Лакомая «Долька»

Крупнейший в стране производитель соков «Лебедянский» объявил о покупке питерской компании «Троя-Ультра» (марки «Долька», «Соковичок», «Нектаринка», «Северная ягода»). Сумма сделки не раскрывается. Аналитик компании «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина оценила питерского производителя в $35 – 40 млн. Источник, знакомый с ходом сделки, назвал эту цифру близкой к реальности.

«Троя-Ультра» входила в промышленную группу «Троярд», которая занимается производством алкогольных и безалкогольных напитков, косметики, стройматериалов. Последние два года владельцы «Троярда» искали покупателя на свое соковое подразделение. В начале прошлого года компанию «Троя-Ультра» чуть не продали немецкой Eckes-Granini. Но сделка в последний момент сорвалась. 

До сих пор производство «Лебедянского» было сосредоточено в Липецкой области, на двух предприятиях общей мощностью 1,3 млрд литров соков в год. Однако летом компания объявила о строительстве нового завода в Сибирском регионе, где лидирует четвертый в стране производитель соков «Нидан». Теперь «Лебедянский» пошел в Северо-Западный регион, где традиционно главенствовал «Мултон» (второй федеральный игрок), принадлежащий концерну Coca-Cola. По данным «Бизнес Аналитики», в стоимостном выражении «Мултон» держит 21,6% федерального и 47,8% сокового рынка Северо-Западного региона, «Лебедянский» – соответственно 28,1% и 20,8%, а «Троя-Ультра» – 1,8% и 3,8%.

«Обычно в регионах высока лояльность к местным маркам. И новым владельцам не придется тратиться на общефедеральную рекламу», – отмечает Наталья Загвоздина. В результате сделки «Лебедянский» получает хороший портфель брендов. Ведь «Троя-Ультра» работает в массовом сегменте, на долю которого приходится 60% сокового рынка.

В «Лебедянском» не исключают возможности дальнейшей диверсификации производства. «Однако мы не пойдем по пути «Вимм-Билль-Данна», который одно время скупал все подряд», – сообщил представитель компании. Между тем с покупкой «Трои-Ультры» в стране не осталось ни одного регионального производителя, занимающего заметную долю на федеральном соковом рынке. Сегодня «большая четверка» – «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) и «Нидан» – контролирует около 85% рынка соков. «Оставшиеся локальные игроки слишком малы. Производителям соков теперь придется увеличивать мощности либо за счет строительства новых предприятий, либо за счет расширения существующих», – считает Снежана Равлюк, эксперт компании «Бизнес Аналитика».

Конкуренты не сильно обеспокоены активностью «Лебедянского». В «Нидане»  заявили, что сделка не изменит расстановку сил. По оценкам экспертов, теперь «Лебедянскому» принадлежит более 30% сокового рынка в стоимостном выражении и более 35% в натуральном. И борьба может развернуться вовсе не за первое, а за второе место в рейтинге. Сегодня «Мултон» в стоимостном выражении контролирует 21,6%, а ВБД – 19,5% сокового рынка. Разрыв небольшой, и при определенных маркетинговых усилиях третий вполне может оказаться на месте второго.