Курс на экспорт
Сын директора Службы внешней разведки Михаила Фрадкова Петр Фрадков идет на повышение. Фрадков-младший, в недавнем прошлом глава Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), затем первый зампредправления ВЭБа и гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ), теперь может возглавить Экспортный банк России (ЭБР).
Структура создается из активов ВЭБа, в частности, речь идет о ЭКСАРе и Росэксимбанке (входят в РЭЦ). Банк сохранит функции РЭЦа, то есть останется единым окном для экспортеров, рассчитывающих на поддержку от государства, только получит куда больше самостоятельности, в том числе и с точки зрения финансов.
С учетом кредитных портфелей экспортеров, которые новое кредитное учреждение может получить от ВЭБа, его капитал предположительно составит 140 млрд руб. Также банк может получить функции агента правительства и будет иметь возможность, в том числе, использовать средства ФНБ.
Впрочем, важнее, скорее, то, что новый банк, в отличие от находящегося под санкциями ВЭБа, не будет иметь ограничений по фондированию за рубежом.
«Это облегчит для ЭБР доступ на мировые рынки капитала», – уточняет Игорь Волков, президент финансового холдинга MFX Group. Он также напоминает, что сейчас ВЭБ сосредоточен на процедуре собственной санации, и ему не до поддержки экспортеров, а появление новой экспортной структуры может изменить ситуацию.
Другое дело, получится ли. «От того, что непосредственно ВЭБ перестанет финансировать экспорт, мало что изменится. Это скорее не новые преимущества для бизнеса и внешней торговли, а возможность расширить объемы финансирования, капитализацию, получить дополнительные мандаты и ресурсы от государства», – полагает директор методического департамента Национального рейтингового агентства Максим Васин. Не согласиться сложно, ведь Фрадкову придется развивать несырьевой экспорт, а эта задача не из простых. По данным Минэкономразвития, Россия хоть и входит в 20 развивающихся стран по доле несырьевого экспорта в ВВП, но располагается на последнем месте (речь идет о доле в 10–12%). Впрочем, сейчас, с учетом девальвации национальной валюты, ситуация экспортерам как раз благоволит.