Купи меня нежно

31.01.200500:00

На минувшей неделе BNP Paribas официально объявил о расторжении сделки по приобретению 50% компании, контролирующей «Русский Стандарт». Однако неудача с банком Рустама Тарико не ослабила интереса французов к российскому рынку. Теперь BNP Paribas фигурирует в числе основных претендентов на КМБ-банк, контролируемый ЕБРР и Фондом Сороса. Занимающий 179-е место по размеру собственного капитала, КМБ по своим финансовым показателям, конечно, уступает входящему в первую тридцатку «Русскому Стандарту». Но зато это банк со 100-процентным иностранным капиталом, а потому – с абсолютно понятной «западникам» идеологией ведения бизнеса и риск-менеджментом. (Не случайно, например, представители также контролируемого иностранцами Международного московского банка утверждают, что в качестве потенциальных объектов для поглощения рассматривают прежде всего финансовые институты, чьими акционерами являются International Finance Corporation (IFC) или ЕБРР.) Кроме того, специализируясь на кредитовании мелких и средних предприятий, КМБ-банк занимает лидирующие позиции в этой нише. Да и просят нынешние владельцы КМБ, если верить циркулирующей на рынке информации, не так уж много – около $80 млн.

Неудивительно, что в борьбе за КМБ-банк с BNP Paribas схлестнулись также итальянский банк Intesa и немецкий Deutsche Bank, который в последнее время проявляет небывалую активность на российском рынке. Сейчас завершается сделка по доведению до 100-процентной доли Deutsche Bank в «Объединенной финансовой группе». (Не исключено, что интерес Deutsche Bank к ОФГ обусловлен, прежде всего, тем обстоятельством, что компания, основанная российским экс-министром финансов Борисом Федоровым и американским инвестиционщиком Чарльзом Райаном, является держателем крупного пакета акций «Газпрома», к которому немцы традиционно неравнодушны. А поскольку в последнее время некоторые обладающие административным ресурсом бизнесмены  пытаются отобрать у ОФГ этот актив, неудивительно, что Федоров и Райан решили уйти под прикрытие  Deutsche Bank).

Помимо этого немецкий финансовый гигант ведет консультации о приобретении пакета акций Внешторгбанка.

Глобальные конкуренты Deutsche Bank – американская Citigroup и британская HSBC – в России пока ограничиваются развитием бизнеса своих «дочек» (хотя, судя по развернутой «Сити» масштабной маркетинговой кампании, банк явно намерен «окучить» всех мало-мальски обеспеченных москвичей и петербуржцев) и вопреки неоднократно возникавшим слухам до сих пор никого не купили. Правда, 38-летний Джерри Асселстайн, назначенный недавно председателем правления ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», «отвечал за интеграцию недавно поглощенных компаний в группу HSBC». Иными словами, нельзя исключать, что британский банк, сама история которого пестрит многочисленными слияниями и поглощениями, наконец-то намерен продемонстрировать свои «приобретательские» навыки и в нашей стране.

Как показывает история с «Русским Cтандартом», отечественные банковские собственники, видя интерес к своим активам, не прочь взвинтить цены. Кроме того, власти, похоже, не стремятся способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в российский банковский сектор. Как только стало известно об отказе BNP Paribas покупать «Русский Cтандарт», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что, скорее всего, закроет дело о нарушении банком Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг (ранее ФАС обвинила «Русский Стандарт» в умышленном сокрытии информации о реальных кредитных ставках). «Выдавать предписание и признавать банк нарушителем антимонопольного законодательства сейчас неэффективно. Так сложнее контролировать исправление нарушения», – объясняет изменение позиции своего ведомства замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Как бы то ни было, но «Русский Стандарт», пусть и следующий советам ФАС, теперь уже едва ли достанется иностранцам.

Не менее примечательная история – благодаря действиям российских властей – приключилась с Росбанком. По словам одного из банкиров, представители UniCredito Italiano, проводившие осенью минувшего года due diligence банка Владимира Потанина, после того как услышали о предъявлении налоговых претензий «Вымпелкому», «быстро все свернули и уехали». Неудивительно, что теперь лояльный властям хозяин «Интерроса», вроде бы, по словам собеседника «Ко», уже и отказался от идеи продавать банк.