Латынь для «Газпрома»
Турецкая экономика неудержимо растет, промышленность в обозримом будущем потребует все больше энергоресурсов. Другое дело – внутренняя политика правительства и неопределенность в законодательстве. Государство сознательно держит цены на газ для населения на низком уровне. Нередки случаи, когда компании – потребители газа попросту не расплачиваются с продавцами. Поэтому сегодня «Газпрому» выгодны только оптовые поставки. Слишком велики риски, чтобы входить на турецкий розничный рынок при таком законодательстве.
Дело, конечно, не только в поставках газа. Очень перспективен турецкий рынок электроэнергии, да и вообще энергетика этой страны весьма привлекательна. И «Газпром» связывает с Турцией все больше ожиданий. Но переговоры с турками – это не для слабонервных. Согласование деталей – тяжкий труд. Даже когда договорились, все может вернуться на круги своя уже на следующее утро. Это связано не только с национальной культурой ведения переговоров. Турецкие эксперты уверены, что Москва нацелена на резкий прогресс в отношениях с Анкарой, а потому пойдет на существенные уступки. В качестве доказательства приводится поведение Росатома при заключении соглашения о строительстве АЭС вблизи турецкого порта Мерсин.
Одна из проблем, с которыми сталкивается «Газпром» в Турции, вытекает из непубличности газовых сделок. В результате оппозиция и часть экспертного сообщества критикуют правительство за то, что считается «чрезмерной уступчивостью» Анкары Москве, и с подозрением относятся к возможности новых соглашений. Отсюда отчасти вынужденная осторожность правительства, которому приходится иметь дело с возрастающей агрессивностью оппозиции.
Другое дело, что согласие на использование исключительной экономической зоны Турции в Черном море для прокладки «Южного потока» все же, наверное, будет получено. Дело в том, что фактически речь идет о пакетной договоренности. Примерно год назад премьер Владимир Путин обещал своему турецкому коллеге Реджепу Эрдогану, что Россия будет способствовать наполнению трубопровода Самсун – Джейхан не только российской, но и казахстанской нефтью. Этот амбициозный проект продвигается лично турецким премьер-министром. Так что шансы на успех «Южного потока» вроде бы неплохие.
Впрочем, можно с уверенностью сказать, что даже после получения согласия турецкой стороны обязательно появятся очередные проблемы и новые требования. Ибо Анкара, кажется, всерьез исходит из классической мудрости древних qui nimis propere, minus prospere – кто действует поспешно, тот действует неудачно. И чего-нибудь снова добьется от российского газового монополиста дополнительно к уже полученному.
Как жаль, что в «Газпроме» не знают латынь.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Еще по теме
В Российской академии госслужбы состоялся Всероссийский научно-практический видеосеминар «Электронные формы предоставления государственных и муниципальных услуг: нормативные требования, новая практика».