Куда катится офисное кресло

02.04.201200:00


Сегодня, если спросить даже не эксперта, а любого продвинутого человека о будущем офисов, он ответит, что скоро их не будет вообще, что мобильные устройства позволят всем сотрудникам работать в любой точке Земли, в крайнем случае, заходя в интернет-кафе. Но хотя такая тенденция имеет место, отменять офисы никто не собирается. Что же произойдет с ними, с рабочими местами для миллионов людей, презрительно именуемых "офисным планктоном", но тем не менее становящихся доминирующим сословием во всех крупнейших городах мира?

Узнать о том, как изменится российский офис и какие трансформации ждут офисную мебель, оборудование и планировку, можно тремя способами.

Во-первых, смотреть на эксперименты, которые пытаются проводить со своими офисами российские компании.

Во-вторых, следить за переменами, происходящими в наиболее продвинутых компаниях за рубежом, и верить, что Россия рано или поздно заимствует западный опыт.

В-третьих, можно положиться на умозрительные прогнозы экспертов и футурологов.

В любом случае офисы не останутся такими, какими они были.


Хочется воздуха

Одно из изменений планировки офисов, в коем уверены многие эксперты, - это крах кабинетной системы, ликвидация перегородок между сотрудниками и окончательное торжество концепции открытого пространства. "Мне кажется, офис будущего - это open space, где все сидят вместе, - полагает Андрей Ященко, топ-менеджер мебельного холдинга MZ5. - Более того, активно будет использоваться подход hot desking, когда люди смогут работать за любым столом, который им нравится. Должно стать гораздо меньше бумаг, поэтому офисная мебель будет уменьшаться в размерах. Но при этом зоны отдыха станут максимально комфортными. Минимализм, практичность и экологичность - основные тренды". И эти тренды уже активно присутствуют в России.

Открытое пространство как наиболее вероятную тенденцию отмечают и дизайнеры, и сотрудники. Последние видят в open space не только комфортное пространство, но и новые коммуникативные возможности. "Это значительно экономнее и демократичнее, - считает представитель коммуникативного агентства "Нектарин" в Гонконге Сергей Кокарев. - Кроме того, рост числа сотрудников приводит к уплотнению "народонаселения" офисов. Скорее всего, в моду, а точнее в необходимость, войдут трансформирующиеся пространства. В Гонконге, например, есть целый небоскреб-трансформер - это здание HSBC". 180-метровая башня, прозванная в народе "Роботом" и построенная по проекту британского архитектора Нормана Фостера, действительно внешне очень напоминает задумчивого робота-трансформера. Главной архитектурной особенностью стало полное отсутствие внутренних несущих конструкций: огромная коробка HSBC, похожая на полый, архитектурно совершенный муравейник, полностью просматривается вверх до 47-го этажа.

В российских бизнес-центрах тоже пытаются строить свои "муравейники" "Когда мы переезжали в новый офис, вопрос об отдельных кабинетах даже не стоял, - рассказывает управляющий партнер RADIX-and-Partners Russia Андрей Палютин. - Open space - это, очевидно, удобная форма организации пространства. Есть возможность постоянно поддерживать контакт с сотрудниками, боевой дух. Но все это работает при условии относительно небольшого количества людей в помещении и достаточного пространства для организации рабочего места. Иначе офис open space начинает напоминать биороботов в коробочках, а это не самое приятное впечатление".


Не только работа

Проблема заключается в том, что стены кабинета или перегородки общего зала обеспечивают сотрудникам офиса хоть какой-то уровень приватности, в то время как в общем пространстве работник оказывается на "витрине" - под постоянным психологическим давлением коллектива и начальства. Чтобы не дать "офисному планктону" сгинуть от стресса, открытые рабочие пространства должны быть скомпенсированы отделенными от них зонами отдыха.

Сегодняшние офисные работники хотят зонирования - разделения офиса на рабочие места и лаунж-зоны. Толкование понятия "лаунж-зона" напрямую зависит от корпоративной культуры и традиций, существующих в компании. "Перевод - работа творческая, при этом требующая определенной самоорганизации, - говорит менеджер-координатор агентства лингвистического сопровождения "Шаг навстречу" Кристина Королева. - Мне и моим коллегам важно иметь возможность делать регулярные перерывы, чтобы, оторвавшись от компьютера, немного отвлечься. Для этого мы оформили в офисе зону отдыха с диванчиком, окруженным живыми растениями в горшках. Там мы можем попить чай, полистать иностранные газеты и журналы, обсудить текущие дела - не только рабочие, но и личные".

Некоторые эксперты предвидят, что прогресс в компьютерной технике и коммуникациях, до неузнаваемости изменивший рабочее место служащего, затронет и лаунж-зоны. "По всей видимости, в зоне отдыха вместо газет появятся планшетники, а живые растения будут заменены на встроенные увлажнители воздуха, - рассуждает об офисе будущего Кристина Королева. - Что касается нашей профессиональной сферы, то было бы здорово иметь некую широкую электронную панель, где каждый из переводчиков мог бы делиться своими открытиями и размышлениями, советоваться с коллегами, публиковать переводческие казусы".

При этом специальные зоны могут быть не только для работников, и даже не только для взрослых. "В планах банка "Петрокоммерц" стоит реализация пилотного проекта по созданию на базе одного из допофисов специально оборудованного помещения для детей сотрудников. Очень многие задерживаются на работе и не всегда успевают, например, вовремя забрать ребенка из детского сада или просто не имеют возможности оставить его с няней, - говорит Ольга Проконина, директор службы по связям с общественностью и рекламы "Петрокоммерц". - Именно поэтому мы решили попробовать и организовать для детей некое игровое и образовательное пространство, находящееся в зоне доступности одного из родителей. Комната позволит родителям не волноваться за ребенка, быть рядом с ним, в то время как ребенок сможет заниматься с воспитателем или просто играть с другими детьми. Также одной из наших инициатив в рамках допофиса будущего является поддержание программы "Безбарьерная среда", нацеленной на людей с ограниченными возможностями. Мы хотим, чтобы не только клиенты/партнеры банка чувствовали себя комфортно, но и наши сотрудники могли получить полноценное комфортное рабочее место".

Стоит признать, что для России практика создания детских комнат сравнительно нова, хотя такие комнаты постепенно распространяются в торговых центрах, ресторанах и в некоторых офисах, но для клиентов, приходящих с детьми, например в поликлиниках. В Сбербанке для детей создают уголки, где ставят столики с цветными карандашами. Однако комнаты для детей сотрудников - пока еще экзотика.


Будь как дома

Впрочем, взаимоотношения между работой и отдыхом куда сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Они не обязательно будут сосуществовать в разных зонах офиса, между которыми высится непроходимая стена. Раз уж высокие технологии не помогают сократить рабочее время, то дизайнеры предлагают проводить это время в комфортной обстановке. "Мы в офисе проводим по 10-12 часов, почти уже живем, а дома, напротив, все чаще работаем, - отмечает Елена Аралова, исполнительный директор компании Martela, торгующей импортной мебелью. - Поэтому и происходит взаимная диффузия стилей, отсюда недавно вспыхнувшая любовь к элементам мебели из войлока или шерсти или попытки интегрировать живые цветы и растения в структуру предметов мебели (журнальный столик с уже встроенной в него вазой для цветов)".

Интерьер офиса все больше "одомашнивается", говорят специалисты. Растет спрос на мебель для неформальных встреч, то есть существует потребность в пространстве, где несколько коллег могут в течение 15-20 минут с комфортом обсудить текущие вопросы. "Для таких спонтанных "митингов" нужна другая мебель - менее официальная, более креативная, позволяющая сменить обстановку и пусть на короткое время взбодриться, - говорит Елена Аралова. - Для этих случаев подходит высокий стол с барными табуретами или, напротив, группа низких мягких пуфов; возможно, группа интересных эргономичных кресел с кофейным столиком".

В сущности, возникновение особых зон для отдыха и детей, а заодно и рост комфорта и "одомашнивание" рабочего места свидетельствуют о постепенном распространении философии Edutainment (education + entertainment). Офисному люду не хочется больше корпеть весь рабочий день над заваленным бумагами столом, есть желание развиваться, учиться чему-то новому, и чтобы это было не принудительно и не скучно. Все чаще в офисах проводятся лекции, кулинарные мастер-классы, мини-концерты по пятницам. Среди офисных "аксессуаров" появляются теннисные столы в коридорах, тренажерные залы и даже игровые приставки.


"Умная" мебель

Для большинства современных российских офисных работников пределом мечтаний становятся пробковая доска с личными фотографиями и крутящееся кресло. На Западе мыслят куда масштабнее.

В европейских офисах большой популярностью пользуется "умная" мебель. Например, письменные столы с электрической регулировкой высоты столешницы. За таким столом можно поработать и сидя, и стоя, что гораздо полезнее для здоровья, чем неизменная поза в течение всего дня. Высоким спросом пользуются и эргономичные кресла, способные правильно поддерживать спину и поясницу. Правда, у нас такая мебель пока не прижилась. "Умная" мебель еще не скоро начнет активно продаваться в России, - считает советник ректора Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ Наталия Балашова. - Дело даже не сколько в деньгах, хотя раскошеливаться на мебель, сохраняющую здоровье сотрудников, среди работодателей в большинстве случаев не принято. У нас нет культуры заботы о своем здоровье, это не модно. Вот если показателем статуса будет эргономичная и "умная" мебель, то она тут же появится у руководства и в приемной у секретариата. Ну и, может быть, потом у сотрудников. Пока же это "игрушки" для "европеизированных" руководителей компаний".


Суровая реальность

Дизайнеры и импортеры уверены, что прогрессивные тенденции в планировке офисов рано или поздно восторжествуют. Отечественные производители мебели более консервативны в своих прогнозах и наступления будущего в виде полудомашних интерьеров и развлекательных зон пока не замечают. "Я не могу сказать, что в известных мне компаниях интерьер стал более "одомашненным", - комментирует Андрей Ященко. - Ведь в офисе нужна мебель, действительно удобная для работы и максимально функциональная. Не думаю, что есть значительное пересечение между сегментами офисной и домашней мебели".

Производители офисной мебели также не ждут в ближайшей перспективе и серьезного увеличения числа офисов open space. Если на Западе начальники спокойно относятся к одинаковым для всех столам и стульям, то их российские коллеги в большинстве своем предпочитают отличаться от подчиненных, да и располагаться стремятся не в общем пространстве, а в отдельном кабинете. "Классические кабинетные решения останутся популярными еще долгое время, что обусловлено как менталитетом потребителя, так и рынком офисной недвижимости, - сказал "Ко" директор мебельной фабрики "Эдем" Игорь Морозов. - Несмотря ни на что, большинство офисных помещений, особенно старой планировки, имеет ограниченные возможности по размерам".

Изменения офисной мебели происходят медленно. По словам игроков рынка, на сегодняшний день все эксперименты - это использование большего количества цветов и фактур. Пожалуй, единственное, в чем согласны дизайнеры помещений и производители офисной мебели, - это усиливающийся тренд использования мобильной мебели. "Продолжает набирать обороты популярность проектной мебели, позволяющей оперативно выстраивать рабочие пространства - от зала заседаний до комплексного офиса с рабочими и руководительскими местами", - говорит Игорь Морозов.

Лучшие офисы России

Siemens - победитель в номинации "Организация пространства"

Рабочее пространство офиса представляет собой тотальный open space. Помимо использования мобильной мебели, например столов с двигающейся крышкой, которые позволяют работать как сидя, так и стоя, в офисе предусмотрены мобильные модули 2,7 х 2,7 м. По сути, это закрытые переговорные комнаты, которые можно "придвинуть" по необходимости к той или иной рабочей группе.

Yota-VIP - победитель в номинации "Кабинет руководителя"

Источником вдохновения при создании VIP-зоны послужил фантастический фильм "Остров" (The Island), а точнее сцена, когда главный герой (его играет Эван Макгрегор) приходит в кабинет директора института. Футуристический образ этого кабинета - с бетонными стенами, рабочим столом с touch-screen панелью вместо столешницы и выразительными арт-объектами - и был принят за основу. Базовые слагаемые бренда Yota - оригинальность, радость, свобода действий. Нужно было найти дизайнерские предметы, которые могли бы служить невербальным сообщением об этом.

"Яндекс" (офис Санкт-Петербург) - победитель в номинации "Бренд и имидж"

Присутствие бренда в офисе "Яндекса" проявлено значительно тоньше, чем это кажется при беглом взгляде на стойки рецепции с логотипом. Неформальная рабочая среда, ставшая практически нормой для высокотехнологичных компаний, здесь создана благодаря плавному зонированию и элементам домашней обстановки - тканевым шторам, уютным торшерам и многочисленным "зеленым" островкам. Интересно, что на образ работает даже сложная структура потолка, темные фрагменты которого можно воспринимать как коммутационные порталы.

Barvikha hotel-and-spa - победитель в номинации "Бизнес-пространство в общественном интерьере"

Фирменный стиль отеля был разработан знаменитым Антонио Читтерио во всех деталях, включая мебель и отделку. Итогом такого редкого сейчас подхода стало удивительно целостное luxury-пространство, безупречное с точки зрения пропорций и используемых материалов. Благодаря архитектору Екатерине Рудковской, руководившей воплощением проекта в России, оригинальный замысел был реализован с исключительным качеством.

Google Moscow Office - победитель в номинации "Комфорт и эргономика"

Московский офис Google - один из лучших вариантов комфортной среды для программистов, где с юмором и любовью подчеркнута национальная специфика. В разработке концепции нового офиса принимали участие сами сотрудники Google - интерьеры выполнены с учетом их предпочтений. Московские "гуглеры" хотели создать офис, который отражал бы корпоративную культуру Google, но при этом имел "русскую душу". В итоге выбор пал на русские народные сказки и любимые с детства мультфильмы и киноленты. Весь офис, включая переговорные комнаты, оформлен в стиле известных произведений. Например, можно посидеть на точной копии "12 стульев" в одноименной переговорной, покрутить штурвал во "Врунгеле", посчитать птиц в "38 попугаях" или погреться у очага папы Карло.

Рейтинг составлен по итогам конкурса Best Office Awards 2011, проведенного порталом officenext.ru