Top.Mail.Ru
архив

Курорт, а не работа

«Как ты отдыхаешь, так и работаешь». Эту мудрость быстро усвоили российские компании, для которых отпуск становится инструментом управления персоналом. Опрос «Ко» свидетельствует, что в бизнес-сообществе России формируются собственные традиции и привычки проведения отпускного времени.

 

Резкий рост рекламной активности, увеличение сбыта большинства потребительских товаров стали непременными атрибутами российской осени, но то, как отдыхают сотрудники и руководители компаний, во многом определяет эффективность их работы. «Давно замечено, что хорошо отдохнувший работник намного полезнее для предприятия, поэтому формирование условий для его отдыха становится важной частью управления персоналом», – констатирует Юрий Котлер, директор департамента по связям с общественностью МФО «МЕНАТЕП». Наш журнал решил выяснить, как российские компании формируют свою отпускную политику. На наш взгляд, результаты получились весьма интересные.

 

Освобождение работника от работы

На протяжении всей истории работа поглощала у людей большую часть времени. Однако в последние десятилетия возникла реальная возможность серьезно изменить положение вещей. За последние 100 лет в развитых странах годовое количество рабочего времени сократилось в среднем на 40% и составляет ныне около 1570 часов (для сравнения: в России этот показатель достигает 1850). Недавние исследования, проведенные в странах ОЭСР, еще раз подтвердили эту тенденцию. Уменьшение продолжительности рабочего времени в большинстве развитых стран за последние 25 лет составило от 200 до 300 часов. По мнению ученых, ключевой причиной этого процесса стало появление разных видов и форм трудовой нагрузки. Технологическая и информационная революции позволяют интенсифицировать производство, освобождая время для отдыха сотрудников. По мнению известного американского социолога Мануэля Кастельса, «в этих новых условиях рабочее время может вскоре потерять свое традиционное центральное место в жизненном цикле».

России, которая в силу очевидных причин пока не может претендовать на ведущее место в списке развитых государств, постиндустриальные «райские кущи» вряд ли светят в ближайшие годы. Тем не менее поведение самых передовых отечественных компаний вполне соответствует логике глобальных процессов. Такой вывод можно сделать исходя из результатов проведенного нашим журналом опроса, посвященного «отпускным традициям» российских компаний.

Задумывая опрос, мы хотели выяснить, какие системы организации отпусков являются наиболее распространенными среди российских компаний, какова средняя общая продолжительность годового отпуска, каков размер отпускных выплат, а также чему отдают предпочтение сотрудники и менеджеры компаний в сфере отдыха. Участие в опросе приняли 40 компаний и банков, принадлежащих различным отраслям бизнеса. Мы сознательно ограничили круг участников опроса средними по размеру компаниями, специализирующимися в сфере услуг (финансовых, страховых, консультационных, рекламных и т.д.) и производстве товаров с высокой добавленной стоимостью (в частности, предприятия IT-сектора, пищевой и швейной промышленности). Выбор критерия был обусловлен не только тем, что в этих компаниях именно рабочая сила является ключевым элементом бизнеса. Острая конкуренция в упомянутых секторах вынуждает компании использовать в каждом конкретном случае наиболее эффективные схемы организации и управления бизнесом. Крупные же сырьевые и промышленные компании вынуждены строить отношения с персоналом по более консервативным схемам, которые зачастую сохраняются еще с советских времен.

 

Скользящий бизнес

При опросе по поводу системы организации отпусков компаниям было предложено на выбор четыре варианта ответов. Наибольшее количество голосов набрал хорошо знакомый всем с советских времен так называемый скользящий график (64%), при котором сотрудники уходят в отпуск по заранее утвержденному годовому плану. Однако, анализируя дополнительные комментарии компаний, выбравших данный вариант ответа, можно сделать вывод, что в реальности представленные под старым «брэндом» системы распределения отпусков имеют с ним мало общего. Все компании так или иначе адаптируют эту систему под свой бизнес-цикл. Наиболее наглядный пример такого рода дают пищевые компании. По словам начальника отдела кадров комбината «Очаково» Марины Лебедевой, на график отпусков серьезно влияет сезонный фактор – летом нагрузки значительно больше. Поэтому действует система, при которой летние отпуска предоставляются сотрудникам с годичным интервалом. В холдинге «Демиург», управляющего масло-жировым комбинатом, ситуация складывается с точностью до наоборот. Основная масса сотрудников отправляется в отпуск летом, когда заводы загружены не на полную мощность. «Для нашей продукции лето не сезон», – поясняет представитель компании Артем Кудряшов. Впрочем, сезонность влияет не только на пищевые предприятия. Директор службы маркетинга компании «АйТи» Дмитрий Ведев прямо увязывает отпускную практику своей компании с сезонностью ИТ-рынка. Наибольшее количество заказов корпоративных клиентов приходятся на весну и октябрь – декабрь. Соответственно во второй половине июля – августе и в январе – первой половине февраля в бизнесе компании наступает штиль. «Поэтому большинство сотрудников бэк-офиса и специалисты, не занятые в проектах, обычно отдыхают в эти периоды времени», – поясняет Ведев.

Количество компаний, практикующих «общие каникулы», когда все сотрудники уходят в отпуск одновременно и на этот период компания приостанавливает деятельность, согласно результатам опроса, совсем невелико (2,6%). Однако в ответах компаний, выбравших другие варианты ответов на этот вопрос, «общие каникулы» часто упоминаются в связи с новогодним праздничным марафоном. Так, рекламное агентство Mildberry в полном составе уходит в отпуск на новогодние праздники, а в остальное время сотрудники пользуются «каскадным» методом, чтобы не прерывать технологический процесс.

Явным контрастом на фоне системы скользящего графика выглядят отпускные традиции консалтинговых компаний. Работа консультантов, как известно, строится на проектных принципах: под каждый заказ формируется команда исполнителей, ведущих его от начала до конца. По словам менеджера по персоналу компании KPMG Ольги Волжиной, в их компании до завершения проекта отпуск не предоставляется. «Наши работники знают об этом и планируют свои отпуска по окончании busy season; как правило, это летние месяцы», – добавляет Волжина. Впрочем, и здесь есть исключения – например, у аудиторов Deloitte&Touche и хэдхантеров Word Howell International есть возможность получить «увольнительную» в ходе реализации проектов. Сходной политики придерживаются и в PricewaterhouseCoopers, представитель которой так пояснил действующую в компании систему: «Продолжительность проектов различна, и поэтому, работая над долгосрочным заказом, сотрудник может уйти в отпуск. Порядок предоставления отпусков согласуется с менеджерами проектов».

Самые либеральные отпускные порядки у риэлтеров. В большинстве компаний «полевые» сотрудники могут получить отпуск в любое удобное для них время. У этого преимущества, правда, есть оборотная сторона. Основной источник доходов риэлтеров – это процент с заключаемых договоров, поэтому никаких отпускных им не полагается. «Исключение» делают только для лучших агентов (на самом деле в этих случаях речь идет не об отпускных, а о премии), стимулируя таким образом внутреннюю конкуренцию.

 

Делимое и неделимое

В соответствии с российским законодательством граждане имеют право на 28 календарных дней отпуска. Подавляющее большинство компаний (79,5%) весьма четко соблюдают эту норму. Впрочем, в некоторых организациях отпуска с согласия персонала могут быть и меньше. Так, по словам начальника службы персонала Судостроительного банка Ольги Прозоровой, общая длительность годового отпуска сотрудников этого предприятия составляет, как правило, две недели. Но есть и исключения: некоторые отдыхают лишь одну неделю, а некоторые – три.

Если длительность отпуска регулируется законодательством, то вопрос о том, как отпускные дни будут использованы в течение года, является уже предметом договора между работодателем и сотрудником компании. Советская традиция использовать весь отпуск сразу в российском бизнесе уже воспринимается как дурной тон. Де-факто стандартом стал вариант дробления отпусков на две части – зимнюю и летнюю. Впрочем, варианты возможны и в этом случае. Например, в компании «Ай-Ти» некоторые сотрудники предпочитают делить отпуск на четыре части, отдыхая по одной неделе в квартал. Иной вариант действует в дистрибуторской компании «Дионис клаб». Первые две недели сотрудники стараются использовать летом, оставшееся время снова дробят и присоединяют к «длинным выходным». Директор департамента по персоналу Татьяна Виноградова при этом уточнила, что назвать это системой нельзя, поскольку «все зависит от производственной ситуации: если она позволяет, то вторая часть отпуска тоже может быть использована целиком».

В ходе опроса компаний выяснилась одна важная деталь, которую можно по праву назвать явным свидетельством возникновения различных сценариев занятости. По словам старшего вице-президента АКБ «БИН» Натальи Лазаревой, руководители среднего и высшего звена обычно уходят в отпуск не более чем на две недели подряд. Другие сотрудники могут брать более «длинные» отпуска. Обычно отпуск в четыре недели берут сотрудники, работающие в сменном режиме. Аналогичная картина и в холдинге «Демиург». Сотрудники управляющей компании пользуются укороченными отпусками, а работники производственных подразделений отдыхают «на всю катушку».Сходные описания фигурируют и в ответах других компаний. Логика везде общая: чем выше квалификация и масштабнее ответственность сотрудника, тем меньше времени у него на отдых. В своей статье «Сжатие и искривление рабочего времени» Мануэль Кастельс так комментирует эту модель: «Формируются две категории работников с более продолжительным рабочим временем – профессионалы высокого уровня и неквалифицированные рабочие сферы услуг. У первых это удлинение происходит в результате их вклада в создание стоимости, а у вторых – из-за ограниченности их возможностей отстаивать свои интересы, обусловленной статусом иммигранта или неформальными трудовыми соглашениями».

Необходимо отметить также еще одно важное обстоятельство. Значительная доля опрошенных компаний (15,4%) предоставляет сотрудникам гораздо более длительные отпуска, чем предписано законодательством. В частности, более четырех недель отпуска дают своим сотрудникам в PricewaterhouseCoopers и Deloitte&Touche. Сюрпризом для нас стал и тот факт, что от элитных иностранных консультантов в заботе о персонале не отстают отечественные пищевые компании. Около 45% опрошенных предприятий этого сектора также практикуют предоставление дополнительных отпускных дней. Так, на комбинате «Очаково» длительность отпуска составляет более 30 рабочих дней. Причем к отпуску прибавляются два дня, если сотрудник в течение года работал без больничных. Дополнительные дни начисляются и за стаж. Продленные отпуска почти на тех же условиях предоставляет своим сотрудникам и компания «Донской Табак». Такая практика – один из способов снижения текучести кадров, в подготовку которых инвестированы значительные средства.

 

Деньги на «заграницу»

Несмотря на рост зарплаты в последние годы (по данным Госкомcтата, около 20% с 1998 года), траты на отдых остаются весьма существенной статьей в бюджете многих сотрудников российских компаний. Возможно, именно этим объясняется наличие значительной доли предприятий (33,3%), чьи отпускные выплаты превышают размер заработной платы. Наиболее свойственна эта политика компаниям производственной сферы. Повышенные отпускные или премии, приуроченные к отпуску, предоставляют своим работникам Микояновский мясокомбинат, комбинат «Очаково», холдинг «Демиург», почтовая служба «ЕМС Гарантпост». Однако более половины опрошенных компаний (56,4%) либо уже отказались, либо никогда не практиковали подобных выплат. Уровень заработной платы в этих компаниях их руководство считает достаточно высоким, более того: в некоторых компаниях сотрудники теряют в оплате в случае ухода в отпуск. Так, в частности, обстоят дела в некоторых консультационных компаниях (IBS, WordHowellInteranational), где уровень вознаграждения сотрудников прямо зависит от участия в реализации конкретных проектов.

Впрочем, независимо от наличия или отсутствия дополнительных выплат главной «отпускной мечтой» сотрудников российских компаний остается поездка за границу. При опросе компаниям было предложено выбрать несколько вариантов ответов на вопрос о наиболее популярных среди их сотрудников видов отдыха. В результате этого мягкого рейтингового голосования с существенным отрывом победили поездки на зарубежные курорты (71,8%). Это в целом соответствует оценкам экспертов туристических компаний. Подчеркнем, что фиксировались не просто пожелания, а их фактическая реализация по итогам завершающегося отпускного сезона. «Бронзу» и «серебро» в состязании за сердца и кошельки отпускников разделили российские курорты (38,5%) и дачные участки (28,2%). При этом удалось также установить связь между предпочтениями определенного типа отдыха и служебным статусом сотрудника. Более 30% компаний согласились с утверждением, что у их сотрудников сложились четкие установки отпускного времяпрепровождения по типу «топ-менеджмент – на Канарские острова, средний менеджмент – в Турцию, остальные – по дачам». В одной компании даже выразили сожаление по поводу того, что у них до сих пор традиции подобного рода отсутствуют. Однако, судя по тому, как быстро российский бизнес усваивает правила хорошего «отпускного тона», подобные традиции у них появятся очень скоро.

Еще по теме