Курилы превратят в офшор
Российские власти собираются ввести режим свободной таможенной зоны на Курильских островах. Инвесторов освободят, в частности, от налога на прибыль и добавленную стоимость. Таким образом, Курилы могут стать новой территорией по типу специальных административных районов (САР), которые дают льготы для бизнеса.
«Мы обсуждаем на сегодняшний день в первую очередь возможности введения здесь режима свободной таможенной территории», — сказал премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с работниками рыбопромышленной отрасли. По его словам, это необходимо, для того чтобы предприятия смогли импортировать нужное оборудование и другие важные для себя товары.
Глава правительства уточнил, что инвесторы на Курильских островах будут освобождены от части налогов:
на прибыль;
на добавленную стоимость;
на имущество;
на землю;
на транспортные средства.
Также власти собираются сохранить пониженную ставку страховых взносов, которая сейчас составляет 7,6% в рамках территории опережающего развития. Однако льготы распространятся на основные виды экономической деятельности, «за исключением финансово-посреднической работы, производства подакцизных товаров, вылова ценных ресурсов».
На Курильских островах могут установить режим свободной таможенной зоны. Премьер-министр считает, что введение новых льгот привлечет зарубежных инвесторов, включая японских.
Россия и Япония ведут территориальный спор по Курильским островам еще со времен окончания Второй мировой войны. Стороны все еще не заключили мирный договор. Так, после войны острова были включены в состав СССР, при этом Япония до сих пор оспаривает принадлежность Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов Хабомаи.
Мишустин рассказал, что до вылета на Курилы обсуждал с президентом России Владимиром Путиным различные эффективные меры для региона. «И этот набор мер беспрецедентный», — отметил он. После возвращения в Москву премьер снова обсудит с главной государства идеи для развития территории. Ранее о совместной работе России с японскими партнерами по созданию «необходимых условий для участников экономической деятельности» сообщал президент.
Российские офшоры
В 2018 году на островах Русский и Октябрьский появились САР — территории, созданные для возврата российского и привлечения зарубежного бизнеса из иностранных юрисдикций. Их популярность пока значительно уступает зарубежным, например Кипру или Люксембургу. По данным на июль 2021-го, в САР было зарегистрировано 43 компании, среди которых «Финвижн Холдингс» Артема Авестисяна и «Русал» Олега Дерипаски.
Входной порог в САР — 50 млн руб. Переезжающий холдинг должен инвестировать их в любой бизнес на территории России. Подойдут и дочерние структуры.
По итогам первого полугодия 2021 года налоговые поступления от участников калининградского САР составили порядка 817,53 миллиона рублей, включая 40,8 миллиона — в федеральный бюджет, 441,28 миллиона — в консолидированный бюджет региона и 335,43 миллиона рублей страховых взносов.
При этом компании, зарегистрированные в САР, не вкладывают средства в развитие этих территорий, перечисляя лишь формальные взносы требуемой суммы. Источник «Известий» отмечал, что бездействие резидентов САР вызывало определенное недоумение в правительстве. После этого Минфин начал разработку изменений в Налоговый кодекс. Основная концепция законопроекта — налоговые льготы в обмен на вклад бизнеса в развитие островов.
Для стимуляции предпринимателей Минфин предлагал сделать для них скидку по налогам на вывод капитала с 15 до 10%, снизить налог на прибыль до 5% и освободить от оплаты за доход по курсовым разницам. В обмен на льготы компаниям предстоит вложить в инфраструктуру Русского и Октябрьского (социальную, транспортную, энергетическую и другие) не менее 300 миллионов рублей за два года, а также арендовать или выкупить офис площадью от 100 квадратных метров и нанять персонал численностью не менее 15 человек.
Юрист IBFS United Осим Косимзода считает, что российские офшорные зоны не смогут заменить кипрскую или люксембургскую юрисдикции. «В основном цель предпринимателей — вывести деньги подальше от глаз правительства и налоговых органов», — сказал он журналу «Компания». По его словам, если бизнес перевести в САР или подобные районы, то он все еще будет находиться «под контролем России, правительства, налогового органа». «Этого все и боятся», — заключил он.
Конкретики в предложениях Мишустина мало, считает директор московского офиса Tax Consulting U.K Эдуард Савуляк. По его словам, для зарубежных инвесторов вопросы по налогам не стоят «ни на первом, ни на втором месте». «Исторически, иностранным инвесторам интересны именно сырьевые отрасли и энергетика. Но на Курилах разве есть это?» — заявил Савуляк в разговоре с журналом «Компания». Он отметил, что «не очень понятно», чем Курильские острова могут быть интересны российскому бизнесу. «Поначалу, если интерес и будет, то, видимо, только у местного среднего и мелкого бизнеса. Но разве для них Мишустин старается?» — добавил эксперт.
Он отметил, что идея ориентирована прежде всего на японских предпринимателей. Однако если льготы не коснутся рыбодобычи и рыбопереработки, то «японцам все это будет не очень интересно».