Купить нельзя украсть
Британская исследовательская организация Centre for Retail
Resarch (CRR) опубликовала любопытные мировые данные по динамике воровства среди
покупателей в розничной торговле.
Число случаев воровства со стороны покупателей и, соответственно, суммы, на
которые украдено товаров с полок магазинов, выросли. Причины этого очевидны, а
на первое место среди них эксперты CRR ставят рост безработицы и сопряженные с
этим падение доходов потребителей и их неуверенность в завтрашнем дне, а также
сокращение расходов на системы сигнализации и охраны самими торговыми точками.
Однако кризисные поправки в привычную среднестатистическую картину
оказались на самом деле не столь уж значительными, как можно было бы
предположить. В целом в мире (по России данных нет) стоимость похищенного из
розницы за период с июля 2008 года по июнь 2009-го составила 84,17 млрд евро, и
это всего-то на 5,4% больше, если сравнивать с тем же периодом, но годом ранее,
то есть до кризиса.
Если проанализировать ситуацию по регионам мира, то
получается, что больше всего страдают от воришек торговцы в странах если и не
самых бедных, то победнее. На первом месте, если считать по тому, какую долю
составляет украденное от объема розницы, стоит Индия: в этой стране потери
исчисляются 3,2% совокупного оборота розничной торговли, или 1,75 млрд евро. На
втором месте находится Марокко с 1,79%, на третьем - Мексика (1,75%).
Нельзя сказать, что так уж благополучна ситуация и в Европе. Согласно
данным CRR, больше всего магазинные воры бесчинствуют, как ни странно, в
Германии, где из частных торговых точек без оплаты вынесено товаров на 5,2 млрд
евро. Это означает, что за год объемы воровства увеличились на 3,4%.
Но
наибольшие убытки понесли торговцы из США и Канады - здесь речь идет уже о 30
млрд евро. В странах же Азиатско-Тихоокеанского региона украдено товаров на 12
млрд евро. Меньше всего, отмечается в исследовании, воруют на Тайване и в
Гонконге.
Что предпочитают злоумышленники? Их добычей становится все - от
видеоигр до алкоголя, но предпочтение все же отдается продуктам питания, одежде
и аксессуарам. Вторая по популярности группа товаров - автозапчасти,
строительные инструменты и косметика. В Германии, например, из торговых точек
чаще всего "уводят" видеоигры, DVD, MP3-плееры, мобильные телефоны и бритвенные
станки.
Эксперты из CRR отмечают, что продавцы в известной степени
пожинают плоды собственной недальновидной политики сокращения издержек и, в
частности, снижения затрат на системы видеонаблюдения, сигнализацию и охрану:
почти треть наиболее похищаемых товаров находятся, как правило, вне зон
контроля.