Top.Mail.Ru
политика

Кто заплатит за отключение Интернета в Белоруссии

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress

Главным инструментом антиреволюционной борьбы в Белоруссии стало отключение Интернета. Однако уличные протесты от этого не ослабли, и к основным требованиям забастовщиков, наряду с пересчетом голосов на президентских выборах, добавилось: вернуть сеть. А вот бизнесу был нанесен серьезный удар. Из Минска поступали сообщения о перебоях в осуществлении безналичных платежей, в работе транспортной системы, служб каршеринга и такси. Прямые потери экономики оцениваются более чем в 50 млн долларов в день. С большими трудностями столкнулись резиденты минского Парка высоких технологий — уже в ближайшее время возможен исход стартапов с этого «островка цифровой свободы». 

Без Интернета жизни нет

В диктаторских режимах Интернет традиционно становится первой жертвой протестов, — напоминает технический директор «Роскомсвободы» (признана в России иноагентом) Станислав Шакиров.

«Такое уже было в Сирии, Ливии, во время Арабской Весны каждая вторая страна пыталась отключать Интернет, — говорит Станислав Шакиров. — Власти считают, что если лишить людей доступа к сети, то коммуникации между протестующими не будет и волнения сойдут на нет. Это сложно прокомментировать: вряд ли это когда-то измерялось. Но были достаточно забавные факты, что, наоборот, чем меньше Интернета, тем охотнее люди выходят на улицу, потому что, когда нет Интернета, тебе нечего делать дома».

Кроме того, озлобленность людей повышается, потому что из-за отсутствия сети меняется привычный порядок жизни: невозможно посмотреть прогноз погоды, вызвать такси, узнать расписание транспорта...

«Вся "бытовуха" завязана на Интернете, и его отключение отбрасывает в бытовом плане на 20 лет назад, — отмечает Станислав Шакиров. — Если люди среднего возраста еще могут обойтись без Интернета: они жили, когда его не было, — то младшее поколение другой жизни не знает. Это очень дискомфортная история».

Среди причин, которыми руководствовалась команда Лукашенко, эксперты называют и страх иностранного влияния.

«У белорусских госслужащих есть уверенность, что протестами управляют за границей. Вероятно, отключение Интернета было задумано для того, чтобы эти "организаторы" и протестующие не могли координировать свои действия через Интернет. Также был заблокирован доступ к сайтам многих медиаресурсов — скорее всего, для того, чтобы не допустить активного распространения информации о разгонах протестов и избиениях людей», — говорит юрист правозащитной организации Human Constanta и инициативы «Цифровые наблюдатели» Алексей Козлюк.

К выключению явно готовились. Как рассказали «Компании» в Human Constanta, в июле они дважды фиксировали ночные «учения» в Белоруссии, когда Интернет отключался в районе 1-2 часов ночи.

«Таким образом проверяли, как отключить Интернет с наименьшими последствиями для инфраструктуры, — считает правозащитница организации Яна Гончарова. — Однако мы предполагаем, что те, кто выключал рубильник, не до конца понимают, как устроена сеть и к чему приведет шатдаун».

Рубильник экономики

Для властей стоимость действий по отключению Интернета равняется нулю: достаточно одного звонка в «Белтелеком», там «отрубают» магистрального провайдера и национальный центр обмена трафиком.

За счет централизации белорусского Интернета это сделать достаточно просто и быстро (в России, по причине наличия на этом рынке по меньшей мере четырех крупных игроков и сотен небольших, такой сценарий воспроизвести невозможно).

На сайте организации NetBlocks, наблюдающей за отключениями Интернета по всему миру, есть счетчик, которые оценивает примерную стоимость шатдауна. Согласно их данным, экономика теряет более 50 млн долларов ежедневно.

Первым делом при отключении Интернета страдают инфраструктурные сферы — перестают работать банковские карточки, что и произошло в Белоруссии в первый же день отключения. Одновременно стали появляться сообщения о перебоях в работе транспортной системы: каршеринга и службы такси, картографических сервисов.

«Нам пока неизвестно о более серьезных последствиях, однако в теории такие действия могли к ним привести. Восьмого августа началась загрузка ядерного топлива в реактор БелАЭС, можно только догадываться, с какими проблемами столкнулся персонал станции в момент отключения Интернета. Официальных сообщений на этот счет не поступало», — резюмирует Алексей Козлюк.

Компании-резиденты Парка высоких технологий и руководство самого парка обращались к госорганам, в частности в Совет безопасности и говорили об ущербе, который наносят отключения Интернета.

В Human Constanta полагают, что компенсации, предлагаемые операторами, вряд ли покроют возможные расходы юрлиц. «Юрлицам необходимо ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, таковыми их должна признать Белорусская торгово-промышленная палата. А если речь идет о выплате налогов или других обязательствах перед государством, необходимы соответствующие решения Совета министров, Министерства по налогам и сборам и других компетентных органов», — подчеркивают правозащитники.

«Сутки простоя Интернета для экономики Белоруссии — 56 млн долларов, или примерно по 6 долларов на жителя (в стране, по данным на 2018 год, проживает 9,5 млн человек), понятно, что эта цифра спорная», — говорит директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Михаил Климарев.

При этом, как замечает эксперт, юридическим лицам не к кому обращаться по поводу потерь из-за отключения Интернета, ведь официальные власти Белоруссии винят во всем DDoS-атаки.

Власти Белоруссии за четыре дня в плане повышения цифровой грамотности населения сделали больше, чем могли бы специализированные курсы за несколько лет: население быстро научилось обходить блокировки приложений и сайтов.

Были запущены инициатива «Цифровые наблюдатели» и канал для фиксации сбоев и распространения памяток по партизанскому подключению к Интернету. В данный момент лучше всего себя показали такие сервисы, как Psiphon, X-VPN, Taychon и NewNode.

Многие пользователи перешли в Telegram, который не смогли заблокировать, как ранее в Китае и России.

прочитать весь текст

Парк белорусского периода

Последние пять лет Белоруссия активно популяризировала свою юрисдикцию для IT-бизнеса. Парк высоких технологий предлагал налоговые и регуляторные условия, привлекательные для цифровых компаний постсоветского пространства. Согласно статистике, IT-сектор обеспечивал 5 % ВВП страны и свыше 3 % экспорта.

«Создав Парк высоких технологий, Беларусь вывела себя в число прогрессивных стран. В Минске много мигрантов, в том числе из России, которые занимались разработкой софта. Понятно, что в стране, где периодически могут отключать Интернет, находиться таким компаниям и таким специалистам особого смысла нет. Работа в этом случае становится непредсказуемой. Так что цена шатдауна в том, что Белоруссия перестанет быть ИТ-страной, а это — очень негативно скажется на экономике государства», — отмечает технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров.

Более 300 компаний парка подписали открытое письмо к руководству Белоруссии, в котором сообщили, что стартапы рождаются в атмосфере свободы и открытости, и выразили намерение покинуть страну.

Как полагает Михаил Климарев, бизнесу именно это и следует сделать.

«За отключением Интернета следуют репрессии: избиение мирных граждан, стрельба, обыски и так далее, — рассказал он журналу "Компания". — Непонятно, к кому придут автоматчики в масках в следующий раз. 12 августа они уже побывали в офисах "Яндекс" и Uber, Wargaming, причем логика обыска в последней компании вызывает большие вопросы». 

Маск спасает Белоруссию?

Как только доступ в интернет приоткрывался, соцсети и медиа наводнялись говорящими снимками и видео о происходящем в Минске и других городах страны. На один их таких постов в Twitter отреагировал Илон Маск. «Печально. Чем можно помочь?» — спросил он в комментариях под видеоролликом

Работа для Маска действительно нашлась. На Change.org опубликована петиция к бизнесмену с просьбой обеспечить страну бесплатным спутниковым интернетом на время протестов. По состоянию на 14 августа петицию подписали более 6 с половиной тысяч человек.

«Подобная петиция говорит о том, что люди не уверены в том, что отключений больше не будет. На спутниковый интернет у чиновников гораздо меньшее влияние. Сегодня планы по создания в космосе спутниковых группировок для обеспечения интернетом всего мира есть не только у Starlink Илона Маска, но и Amazon.Однако я не думаю, что Илон Маск сейчас начнет делать это для Белоруссии! — прокомментировал петицию гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

«Система спутниковой связи достаточно жестко регулируется и в настоящее время не очень понятно каким образом можно легально ввозить и устанавливать в Беларуси оборудование для использования спутникового интернета Starlink», — добавляет Яна Гончарова.

прочитать весь текст

Подготовлено при участии Виталия Мосеева