Лавки вместо офисов
Несмотря на то что рынокнедвижимости в силу своей инертности серьезно отстает от большинства отраслей, он не остался в стороне от общих для российской экономики процессов. Как утверждают авторы исследования, ушедший 2010-й стал годом начала восстановления рынка. Чувствовать себя более уверенно предприятиям и потребителям позволила возрождающаяся система кредитования. В результате в первую очередь возобновилась полноценная работа торговых сетей, что привело к росту активности в сегменте торговой недвижимости. Например, в пределах Садового кольца к концу 2010-го предлагалось к продаже в 2,5 раза больше площадей, чем годом ранее, а за пределами центра Москвы этот рост составил 24%. В офисном и складском сегменте столь радужных тенденций не наблюдается. При этом дистресс-активов на рынке коммерческой недвижимости нет, а по остальным предложениям продавцы уже не готовы идти на уступки инвесторам. В итоге крупные сделки во всех сегментах рынка заключаются крайне редко. Несмотря на это, на протяжении всего года отмечалось плавное снижение уровня вакантных площадей, причем в некоторых случаях до почти докризисных показателей (в самых удачных бизнес-центрах класса А и В+ в пределах Садового кольца). Однако в целом по офисному сегменту уровень свободных площадей остается выше 15%, что не дало арендодателям оснований для повышения ставок. В торговой недвижимости локомотивом роста ставок стал топовый стрит-ритейл: помещения на первых линиях основных торговых улиц практически с начала 2010-го стали дефицитным предложением. В итоге средняя ставка по торговой недвижимости в 2010 г. увеличилась на 12%, составив в декабре $856 за кв. м в год, по офисным – на 3% ($481 за кв. м в год), а по производственно-складским снизилась на 1% ($178 за кв. м в год). Впрочем, до сих пор уровень арендных ставок остается ниже докризисного: в торговом сегменте – на четверть, а в офисном и производственно-складском – на 30–35%.
Еще по теме
В 1831 году фермер Сайрус Маккормик показал соседям придуманную в его семье жатку. Со временем это изобретение стало заметным фактором развития экономики страны в целом. Понятно, впрочем, что ни о каких столь высоких целях сам Маккормик и не думал. История этого изобретателя лишний раз доказывает: целеустремленность частных предпринимателей и честная конкуренция – естественный двигатель модернизации.
На российский рынок мелкой бытовой и климатической техники выходит швейцарская дизайнерская марка Stadler Form. Планы компании весьма амбициозны – занять 7% сегмента электрических чайников и 5–7% – климатической техники. Для этого новому игроку придется как минимум потеснить Bosch.