"Кватро" - это звучит гордо
Лет двадцать назад лексикон тогда еще советских меломанов обогатился термином "квадро". Это произошло в момент освоения отечественной радиопромышленностью крайне дорогих и редких музыкальных центров, укомплектованных четырьмя колонками (во всяком случае, именно в этом, на взгляд дилетанта, и заключается отличие квадро от стерео- и монозвучания, в которых используются два и один канала соответственно).
В то же самое время в Германии в обиход тоже вошло слово quattro. Но в этом случае его употребляли не поклонники модной тогда группы Tschingis Khan, а продвинутые автомобилисты. Дело в том, что в 1980 году фирма Audi предложила вариант модели 80, оснащенной приводом на все колеса.
Колесной формулой 4х4 традиционно отличались только внедорожники и первоначально применение полного привода на легковом автомобиле преследовало утилитарную спортивную задачу. Audi содержала свою раллийную команду, и ей потребовалась не только мощная, но и хорошо управляемая машина. Ходовую часть серийной "восьмидесятки" пришлось полностью переработать, установив межосевой дифференциал, синхронизирующий вращение передних и задних колес. Когда машина в качестве пробного мелкосерийного образца поступила в продажу, ее встретили на очень тепло. Главным образом со стороны людей, имеющих хорошие водительские навыки спортивного толка, то есть тех, кому не хватало потенциала задне- или переднеприводного автомобиля. Такие ценители до сих пор составляют большинство среди покупателей легковых полноприводников, но за двадцать лет их аудитория пополнилась людьми, ценящими безопасность, которую дает полный привод. В самом деле - легкий зимний занос заднеприводной машины чреват для неопытного водителя самыми тяжелыми последствиями, в то время как полный привод придает уверенность в себе и в возможностях машины. Это не означает, что на ней можно с легкостью входить в скользкий поворот на скорости 130 км/ч (оставьте подобные маневры профессиональным раллистам), но из штатной дорожной ситуации полноприводная машина вытянет с большой вероятностью, чем передне- и тем более заднеприводная.
Кроме того, в 90-х годах полный привод стал еще и моден, и модификациями 4х4 обзавелись автопроизводители, для которых важно не только содержание, но и имидж в глазах потребителей.
В общем, XXI век легковые полноприводники встретили в самой лучшей форме и в небывалом до того количестве.
Адепты...
Сливки с рынка полноприводных легковушек в полной мере сняты двумя фирмами - Subaru и Audi. Первая была родоначальником жанра и воспользовалась этим по праву. Еще в 1972 году фирмой была предложена модель Subaru 4WD Station Wagon, оснащенная полным приводом и оппозитным мотором (еще один конек Subaru). Сейчас все модели Subaru, начиная с самой маленькой Vivio и заканчивая нынешним флагманом Legacy, выпускаются с полным приводом; при этом модели Vivio и Impreza существуют и в переднеприводном исполнении. Оригинальная концепция позволяет японцам без устали совершенствовать свои творения и постоянно открывать новые потребительские ниши. Наряду с лидерством в производстве полноприводных машин Subaru принадлежит первенство в области гибридов на их базе. Сначала это была модель Legacy Outback с кузовом "универсал" с увеличенным по сравнению с обычным дорожным просветом (первый шаг от легковушек к внедорожникам); затем на американском рынке появилась выполненная по той же схеме Impreza Outback; опять-таки по требованию американских потребителей в варианте с повышенным дорожным просветом родилась модель Legacy SUS (Sport Utility Sedan) с кузовом "седан" (эта машина пока остается единственным серийно выпускаемым в мире седаном с увеличенным клиренсом); потом японцы придумали Forester - и сделали второй шаг к традиционному внедорожнику, хотя и не признают таковым эту машину, напоминающую модные нынче "паркетные джипы". Если Legacy поражает обилием вариантов исполнения, то Impreza заслужила спортивную славу раллийной машины. В варианте с двухлитровым турбомотором мощностью 218 л.с. легкая (1250 кг) Impreza разгоняется с места до сотни за 6,3 - 6,5 секунды (показатель Porsche Boxter), а для раллистов и им подобных есть версия с тем же мотором, "поддутым" до 280 л.с. Такие Impreza продаются на японском и американском рынке с двухдверным кузовом "купе" и являются, конечно же, раритетными экземплярами - во всяком случае, иметь такую машину в качестве единственной не стоит.
Вообще, удовольствие обладать Subaru не слишком дорого. В самой скромной версии с мотором 1,6 л мощностью 95 л.с. полноприводную Impreza-седан можно найти за $17 - 18 тыс. - цена если не тривиальной модели "гольф"-класса, то очень скромного семейного седана класса D со слабеньким моторчиком и, понятно, без полного привода. Естественно, что цена на версию Turbo как за штучный товар существенно выше и доходит до $40 тыс., что вызывает у широкой общественности непонимание: такие деньги за страшненькую машину "гольф"-класса? Стоит, несомненно стоит она таких денег, но на тех, кто любит что-то попрезентабельнее, работают коллеги японцев по полному приводу - немцы из Audi.
Сейчас в производственной программе фирмы из Ингольштадта имеются полноприводные модификации всех моделей (разве что за исключением только что освоенной малышки А2, да и та, наверняка, получит в будущем полный привод). Машины 4х4 носят традиционное для Audi дополнительное наименование quattro и представляют собой как полноприводные варианты обычных дорожных автомобилей (А3 quattro, А4 quattro, A6 quattro, А8 quattro, ТТ quattro), так и специально доработанные спортивные модели, отличающиеся двигателями повышенной мощности и выпускаемыми согласно традиции Audi только в полноприводном варианте (носят в названии букву S и обозначаются как S3, S4, S6, S8). Выпуском спортивных модификаций занимается специальная дочерняя фирма Audi, которая называется, конечно же, Quattro GmbH. Внешне ее продукцию (помимо характерных для любых спортивных автомобилей черт типа расширенных колесных арок, спойлеров, колесных дисков и проч.) отличают красно-белые шильдики на решетке радиатора, крышке багажника и рулевом колесе; "обычные" полноприводные Audi отличаются от своих переднеприводных собратьев серебристой пластинкой "quattro" на решетке радиатора, крышке багажника и передней панели перед пассажирским сиденьем.
После коренной реорганизации российской дилерской сети Audi эти машины пользуются у нас заметным успехом, не последнюю роль в котором играет наличие полноприводных модификаций - в России в таком исполнении продается значительное количество моделей А6 и А8. Следует сказать, что полный привод увеличивает цену Audi примерно на 10%, ну а индекс S делает машину дороже еще процентов на 15 (расчет для цен в Германии). Интересно, что на рынке подержанных автомобилей наличие полного привода не сильно сказывается на цене. Вероятно, это связано с повышенными по сравнению с обычными расходами на обслуживание и ремонт ходовой части полноприводных модификаций Audi.
... и неофиты
Как уже говорилось выше, положение ныне обязывает практически любую автомобильную фирму иметь в своем арсенале одну-две полноприводные легковые модели. Легче тем, кто выступает в мировом первенстве по ралли - эти фирмы обычно выпускают так называемые шоссейные версии раллийных "снарядов", и машины эти более чем серьезны. К таким относятся Mitsubishi Lancer Evolution VI и Toyota Celica Turbo 4WD, но это опять-таки эксклюзив для обеспеченных фанатиков.
Разумный компромисс для усредненного автолюбителя представляют, например, полноприводные автомобили группы Volkswagen. Имея в составе концерна такого признанного мастера полного привода как Audi, Volkswagen применяет его разработки не только на моделях под собственным именем, но и на испанских машинах SEAT, которые за последний год согласно новой фирменной концепции стали значительно спортивнее. Даже самая дешевая в рамках группы Volkswagen марка Skoda обзавелась своим полноприводником - моделью Octavia Combi 4x4. Обычный полноприводный Volkswagen - это модели Golf, Bora и Passat, обозначаемые в варианте 4х4 как "4Motion" или "Syncro" (различия заключаются в наборе агрегатов, обеспечивающих полный привод). Поскольку применение полного привода требует двигателя большей мощности, обычно в варианте "4Motion" автомобили комплектуются топовыми для каждого семейства моторами.
Увлечение полным приводом коснулось даже минивэнов. Уже несколько лет производится Volkswagen Sharan Syncro, а в прошлом году Renault Scenic RX4 стал первым европейским полноприводным компактвэном (то есть минивэном уменьшенного размера).
В секторе марок "премиум-класса" честь полноприводников защищают фирмы Volvo и Mercedes. С середины девяностых в производственной программе шведов появились полноприводные версии модели 850 (ныне серия S70/V70). Вначале это был универсал V70 AWD, потом его версия с увеличенным клиренсом V70XC (Cross Country), с 1999 года выпускается седан S70 AWD.
Так же, как и Volvo, Mercedes избрал полем для применения полного привода свою золотую середину - модели E-класса. Сейчас с кузовами седан и универсал в полноприводном варианте, обозначаемом как "4 Matic", выпускаются модели E280, Е320 и Е430. По поведению на дороге эти машины остаются классическими заднеприводными "мерседесами", но при необходимости (например, при возникновении заноса) электроника без вмешательства водителя распределяет крутящий момент от двигателя на все колеса.
Наблюдая за расширением рынка легковых полноприводников, можно сделать несколько выводов. Первый: обычно первые полноприводные машины появляются на базе универсалов. Это не стремление сделать легковушку похожей на джип, а забота о безопасности пассажиров универсалов, традиционно проходящих на Западе под ярлыком семейных автомобилей. Второй: полный привод постепенно переходит от машин семейного на автомобили представительского класса. Яркие примеры: уже выпускаемая Audi A8 и концептуальный Bugatti EB218 (марка выкуплена группой Volkswagen). Третий: предельная насыщенность электроникой, облегчающей водителю жизнь, вообще крайне популярная ныне у автопроизводителей, на полноприводных машинах доведена до абсолюта. Так что если в ближайшем будущем появится автомобиль, способный двигаться вовсе без физического участия водителя, то он наверняка будет обладать колесной формулой 4х4.