.

В Брянской, Смоленской и Курской областях, где у амбициозного Линника находятся огромные производства, компания получает субсидий от 90 до 99% ежегодно от выделяемых средств на поддержку животноводства, именно для этой компании по непонятным (или наоборот, хорошо понятным) причинам делают исключение и снижают таможенные пошлины, чтобы она могла конкурировать в других странах.

5. Сбербанк

Главный банк России не слишком страдает от внешнеполитических пертурбаций, а стабильно растет — если в 2014 и 2015 годах его прибыль снижалась, то затем уверенно пошла вверх — в 2018 году ПАО «Сбербанк» заработало рекордные за последние годы, в том числе предсанкционные, 833 млрд рублей.

Характерно, что Герман Греф долгое время оставался одним из немногих представителей российской элиты, связанных с государственной властью, уходящим из поля зрения вашингтонской и брюссельской Фемиды, однако всё же угодил в «кремлевский доклад» Минфина США, содержащий 210 фамилий «врагов демократии»: 114 крупных чиновников РФ и руководителей госкомпаний, а также 96 олигархов. Тем не менее американская сторона заявила, что нахождение в этом самом масштабном списке автоматически не означает введение санкций. Так или иначе, господин Греф на данный момент не имеет никаких личных ограничений в США и странах ЕС.

Похоже, наибольшие проблемы Сбер испытывает не от действий заклятых заокеанских «партнеров», а от ближайшего соседа — Украины, где происходят правовые и неправовые эксцессы в отношении Сбербанка. Весной 2017 года украинские радикалы блокировали его офисы, парализовав работу, в результате чего банку приходилось даже вводить временные ограничения на проведение операций, чтобы клиенты в панике не начали в массовом порядке забирать свои средства.

Впрочем, на данный момент украинская дочка основного российского банка продолжает действовать на территории неспокойного соседа, обходя и юридические ограничения — так, Хозяйственный суд Киева 10 октября 2019 года удовлетворил иск Сбербанка России, в котором содержалось требование признать украинский АО «Сбербанк» самостоятельным юрлицом, не принадлежащим России.

6. «Тойота Мотор»

Противостояние Москвы с Вашингтоном и Брюсселем вроде как предполагает свертывание промышленного сотрудничества, однако в Стране восходящего солнца свои взгляды на международное сотрудничество. Японская Toyota, создавшая ООО «Тойота Мотор», зарегистрированное в Мытищах, энергично развивается: за три года прибыль российского представительства компании выросла с 5 до 12 млрд рублей. Компания не фигурирует в громких скандалах, руководствуясь принципом «деньги любят тишину».

«Тойота» более пяти лет подряд удерживает звание лидера отрасли по этому показателю, об этом свидетельствует рейтинг российских заводов и дочерних структур иностранных концернов. Японцы, открывшие завод в предместье Петербурга, в поселке Шушары, похоже, обосновались в России и отнюдь не намерены сворачивать производство из-за политических факторов, а даже планируют проинвестировать в российский филиал дополнительные 20 млрд рублей.

7. «Сургутнефтегаз»

Согласно рейтингу РБК, который вслед за американским журналом Fortune, составляет список из пяти сотен лидирующих компаний, но не мировых, а исключительно российских, ПАО «Сургутнефтегаз» продемонстрировало самый внушительный в стране рост прибыли — 337%, окончательно оправившись от финансовых неудач, которые компания терпела в 2016 году, не получая прибыль, а терпя убытки.

Генеральный директор и совладелец «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, возглавляющий компанию с 80-х годов, попал в санкционный список США 6 апреля 2018 года. С тех пор аналитики предрекают, что его может постигнуть незавидная судьба. Особенности «Сургутнефтегаза» заключаются в значительных долларовых сбережениях, которые теоретически могут быть заморожены американским правосудием, в связи с чем компания Богданова скрыто переходит к торговле за евро.

В интервью Die Welt в 2014 году начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов заявил, что «Сургутнефтегаз» функционирует как «копилка валюты», но при этом остается неясным, для кого нефтегазовая компания копит деньги. «Ответ на этот вопрос могут знать только в Кремле», — предположил Суверов.

8. Wildberries

«Санкционные войны» замедлили скорость проникновения в Россию зарубежных интернет-сервисов, чрезвычайно быстро растущих за рубежом, таких, например, как онлайн-магазины. Так, один из мировых лидеров, компания Amazo», чей председатель Джефф Безос за несколько лет стал одним из богатейших людей планеты, всерьез не может претендовать на российские рынки.

Российские бизнесмены осваивают незанятую нишу. В число богатейших женщин России вырвалась Татьяна Бакальчук, основатель интернет-магазина Wildberries. Состояние этой бизнесвумен растет высокими темпами — за год оно выросло более чем в полтора раза, с $600 млн до 1 млрд.

В августе 2019 года Wildberries открыла свой 5000-й пункт выдачи заказов в городе Снежногорске Мурманской области. До конца года компания намерена открыть еще как минимум 2000 пунктов выдачи заказов, и есть основания полагать, что она справится с этой задачей. Эти достижения радуют некоторых экспертов, подчеркивающих, что бизнес Бакальчук вырос сам, в условиях конкурентной борьбы, в отличие от бизнеса традиционного лидера рейтинга женского Forbes — жены экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елены Батуриной.

9. ВТБ

Американские и европейские санкции призваны в том числе нарушить работу российской финансовой системы, однако больших неудобств отечественный банковский сектор, похоже, не испытывает. Быстрее других растут экономические показатели ПАО «Банк ВТБ»: в 2017 году его прибыль составила 120 млрд рублей, превзойдя показатель предыдущего года в два с половиной раза, а в 2018 году — 179 млрд рублей.

Быстрый рост бизнеса внушает оптимизм главе банка Андрею Костину, который даже заявил 25 октября о наступлении «санкционной паузы». В мае 2018 года господин Костин также демонстрировал оптимизм, заявив, что санкции не мешают его банку никоим образом, несмотря на то, что группа ВТБ в 2018 году всё же продала подразделение VTB Capital в США. 

10. «Норникель»

Крупнейший производитель никеля и палладия в мире не находится в санкционных списках, однако тоже сталкивается с репутационными проблемами, связанными с внешнеполитическим противостоянием России и Запада. Компанию затрясло в начале апреля 2018 года, когда за один день были потеряны 14,6% стоимости акций компании после оглашения одного из американских списков «плохих парней» в российском бизнесе, поскольку в тот день попал под санкции один из основных бенефициаров ГМК «Норникеля» — Олег Дерипаска. Последнего, кстати, в рамках санкционных противостояний можно считать самым неудачливым бизнесменом из первой тридцатки российских богачей: Дерипаска сначала стал героем секс-скандала, а затем единственным крупным предпринимателем из России, которому пришлось уступить руководство в своих компаниях «Русал» и En+ иностранным собственникам и руководителям.

Тем не менее на деятельности «Норникеля» проблемы Дерипаски пока что мало сказываются. То, что дела у компании, чьим основным акционером является Владимир Потанин, идут весьма неплохо, видно из позиции этого олигарха в списке российского Forbes — в 2019-м, как и годом ранее, он занимает 6-е место, а вот личный капитал бизнесмена, известного потанинскими стипендиями для студентов, вырос с $16,9 до 18,1 млрд.