Кушать подано

Бессмертной силы слова Богдана Титомира про «пипл», который «хавает», до сих пор выскакивают как волшебный старичок из-под земли то в частном разговоре, то в критиковедческой статье. Цитирующие названную фразу обычно искренне уверены, что более и говорить ничего не нужно. Что они, слова эти, как все тот же волшебный старичок-боровичок, ставят назидательную точку в сказке. Что произносить их следует укоризненно-всепонимающе. «Новые русские бабки» – пипл хавает. Тут и сказочке конец. «Ночной дозор» – пипл хавает. И осуждающая тишина, будто феномен самого кассового российского фильма года не требует иных слов и пояснений.

На самом деле титомировский афоризм куда многозначнее, на пару сотен диссертационных томов, чем какое-нибудь изящное честертоновское, черномырдинское или даже оскаруайльдовское бонмо. К примеру. «Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами». Гилберт Честертон. Ну и что, собственно? Ну красиво сказано, но что тут толковать? 

А пипл, что интересно, с одинаковым рвением хавает и Амалию Мордвинову, криворуко и тряско изображающую спортсменку-рецидивистку в новом русском сериале, ни на час не потрудившуюся освоить хотя бы пару приемчиков, и Уму Турман, которая, готовясь к своей спортивно-змеиной роли, сотни часов провела в фитнес-центрах и шаолиньских монастырях. Народ полными залами кушает и «Фабрику звезд», и Ника Кейва. Народ слушает и Высоцкого, и Шуфутинского. Как шутили в прежние времена, кто любит кушать арбуз, кто свиной хрящик, а кто и расстегайчик двенадцатислойный. И презирать за это кушающего как минимум неинтересно. Все, что растет и движется, предназначено для какого-нибудь едока – в этом глобалистском смысле, как мне кажется, и следует понимать бессмертное изречение певца из бывших.

На телеканале «Культура», который ведущими, авторами и деньгодателями телеканала считается последним прибежищем интеллектуалов, любят проводить ток-шоу на тему «Почему народ такой дурак?». Аркадий Арканов, ведущий актуальную культурную передачу, полностью состоящую из фрагментов передачи «Вокруг смеха» 20-летней давности, в каждом своем выступлении жалуется на то, что нынешнее поколение эстрадников не чета прежнему и полностью испортило публику. Что, впрочем, не мешает ему совместно выступать с нынешним поколением ругаемых им эстрадников на одних и тех же юморинах и прочих смешных телешоу. Бывший министр культуры Михаил Швыдкой в каждом своем ток-шоу устраивал цирк на тему: почему народ слушает плохих юмористов, отвратительных певцов, читает неправильные книжки и сидит ночами в Интернете и вообще предпочитает «низкое» искусство «высокому». Бывший писатель Виктор Ерофеев тоже о чем-то прошедшем жалеет, но поскольку я не в силах выдержать более пятнадцати минут его речей, то ни разу не успел понять – о чем именно.

Радующая удивительность мира культуры, которую совершенно не хотят замечать на канале «Культура», состоит как раз в том, что если вдруг одной поганой волшебной метлой смести всех пошлых эстрадников, плохих поэтов, отвратительных режиссеров и пьяных актеров, то так называемой высокой культуре также не найдется места в новом волшебном мире. Ей не из чего будет расти. «Низкая» культура – это навоз, но умный садовник, как, например, Квентин Тарантино, знает, что с ним делать. Он не будет перебрасывать все какашки через забор немирному соседу, а заботливо употребит их в почву, из которой вскоре вылезут убийственной красоты всходы.