Купи себе немножко Сбербанка

01.04.200200:00

В пятницу 22 марта, всего через день после назначения нового председателя Центробанка, на российском фондовом рынке произошло что-то невероятное. Всего за два первых часа торгов в системе РТС капитализация одного из основных банковских активов ЦБ – Сбербанка – выросла на 15%. Именно настолько подорожали акции банковского монополиста. Дальше – больше: объем торгов акциями «Сбера» на минувшей неделе был в 4 – 6 раз больше обычного. Рост акций продолжился и на минувшей неделе (см. график). Менее чем за неделю акции подорожали с $107 до более чем $130 за штуку. Такой необыкновенный всплеск интереса к акциям Сбербанка можно объяснить чем угодно, только не улучшением качественных показателей эмитента. Главные причины бурного роста котировок – политические. Ну и спекулятивные, конечно.

Когда неизвестна точная подоплека события, аналитики, как правило, начинают рассуждать «о целом ряде причин». Основной причиной в этом ряду называют изменение в позитивную сторону рекомендаций по акциям «Сбера» трех крупнейших инвестиционных компаний – «Тройка-Диалог» (до уровня «активно покупать»), Объединенной финансовой группы и Brunswick UBS Warburg (до уровня «покупать»). Правда, последние две компании пересмотрели свои прогнозы относительно Сбербанка еще в начале года. А «Тройка» выпустила свой аналитический отчет об акциях банка 15 марта – за неделю до начала неожиданного роста. Так что данное объяснение было бы неполным. Следующим по важности событием аналитики назвали предоставление Сбербанком отчетности по российским стандартам, которая свидетельствовала о более чем успешном завершении прошлого года: кредитный портфель банка возрос почти на 70% (при том, что банк обеспечивает до 40% всего банковского кредитования предприятий в России); вклады населения увеличились на 42%, и доля Сбербанка на рынке частных вкладов по-прежнему держится на уровне 80% (как и в 1999 году); чистая процентная прибыль банка выросла на 56% и достигла $1,55 млрд. При этом доля операционных затрат в общих активах снизилась с 11,7% до 10%. Наконец, по мнению аналитиков, свою роль сыграл и тот факт, что новоиспеченный председатель ЦБ объявил о возможной продаже контрольного пакета акций ВТБ правительству. Цена этого пакета, по мнению экспертов, будет намного превосходить нынешний «рыночный» уровень цен. Так что новая предполагаемая цена для акций ВТБ значительно подняла «бэнчмарку» (цену для сопоставления) и для «Сбера».

Нельзя сказать, что акции банковского монополиста до этого лежали без движения. «Сбер» кормил трейдеров и спекулянтов на протяжении всех послекризисных лет. Цена его акций выросла с менее чем $25 в конце 2000 года до более чем $130 на прошлой неделе (см. график). И этот рост вполне объяснялся ростом доверия к банкам и улучшением состояния отечественной банковской системы, укреплением в ней монопольного положения Сбербанка не только на рынке честных вкладов, но и среди корпоративных клиентов. Однако взрывоподобный рост котировок вслед за отставкой Геращенко невозможно объяснить иначе как политическими причинами и сменой общего настроя по отношению к российским банкам. Собственно, произошедшее – пощечина бывшему главе ЦБ: серьезные инвесторы просто не верили в способность Геракла создать такие условия игры, при которых банки могли бы стать нормальными фирмами, зарабатывающими прибыль для своих акционеров.

Обратим внимание на тот факт, что наиболее активными приобретателями акций Сбербанка выступили брокеры Альфа-банка. Они исполняли заказ одного или нескольких очень крупных клиентов, которые, судя по всему, приняли стратегическое решение о вхождении в капитал «Сбера». Сами трейдеры Альфа-банка никак не объясняют интерес своих клиентов, ограничиваясь лишь общими фразами. Практика свидетельствует, что заказы через брокеров «Альфы» делают либо олигархические группировки (как было, например, во время скупки акций ГАЗа в 2000 году), либо крупные иностранные инвесторы. И те и другие могли выразить таким способом свою готовность поучаствовать в будущей приватизации крупнейшего российского банка.