Курортный сезон

В этом году Петербургский экономический форум преподнес несколько сюрпризов. Помимо громких заявлений по программе развития «Сколково», федеральные власти удивили инвесторов необычным начинанием в области туризма. Свеженазначенный представитель президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин озвучил госпрограмму, которая по своим масштабам затмила вложения в олимпийский Сочи. Согласно предложенному им проекту «Горнолыжные курорты Северного Кавказа» к 2019 году в регионе должно быть построено пять таких новых курортов: в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лагонаки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Общий объем финансирования проекта составит 451 млрд руб., из которых 272 млрд руб. – средства институциональных инвесторов, 119,28 млрд – частные инвестиции и кредиты, а 60 млрд руб. – госвложения. Осталось неясным, каким образом в сложный с точки зрения политической и экономической безопасности регион будут привлекать потенциальных инвесторов. Более того, как выяснил «Ко», в России уже создаются новые зоны туристической активности – без помощи государства и совсем в других местах.

Все на Кавказ!
Программа Александра Хлопонина поразила инвесторов своей масштабностью: общий объем инвестиций более чем в два раза превышает вложения в сочинский проект. При этом, как и в случае со «Сколково», чтобы деньги дошли до места, предполагается полностью централизовать управление зонами. Для реализации проекта будет создана единая управляющая компания, которая также займется управлением, строительством инфраструктуры и привлечением инвесторов. Помимо курортных объектов, предполагается инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры, в частности в строительство двух дополнительных аэропортов. По расчетам правительства, проект должен привлечь до 60 млн человек в год, что сопоставимо со всеми австрийскими горнолыжными курортами, вместе взятыми. Большая часть этих инвестиций – около 180 млрд руб. – будет потрачена на возведение отелей, то есть управляющей компании придется в основном заниматься вопросами частно-государственного партнерства.
Помимо невероятных объемов финансирования, участников рынка удивил и выбор места для развития туризма. В первую очередь, по словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, проект строительства новых курортных зон на Северном Кавказе объясняется политическими мотивами. «Создание рабочих мест будет способствовать борьбе с терроризмом в регионе плюс проект поможет привлечь туда инвестиции. Это, скорее, не бизнес-расчет, а экономико-политическая задумка. Ведь этот регион не самый перспективный для развития туризма с точки зрения безопасности», – говорит эксперт. Существуют и политические риски. «Многое будет зависеть от того, как Хлопонину и его команде удастся решить два основных вопроса. Во-первых, проблему безопасности, во-вторых, проблему коррупции. Иначе все инвестиции просто пойдут в песок», – утверждает Дмитрий Абзалов. Как стало понятно после недавнего совещания у президента Дмитрия Медведева, пока эти вопросы остаются нерешенными. В частности, Александр Хлопонин признался, что инвесторов в регион получается привлекать слабо. Впрочем, на совещании присутствовал сенатор от Дагестана Сулейман Керимов. Не исключено, что именно его власти попросят «помочь». 
«Хлопонин был губернатором Красноярского края и одним из первых участвовал в подобном развитии российского региона с точки зрения инфраструктуры. Кроме того, он работал в металлургическом бизнесе, так что у него есть управленческий опыт, а также серьезные связи и ресурсы. Этот человек способен управлять», – отмечает Дмитрий Абзалов. Однако большая часть вопросов решается прежде всего на региональном уровне, и тут никакого согласования между различными ведомствами нет. По мнению эксперта, многое зависит от эффективности действий региональных властей. Таким образом, отсутствие налаженного диалога между местными властями может быть существенным препятствием при реализации проекта. Но основные сложности лежат преимущественно в экономическом поле.

С помощью государства
В целом участники рынка выявляют несколько условных точек, на которые можно «повесить» проекты создания новых курортов, чтобы они заработали в полной мере. «Главным фактором развития зон туристической активности является наличие рекреационных ресурсов. Без них вложенные средства могут быть потрачены впустую. Для предотвращения подобных затрат необходимо проводить глобальные исследования различной направленности и только на основании этого принимать решения о создании таких зон», – рассуждает представитель GVA Sawyer в Краснодарском крае Евгений Панасенко. Второй немаловажный фактор – оценка потенциальной аудитории, на которую ориентирован курорт. В-третьих, на государство ложится ответственность за проведение всех необходимых коммуникаций и за открытость для инвесторов. «При выполнении этих несложных условий туристический бизнес в России будет процветать, а государство и инвесторы смогут получить все возможности для развития», – говорит эксперт. Фактически речь идет о трех моментах: о наличии фактора привлечения, например горнолыжного спуска, о просчете целевой аудитории, а также о помощи властей в создании всей необходимой инфраструктуры. Северный Кавказ, по словам экспертов, пока может похвастаться только первым фактором – горами. «Мы принимали участие в разработке и анализе концепций развития туристических зон на Северном Кавказе. Одной из проблем создания таких зон является отсутствие понимания целевой аудитории туристов, а также их доходов. Так как политическая ситуация на Северном Кавказе остается нестабильной, то ориентироваться приходится в основном на жителей соседних городов и регионов и только на очень небольшой процент иностранных и московских туристов с высоким доходом. При этом запланированные туристические зоны предполагают строительство шикарных отелей и дорогих сервисов обслуживания», – отмечает директор отдела стратегического консалтинга и оценки CB Richard Ellis Яна Кузина.


Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека Луций Анней(ок. 4 до н.э. – 65 н.э.), римский политик и философ


Впрочем, при должном состоянии частно-государственного партнерства можно развить новые курорты даже самого высокого ценового сегмента. В мировой практике есть множество примеров, когда при помощи властей инвесторы создавали крупные туристические зоны на традиционно аграрных территориях. «На опыте зарубежных стран видно, что привлекательными для отдыха могут стать даже те регионы и страны, которые не сразу приходят на ум. Главное – чтобы была создана инфраструктура, в первую очередь автомобильные и железные дороги», – рассуждает заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал» Илья Хайкин. В качестве примера участники рынка называют один из самых фешенебельных на сегодняшний день курортов – итальянскую Сардинию. «Изначально Сардиния была сельскохозяйственным регионом, более традиционным даже по сравнению с соседней Сицилией. Единственное, что оставалось у острова – это климат, хорошие пляжи и центральное для Европы местоположение, что могло способствовать развитию там курортов экстра-класса», – рассказывает «Ко» Лоренцо Джаннуцци, гендиректор Forte Village, одного из крупнейших на острове курортов, где недавно открыл школу для юных футболистов Chelsea Soccer School Роман Абрамович. По словам руководителя Forte Village, в 1970-е гг. случился всплеск развития экономики Сардинии. «Основным вопросом являются инфраструктура, наличие собственного аэропорта. В настоящий момент та же Сардиния может похвастаться фантастической доступностью. Сейчас в каждую ее часть можно добраться по скоростной магистрали, на острове работает два аэропорта», – объясняет Джаннуцци. При этом, в отличие от той же соседней Сицилии, на Сардинии нет невероятного количества исторических памятников. Главное в развитии курортов – это сочетание факторов привлечения: моря и мягкого климата с развитием инфраструктуры. Как говорит гендиректор Forte Village, такие же шансы на развитие элитного туризма есть у юга России, однако в основном, по его словам, это касается региона Сочи, который может похвастаться сразу двумя типами отдыха: летним пляжным и зимним горнолыжным. «Таких мест, где бы буквально в максимальной близости находились два разных курорта, я не припомню. Это позволяет максимально увеличить курортный сезон», – заявил «Ко» Лоренцо Джаннуцци.
Впрочем, по словам гендиректора Penny Lane Realty Георгия Дзагурова, курорты Северного Кавказа также имеют потенциал. «Стоит вспомнить, что в советское время, например, Кисловодск и Железноводск пользовались огромной популярностью. Но если вся инициатива в очередной раз будет исходить только от государства, мы рискуем повторить ситуацию с созданием игровых зон: как известно, эти проекты серьезно пробуксовывают», – добавляет Илья Хайкин. По его мнению, оценки объемов средств, которые необходимо вложить в развитие климатических курортов Северного Кавказа, обязаны исходить прежде всего от инвесторов. «В первую очередь это должны быть инфраструктурные объекты: аэропорты, автовокзалы, морские порты. Во вторую очередь для развития зон туристической активности необходимы объекты для размещения туристов: гостиницы, мотели и др. В третью очередь нужно сформировать туристические зоны вокруг объектов культурного, природного и архитектурные наследия, куда отдыхающие могли бы приехать», – полагает гендиректор ASTERA Алексей Филимонов. По его словам, также надо стараться развивать направления, которые будут востребованы в контексте уже сложившейся инфраструктуры. Например, в Санкт-Петербурге было бы логично дополнить развитие направления конференций и симпозиумов за счет строительства выставочных и конференц-центров, а в Сочи создание медицинских центров позволило бы загрузить инфраструктуру в период низкого сезона.
 
Инициатива снизу
Исторически сложилось, что в России внутренний туризм развивался в основном на государственные деньги и по государственной же инициативе. «С одной стороны, заложена мощная база для дальнейшего развития курортов во многих регионах огромной страны, с другой – база устарела морально и требует колоссальных инвестиций для модернизации и реорганизации, без чего переход на качественно новый уровень предоставления курортных услуг просто невозможен», – рассуждает генеральный директор «Капитал Тур» Инна Бельтюкова. Однако со временем ситуация изменилась, и тут нельзя недооценивать роль отдельных энтузиастов. Так, развитие Красной Поляны началось в 1980-е гг. (задолго до того, как Сочи получил право провести Олимпийские игры), и из нее решили делать «второй Куршевель». Тогда курорт развивала группа энтузиастов во главе с компанией «Альпика-сервис». «Изначально все начинается с идеи, – рассказывает гендиректор сочинской турфирмы «Аэлита» Александра Сердюченко. – Нужно составить бизнес-план и продвинуть его в нужном месте. Представление подобных проектов дает финансирование, господдержку, возможность достучаться до профессионалов в этом бизнесе». По словам эксперта, сейчас региональные руководители не отказываются от развития туристического сегмента, тем более что отдыхающие нередко прислушиваются к советам врачей не менять климатической зоны во время отпуска и не уезжать от дома далее чем на 100 – 150 км. Как говорит Инна Бельтюкова, власти некоторых регионов, например Краснодарского края, прилагают огромные усилия и средства для развития и продвижения туристической привлекательности своих территорий. И эти усилия, безусловно, дают плоды – регион развивается заметными темпами, причем не только вокруг Сочи.


Многое будет зависеть от того, как Хлопонину и его команде удастся решить два основных вопроса: проблему безопасности и проблему коррупции. Иначе все инвестиции просто пойдут в песок


«До недавнего времени Сочи был безусловным лидером в России среди покупателей качественной курортной недвижимости. Но уже к началу 2008 года стало очевидно, что девелоперы переусердствовали: объем предложения и сложившийся уровень цен не оставили шансов на благоприятное для девелоперов и инвесторов развитие событий»,  – констатирует Георгий Дзагуров. Кроме того, по его мнению, Олимпиада 2014 года превратила Сочи в масштабную стройку, несовместимую с идеологией приятного отдыха и курортного настроения. В результате все больше потенциальных покупателей интересуются менее шумными и более комфортными местами. Одним из них стал Геленджик. «По аналогии с классификацией жилой недвижимости можно сказать, что Сочи воспринимается как курорт элитного класса, Геленджик – бизнес-класса, Анапа и Туапсе – экономичные курорты», – отмечает Георгий Дзагуров. По его словам, за последние годы в Геленджике успешно реализовано несколько крупных инвестиционных проектов в индустрии отдыха и развлечений, сформировавших новый имидж города. Среди них аквапарки «Дельфин», «Бегемот», «Золотая бухта», пассажирская подвесная канатная дорога, популярный Сафари-парк, горный парк развлечений и спорта «Олимп». Событием в городе стал запуск апарт-отеля «Сады морей», а в июне открылся находящийся по соседству пятизвездочный Hilton. Оба проекта расположены на береговой линии, и аналогов им, со слов экспертов, нет не только в Геленджике, но и в Сочи. Более того, летом 2010 г. «Базэл» открыл в городе международный аэропорт. По мнению управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, одним из достоинств Геленджика, привлекающих инвесторов, можно считать активность местных властей, к примеру, оперативно облагородивших городскую набережную.

Туризм для своих
Дальнейшей раскрутке новых курортов среди отдыхающих должны способствовать уже участники туристического рынка. Несмотря на то, что их общая доля во внутреннем туризме не превышает четверти общего объема рынка (остальное – это самостоятельно организованный туристами отдых), по большому счету туроператоры заинтересованы в развитии любого курорта, тем более что их бизнес очень зависит от сезонности: на пляжном отдыхе в России можно зарабатывать только в летний и бархатный сезоны. В итоге новые горнолыжные курорты, ориентированные на холодное время года, смогут помочь диверсификации бизнеса, основанного на внутреннем туризме. По мнению Александры Сердюченко, если удастся создать равномерный турпоток, это очень благоприятно отразится на всей отрасли, которая, к слову, все больше интересуется внутренним туризмом. «В масштабах России только одно направление туризма можно называть массовым – это сама Россия. Хотя бы потому, что загранпаспорта имеют только 8% наших соотечественников, – рассуждает Инна Бельтюкова. – В 2008 году за рубеж с целью туризма выезжали 11,3 млн граждан, в 2009-м – процентов на 20 меньше. А внутри страны ежегодно путешествуют 30 млн человек. И ни один крупный оператор поточного туризма до недавних пор не претендовал на заметную долю рынка». В связи с этим туроператорам будет интересно участвовать в повышении спроса, они также способны стимулировать к развитию те или иные курорты через политику ценообразования и активную рекламу.


Одной из проблем создания таких зон является отсутствие понимания целевой аудитории туристов, а также их доходов. Так как политическая ситуация на Северном Кавказе остается нестабильной, то ориентироваться приходится в основном на жителей соседних городов


Однако масштабы этого рынка в России пока не так велики. Заместитель директора компании «Астравел» Александр Белоусов рассказывает, что в кризис больше людей стали отправляться на горнолыжные базы Северного Кавказа «дикарями». Сейчас спрос на туроператорские услуги постепенно восстанавливается, и отдыхающие опять покупают готовые туры с питанием, услугами инструктора и пр. Так, «Астравел» сотрудничает с основными горнолыжными базами Северного Кавказа (их около 30), за зимний сезон компания отправляет туда около 2000 человек, при этом не испытывая недостатка предложений для туристов. «Пока там нет проблем с загрузкой существующих баз, соответственно нет и особой необходимости в пяти новых», – полагает Белоусов. По его словам, того, что есть на Северном Кавказе, хватает на существующий спрос, и с этой точки зрения чего-то нового создавать не надо. С другой стороны, о перспективе нужно думать уже сейчас. А подумать действительно есть о чем. По словам Александры Сердюченко, из 42 отелей в Красной Поляне только 7 готовы заключить договоры с туроператорами и всего 4 сформировали цены на зиму, Домбай, по ее утверждениям (другое очень популярное сейчас горнолыжное место), пока вообще «не просыпался», не говоря уже о том, что отели на том же Северном Кавказе имеют неопределенную звездность и по уровню сервиса и качества несопоставимы с западными гостиницами. «У нас всего три подъемника на Красной Поляне, которые не могут поделить между собой туристов. Это как три независимых суверенных государства. Для туриста такое плохо. Сейчас очереди к подъемникам можно встретить и в Домбае, и в Красной Поляне», – рассказывает Александра Сердюченко. По мнению эксперта, Северный Кавказ – это настоящий клондайк, и новый проект – отличный повод для развертывания хорошей конкурентной борьбы с горнолыжными странами: Францией, Италией, Андоррой. Практика показала, что развивать подобные проекты действительно будет лучше сообща и комплексно. Успех же нового проекта у туристов, по мнению экспертов, будет зависеть главным образом от двух факторов: цены и уникальности места, а также его «изюминки». К примеру, в Ялте нет своего аэропорта, но это не мешает городу сохранять статус популярного курорта. Однако, как уверяют участники рынка, горнолыжники – довольно своеобразная публика, которая не откажет себе в удовольствии как минимум один раз съездить покататься на новых базах и получить новые впечатления. Если опыт окажется удачным и курорты смогут удивить их своей яркостью, явление будет носить массовый характер. По мнению Александра Белоусова, все будет зависеть от цены. «Боюсь, что на новых курортах установят немыслимые цены, так что дешевле будет поехать в ту же Австрию. Тем, кто привык путешествовать по России, новые базы не нужны, они продолжат ездить в старые добрые отели, порой советских времен», – размышляет эксперт.

Возможные конкуренты
Несмотря на природную уникальность, у Северного Кавказа есть свои конкуренты. «В России достаточно других привлекательных регионов, где благодаря государственной инвестиционной и налоговой политике вполне реально развивать новые курорты. Это и Калининградская область, где, помимо прекрасных пляжей Балтики, весьма силен экскурсионный потенциал, и мировая сокровищница – озеро Байкал, давно ставшее местом паломничества туристов и любителей дикой природы», – говорит Инна Бельтюкова. Однако развивать каждый из регионов нужно с учетом его уникальных особенностей. К примеру, эксперты не уверены, что Байкалу сыграло бы на руку такое же развитие, какое запланировано на Северном Кавказе. По мнению участников рынка, на Байкале следует развивать в первую очередь экотуризм. «Большой популярностью там пользуются активные экскурсионные поездки, – рассказывает Александр Белоусов. – Условия проживания не очень важны, люди едут «посмотреть», так же, как и на Алтай. А если будут предлагаться более комфортные условия, но, к примеру, с двукратным увеличением стоимости проезда, то эти туристы уже вряд ли туда поедут». С другой стороны, эти направления невероятно популярны у иностранцев. По словам Александра Белоусова, зарубежные туристы платят по 5000 – 6000 евро за 9–10 дней, бронируя туры на Байкал за полгода вперед. К примеру, отсутствие комфортных условий проживания на Байкале не помешало знаменитому голливудскому режиссеру Джеймсу Кэмерону погрузиться на дно озера в поисках вдохновения.
По словам экспертов, многие перспективные места, нуждающиеся в инвестициях, по-прежнему остаются в тени. «Где бы строить курорты, так это в Карелии, учитывая огромную нехватку мест. Если там построить еще штук 20 санаториев, они тоже будут заполнены», – уверяет Александр Белоусов.


В Санкт-Петербурге было бы логично дополнить развитие направления конференций и симпозиумов за счет строительства выставочных и конференц-центров, а в Сочи создание медицинских центров позволило бы загрузить инфраструктуру в период низкого сезона


При этом появившиеся недавно новые туристические проекты уже востребованы клиентами. Так, Gelendzhik Resort and Spa, который только осенью станет Hilton, уже может похвастаться большой заполняемостью. По словам заместителя генерального директора турфирмы «Дельфин» Ирины Чиркуновой, отель раскрутился за 1–2 месяца, уже очень понравился многим туристам, и сейчас на него идут активные продажи. И это притом, что стоимость проживания в нем доходит до 3970 руб. в сутки с человека, а с 25 августа, в пик сезона, цены будут стартовать от 4450 руб. Другой пример – это развитие Байкала как туристического направления силами нескольких частных инвесторов. Например, бизнесмен Сергей Выходцев, в свое время прославившийся растворимыми напитками «Инвайт» и кашами «Быстров», вместе с властями Бурятии надеется привлечь в регион 3,5 млрд руб. частных и государственных инвестиций на создание инфраструктуры, рассчитанной на обслуживание около 200 000 туристов в год. Проект, в частности, предполагает реконструкцию курортов Хакусы и Дзелинда за счет строительства гостиниц уровня «три звезды», международного отеля на 100 – 150 номеров на окраине Северобайкальска, а также возведение апартаментов, гостиниц разного уровня комфорта и цен, этнографической деревни.

Путаница в головах
В итоге, по мнению экспертов, развитие российских курортов происходит в основном силами местных властей при помощи отдельных бизнесменов. «По преимуществу этот тандем работает так, что частный бизнес обеспечивает привлечение инвестиций, а местные власти – развитие инфраструктуры. Чаще всего это банально означает прокладку дороги или решение бюрократических вопросов, связанных с ее строительством», – рассказывает гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев. Иными словами, схема работает по принципу «ты возьмись, а мы поможем». Однако на крупных проектах, требующих огромных инвестиций, вроде Северного Кавказа, эта модель не сработает: инвесторам необходимы существенные льготы, прописанные по возможности в законе. В настоящий момент, по словам экспертов, все возможные льготы распылены по нескольким программам. Как напоминает заместитель руководителя юридического департамента «Сити-XXI век» Василий Шарапов, государство устанавливает особый юридический статус для курортных территорий. Например, статус курортов федерального значения имеет ряд городов в Ставропольском крае (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск), Белокуриха в Алтайском крае, Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное в Калининградской области, Нальчик в Кабардино-Балкарии. На основании специальных государственных программ в курорты федерального значения вкладываются средства, предназначенные для их развития. Кроме того, власти выделяют туристско-рекреационные особые экономические зоны – например, остров Русский в Приморском крае, Алтайский, Майминский и Чемальский районы в Алтайском крае, Прибайкальский район в Республике Бурятия, а также аналогичные зоны в Иркутской области, Ставропольском и Краснодарском краях, в Калининградской области. В этих зонах власти устанавливают особый режим ведения предпринимательской деятельности, более благоприятный для развития бизнеса, чем на других территориях. Все это перекрывается иными федеральными программами. Например, по словам Василия Шарапова, в настоящее время принята федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008 – 2012 гг. В ее рамках запланировано создание новых туристско-рекреационных комплексов, в том числе почти всех тех же центров, что входят в программу Александра Хлопонина. В результате остается неясным, зачем для них понадобился еще один документ. В итоге, по мнению экспертов, получается путаница. Гораздо эффективнее, говорят участники рынка, просто решить более конкретные вопросы.


По аналогии с классификацией жилой недвижимости можно сказать, что Сочи воспринимается как курорт элитного класса, Геленджик – бизнес-класса, Анапа и Туапсе – экономичные курорты


«Я считаю, что в России при государственной поддержке должны быть разработаны программы авиаперевозчиков, направленные на увеличение туристического потока в отдаленные уголки нашей страны», – говорит партнер S.A.Ricci/King Sturge Илья Шуравин. Например, по его словам, если москвич хочет увидеть Курилы, то он потратит такие деньги, за которые сможет слетать в Аргентину или Бразилию, где посмотрит замечательные национальные заповедники и при этом еще получит гораздо более высокий уровень сервиса. Кроме того, по его мнению, более активное развитие туризма было бы возможно, если бы существовал некий льготный период, когда бы налог на прибыль некоторое время реинвестировался в конкретный бизнес-проект с целью окупаемости затрат на организацию инфраструктурных, сетевых и коммунальных объектов. На это накладываются финансовые сложности. «На сегодняшний день средняя заполняемость гостиниц, даже в Москве, составляет 60 – 65% по номерному фонду. В связи с этим сроки окупаемости гостиничных объектов достаточно длинные. В ряде отдельно взятых объектов они достигают 12 лет. Это делает невозможным финансирование гостиничных проектов за счет кредитных средств российских банков», – говорит эксперт. Откуда в таком случае возьмутся сотни миллиардов анонсированных Александром Хлопониным частных инвестиций, пока так и остается неясным.