Курортный сезон
Все на Кавказ!
Программа Александра Хлопонина поразила инвесторов своей масштабностью: общий объем инвестиций более чем в два раза превышает вложения в сочинский проект. При этом, как и в случае со «Сколково», чтобы деньги дошли до места, предполагается полностью централизовать управление зонами. Для реализации проекта будет создана единая управляющая компания, которая также займется управлением, строительством инфраструктуры и привлечением инвесторов. Помимо курортных объектов, предполагается инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры, в частности в строительство двух дополнительных аэропортов. По расчетам правительства, проект должен привлечь до 60 млн человек в год, что сопоставимо со всеми австрийскими горнолыжными курортами, вместе взятыми. Большая часть этих инвестиций – около 180 млрд руб. – будет потрачена на возведение отелей, то есть управляющей компании придется в основном заниматься вопросами частно-государственного партнерства.
Помимо невероятных объемов финансирования, участников рынка удивил и выбор места для развития туризма. В первую очередь, по словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, проект строительства новых курортных зон на Северном Кавказе объясняется политическими мотивами. «Создание рабочих мест будет способствовать борьбе с терроризмом в регионе плюс проект поможет привлечь туда инвестиции. Это, скорее, не бизнес-расчет, а экономико-политическая задумка. Ведь этот регион не самый перспективный для развития туризма с точки зрения безопасности», – говорит эксперт. Существуют и политические риски. «Многое будет зависеть от того, как Хлопонину и его команде удастся решить два основных вопроса. Во-первых, проблему безопасности, во-вторых, проблему коррупции. Иначе все инвестиции просто пойдут в песок», – утверждает Дмитрий Абзалов. Как стало понятно после недавнего совещания у президента Дмитрия Медведева, пока эти вопросы остаются нерешенными. В частности, Александр Хлопонин признался, что инвесторов в регион получается привлекать слабо. Впрочем, на совещании присутствовал сенатор от Дагестана Сулейман Керимов. Не исключено, что именно его власти попросят «помочь». «Хлопонин был губернатором Красноярского края и одним из первых участвовал в подобном развитии российского региона с точки зрения инфраструктуры. Кроме того, он работал в металлургическом бизнесе, так что у него есть управленческий опыт, а также серьезные связи и ресурсы. Этот человек способен управлять», – отмечает Дмитрий Абзалов. Однако большая часть вопросов решается прежде всего на региональном уровне, и тут никакого согласования между различными ведомствами нет. По мнению эксперта, многое зависит от эффективности действий региональных властей. Таким образом, отсутствие налаженного диалога между местными властями может быть существенным препятствием при реализации проекта. Но основные сложности лежат преимущественно в экономическом поле.
С помощью государства
В целом участники рынка выявляют несколько условных точек, на которые можно «повесить» проекты создания новых курортов, чтобы они заработали в полной мере. «Главным фактором развития зон туристической активности является наличие рекреационных ресурсов. Без них вложенные средства могут быть потрачены впустую. Для предотвращения подобных затрат необходимо проводить глобальные исследования различной направленности и только на основании этого принимать решения о создании таких зон», – рассуждает представитель GVA Sawyer в Краснодарском крае Евгений Панасенко. Второй немаловажный фактор – оценка потенциальной аудитории, на которую ориентирован курорт. В-третьих, на государство ложится ответственность за проведение всех необходимых коммуникаций и за открытость для инвесторов. «При выполнении этих несложных условий туристический бизнес в России будет процветать, а государство и инвесторы смогут получить все возможности для развития», – говорит эксперт. Фактически речь идет о трех моментах: о наличии фактора привлечения, например горнолыжного спуска, о просчете целевой аудитории, а также о помощи властей в создании всей необходимой инфраструктуры. Северный Кавказ, по словам экспертов, пока может похвастаться только первым фактором – горами. «Мы принимали участие в разработке и анализе концепций развития туристических зон на Северном Кавказе. Одной из проблем создания таких зон является отсутствие понимания целевой аудитории туристов, а также их доходов. Так как политическая ситуация на Северном Кавказе остается нестабильной, то ориентироваться приходится в основном на жителей соседних городов и регионов и только на очень небольшой процент иностранных и московских туристов с высоким доходом. При этом запланированные туристические зоны предполагают строительство шикарных отелей и дорогих сервисов обслуживания», – отмечает директор отдела стратегического консалтинга и оценки CB Richard Ellis Яна Кузина.
Впрочем, по словам гендиректора Penny Lane Realty Георгия Дзагурова, курорты Северного Кавказа также имеют потенциал. «Стоит вспомнить, что в советское время, например, Кисловодск и Железноводск пользовались огромной популярностью. Но если вся инициатива в очередной раз будет исходить только от государства, мы рискуем повторить ситуацию с созданием игровых зон: как известно, эти проекты серьезно пробуксовывают», – добавляет Илья Хайкин. По его мнению, оценки объемов средств, которые необходимо вложить в развитие климатических курортов Северного Кавказа, обязаны исходить прежде всего от инвесторов. «В первую очередь это должны быть инфраструктурные объекты: аэропорты, автовокзалы, морские порты. Во вторую очередь для развития зон туристической активности необходимы объекты для размещения туристов: гостиницы, мотели и др. В третью очередь нужно сформировать туристические зоны вокруг объектов культурного, природного и архитектурные наследия, куда отдыхающие могли бы приехать», – полагает гендиректор ASTERA Алексей Филимонов. По его словам, также надо стараться развивать направления, которые будут востребованы в контексте уже сложившейся инфраструктуры. Например, в Санкт-Петербурге было бы логично дополнить развитие направления конференций и симпозиумов за счет строительства выставочных и конференц-центров, а в Сочи создание медицинских центров позволило бы загрузить инфраструктуру в период низкого сезона.
Инициатива снизу
Исторически сложилось, что в России внутренний туризм развивался в основном на государственные деньги и по государственной же инициативе. «С одной стороны, заложена мощная база для дальнейшего развития курортов во многих регионах огромной страны, с другой – база устарела морально и требует колоссальных инвестиций для модернизации и реорганизации, без чего переход на качественно новый уровень предоставления курортных услуг просто невозможен», – рассуждает генеральный директор «Капитал Тур» Инна Бельтюкова. Однако со временем ситуация изменилась, и тут нельзя недооценивать роль отдельных энтузиастов. Так, развитие Красной Поляны началось в 1980-е гг. (задолго до того, как Сочи получил право провести Олимпийские игры), и из нее решили делать «второй Куршевель». Тогда курорт развивала группа энтузиастов во главе с компанией «Альпика-сервис». «Изначально все начинается с идеи, – рассказывает гендиректор сочинской турфирмы «Аэлита» Александра Сердюченко. – Нужно составить бизнес-план и продвинуть его в нужном месте. Представление подобных проектов дает финансирование, господдержку, возможность достучаться до профессионалов в этом бизнесе». По словам эксперта, сейчас региональные руководители не отказываются от развития туристического сегмента, тем более что отдыхающие нередко прислушиваются к советам врачей не менять климатической зоны во время отпуска и не уезжать от дома далее чем на 100 – 150 км. Как говорит Инна Бельтюкова, власти некоторых регионов, например Краснодарского края, прилагают огромные усилия и средства для развития и продвижения туристической привлекательности своих территорий. И эти усилия, безусловно, дают плоды – регион развивается заметными темпами, причем не только вокруг Сочи.
Туризм для своих
Дальнейшей раскрутке новых курортов среди отдыхающих должны способствовать уже участники туристического рынка. Несмотря на то, что их общая доля во внутреннем туризме не превышает четверти общего объема рынка (остальное – это самостоятельно организованный туристами отдых), по большому счету туроператоры заинтересованы в развитии любого курорта, тем более что их бизнес очень зависит от сезонности: на пляжном отдыхе в России можно зарабатывать только в летний и бархатный сезоны. В итоге новые горнолыжные курорты, ориентированные на холодное время года, смогут помочь диверсификации бизнеса, основанного на внутреннем туризме. По мнению Александры Сердюченко, если удастся создать равномерный турпоток, это очень благоприятно отразится на всей отрасли, которая, к слову, все больше интересуется внутренним туризмом. «В масштабах России только одно направление туризма можно называть массовым – это сама Россия. Хотя бы потому, что загранпаспорта имеют только 8% наших соотечественников, – рассуждает Инна Бельтюкова. – В 2008 году за рубеж с целью туризма выезжали 11,3 млн граждан, в 2009-м – процентов на 20 меньше. А внутри страны ежегодно путешествуют 30 млн человек. И ни один крупный оператор поточного туризма до недавних пор не претендовал на заметную долю рынка». В связи с этим туроператорам будет интересно участвовать в повышении спроса, они также способны стимулировать к развитию те или иные курорты через политику ценообразования и активную рекламу.
Возможные конкуренты
Несмотря на природную уникальность, у Северного Кавказа есть свои конкуренты. «В России достаточно других привлекательных регионов, где благодаря государственной инвестиционной и налоговой политике вполне реально развивать новые курорты. Это и Калининградская область, где, помимо прекрасных пляжей Балтики, весьма силен экскурсионный потенциал, и мировая сокровищница – озеро Байкал, давно ставшее местом паломничества туристов и любителей дикой природы», – говорит Инна Бельтюкова. Однако развивать каждый из регионов нужно с учетом его уникальных особенностей. К примеру, эксперты не уверены, что Байкалу сыграло бы на руку такое же развитие, какое запланировано на Северном Кавказе. По мнению участников рынка, на Байкале следует развивать в первую очередь экотуризм. «Большой популярностью там пользуются активные экскурсионные поездки, – рассказывает Александр Белоусов. – Условия проживания не очень важны, люди едут «посмотреть», так же, как и на Алтай. А если будут предлагаться более комфортные условия, но, к примеру, с двукратным увеличением стоимости проезда, то эти туристы уже вряд ли туда поедут». С другой стороны, эти направления невероятно популярны у иностранцев. По словам Александра Белоусова, зарубежные туристы платят по 5000 – 6000 евро за 9–10 дней, бронируя туры на Байкал за полгода вперед. К примеру, отсутствие комфортных условий проживания на Байкале не помешало знаменитому голливудскому режиссеру Джеймсу Кэмерону погрузиться на дно озера в поисках вдохновения. По словам экспертов, многие перспективные места, нуждающиеся в инвестициях, по-прежнему остаются в тени. «Где бы строить курорты, так это в Карелии, учитывая огромную нехватку мест. Если там построить еще штук 20 санаториев, они тоже будут заполнены», – уверяет Александр Белоусов.
Путаница в головах
В итоге, по мнению экспертов, развитие российских курортов происходит в основном силами местных властей при помощи отдельных бизнесменов. «По преимуществу этот тандем работает так, что частный бизнес обеспечивает привлечение инвестиций, а местные власти – развитие инфраструктуры. Чаще всего это банально означает прокладку дороги или решение бюрократических вопросов, связанных с ее строительством», – рассказывает гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев. Иными словами, схема работает по принципу «ты возьмись, а мы поможем». Однако на крупных проектах, требующих огромных инвестиций, вроде Северного Кавказа, эта модель не сработает: инвесторам необходимы существенные льготы, прописанные по возможности в законе. В настоящий момент, по словам экспертов, все возможные льготы распылены по нескольким программам. Как напоминает заместитель руководителя юридического департамента «Сити-XXI век» Василий Шарапов, государство устанавливает особый юридический статус для курортных территорий. Например, статус курортов федерального значения имеет ряд городов в Ставропольском крае (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск), Белокуриха в Алтайском крае, Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное в Калининградской области, Нальчик в Кабардино-Балкарии. На основании специальных государственных программ в курорты федерального значения вкладываются средства, предназначенные для их развития. Кроме того, власти выделяют туристско-рекреационные особые экономические зоны – например, остров Русский в Приморском крае, Алтайский, Майминский и Чемальский районы в Алтайском крае, Прибайкальский район в Республике Бурятия, а также аналогичные зоны в Иркутской области, Ставропольском и Краснодарском краях, в Калининградской области. В этих зонах власти устанавливают особый режим ведения предпринимательской деятельности, более благоприятный для развития бизнеса, чем на других территориях. Все это перекрывается иными федеральными программами. Например, по словам Василия Шарапова, в настоящее время принята федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008 – 2012 гг. В ее рамках запланировано создание новых туристско-рекреационных комплексов, в том числе почти всех тех же центров, что входят в программу Александра Хлопонина. В результате остается неясным, зачем для них понадобился еще один документ. В итоге, по мнению экспертов, получается путаница. Гораздо эффективнее, говорят участники рынка, просто решить более конкретные вопросы.