Кто "заказал" Volkswagen?

07.10.201500:00

«Молодец, настоящий солидный человек и предприниматель, все наши договоренности исполняет», – хвалил Владимир Путин председателя правления Volkswagen AG Мартина Винтеркорна после открытия в Калуге завода по производству двигателей.

С российскими машинами немцы замахнулись даже на экспорт – планировали поставлять автомобили не только в страны СНГ, но и в Европу. Производство в России в связи с девальвацией рубля теперь выгоднее, чем где бы то ни было. По данным аналитического агентства J.D. Power & Associates, затраты на оплату труда в пересчете на один автомобиль составляют, например, на заводах в Румынии около 400 евро, в Турции – почти 300 евро, а в России – примерно 230 евро.

Буквально через две недели после открытия калужского завода двигателей (церемония состоялась 4 сентября) в США разразился скандал, приведший к отставке Винтеркорна, проверке всех моделей автомобилей концерна и угрозе серьезного штрафа. Называется сумма в $18 млрд.

Скандал – «дизельный». Как выяснили исследователи из Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT) – независимой некоммерческой организации, – у Volkswagen Jetta выбросы окислов азота превышали установленную в США норму в 15–35 раз, а у Passat – в 5–20 раз. Тест прошла только BMW X5, лишь однажды превысив норму. В результате оказалось, и в этом признались сами немцы, что компания разработала и установила в автомобили спецальные контроллеры, которые обманывают программу, определяющую количество выбросов вредных веществ в атмосферу: во время теста двигатель работал в усеченном режиме.

Буквально за несколько дней капитализация компании обвалилась почти на 40%, до 50,2 млрд евро. В пессимистичном сценарии аналитики снизили прогноз доходов для VW и Audi на 2015–2017 гг. на 35%. И это без учета выплат по возможным искам от потребителей, обесценивания акций и потерь от смены менеджмента. Кроме того, руководство концерна оказалось под угрозой уголовного преследования. Имиджевые потери понес не только Volkswagen, но и все немецкие автопроизводители.

В США действительно более жесткие, нежели в Европе, автомобильные экологические стандарты. И Volkswagen сделал ставку на дизель именно в США, позиционируя его как экологически чистый. На это клюнули потребители, всегда уважавшие большие машины с мощными бензиновыми двигателями. На расход раньше внимания никто не обращал. Но после кризиса 2008 г. ситуация изменилась: стали популярными более экономичные автомобили, да еще и с европейским дизелем с низким расходом топлива. Вина Volkswagen, конечно, огромная, но, полагают опрошенные «Ко» эксперты, не исключено, что скандал в большей степени раздут конкурентами, желающими подвинуть европейцев на американском рынке.

Так, например, совокупные продажи автомобилей Volkswagen и Audi в США в июле выросли на 8,4% при ожидавшемся подъеме на 3,6%. А представители «детройтской тройки» автопроизводителей – General Motors Co. (GM), Ford Motor Co. и американское подразделение Fiat Chrysler Automobiles NV – увеличили продажи в прошлом месяце на 6,4%, 5% и 6,2%. Японские компании – Nissan Motor Co., Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co. – также уступили Volkswagen. Они увеличили реализацию автомобилей в США соответственно на 7,8%, 0,6% и 7,7%.

Американский скандал Россию вряд ли затронет. «Исходя из тех данных, которые получил Росстандарт, <...> у нас проблем с нарушением наших норм и наших стандартов на сегодня нет, – заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. – Это касается не только Volkswagen, но и других производителей и дизельных двигателей, и автомобилей с дизельными двигателями, которые производятся предприятиями и поставляются на российский рынок».

По его словам, у Росстандарта нет претензий к дизельным автомобилям группы Volkswagen и других автопроизводителей. Впрочем, дизельные двигатели в России не любят. Во-первых, цена такого автомобиля выше, во-вторых, обслуживать дизельный мотор дороже, в-третьих, дизтопливо в стране некачественное и дорогостоящее. 

Дела немецкого концерна в России идут и так не слишком хорошо. За восемь месяцев 2015 г. продажи автомобилей Volkswagen снизились на 42%, Audi – на 29%. Для сравнения: продажи BMW за тот же период упали на 21%, Mercedes-Benz – на 10%. Весь автомобильный рынок России с начала года сократился на 33,5%, до 1,1 млн штук.

 

Игорь Фомин, директор автосалона «Автерра»:

«От скандала страдают в первую очередь европейские компании. $18 млрд, которые могут быть выплачены Volkswagen в виде штрафов, концерн заработал за три года. Это огромный удар по компании. Продажи на крупнейшем для европейцев автомобильном рынке резко сократятся. Нельзя исключать, что США попытаются воспользоваться этим, чтобы ослабить присутствие немцев на своем рынке.

В России у Volkswagen проблем быть не должно, поскольку здесь к экологии не такое трепетное отношение, как на Западе. Вряд ли из-за нарушения стандартов люди перестанут покупать автомобили». 

 

Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического
агентства «Автостат»:

«На продажах Volkswagen в России скандал не отразится. Но здесь на марку будет влиять удар по репутации, потребители перестанут покупать авто этой марки из-за фальсификации результатов тестов. Покупатели могут перестать доверять представителям концерна и в других технических показателях. Например, в данных по расходу топлива. Основные усилия Volkswagen придется потратить на восстановление имиджа. Если говорить о продажах, то дизельные машины и так продавались в России плохо. И российские экологичские нормы мягче американских и европейских. С точки зрения экологии в России претензий нет. С 1 января 2015 г. сертификация новых автомобилей должна проводиться по стандартам «Евро-5», но автопроизводители попросили правительство отложить введение этих норм. В кризис они оказались не готовы вкладывать дополнительные средства в экологию. Да и сами нефтеперерабатывающие заводы пока не могут выпускать экологичное дизтопливо в достаточных объемах».

 

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:

«Немцы умеют делать правильные выводы. Когда компания честно признается в нарушениях, когда глава уходит в отставку – такая позиция вызывает уважение. И они сделают так, чтобы подобное не повторилось. А значит, репутация марки со временем будет восстановлена. Многие, особенно в нашей стране, в подобной ситуации до последнего отнекиваются и стараются переложить ответственность на других».