Лазейка есть: аудиторы из PwC нашли способ продолжить работать с Россией
Участница «Большой четверки» PwC нашла способ продолжить оказывать услуги связанному с Россией бизнесу. Партнеры компании создали на Кипре отдельную фирму, которая не будет беспрекословно следовать всем антироссийским санкциям. Это позволит аудиторам сохранить часть клиентов, с которыми PwC активно работала на Кипре. При этом сам гигант сможет продолжить следовать жесткой политике, которая выходит далеко за пределы ограничений, прописанных в санкционных пакетах.
Лазейка от PwС
Об интересной стратегии выходцев из PwC узнала Financial Times (FT). Газета сообщает, что на Кипре начала работать отделившаяся от гиганта фирма под названием Kiteserve. Ее создали партнеры PwC.
Вскоре после начала спецоперации РФ на Украине PwC стала проводить жесткую санкционную политику по всему миру. В своих ограничениях компания выходит за рамки того, что официально требуют санкционные пакеты.
«Учитывая обширные связи между Россией и Кипром, такая политика особенно сказалась на деятельности PwC Cyprus, вылившись в сокращение списка клиентов. Это побудило трех партнеров покинуть компанию в июне и открыть Kiteserve — бутик, примерно половина клиентов которого имеет связи с РФ», — говорится в материале.
Основатели новой фирмы заключили с PwC сделку по снятию запрета на конкуренцию. Им разрешили нанимать сотрудников PwC Cyprus, а также предоставлять аудиторские, налоговые или консультационные услуги. Без сделки основатели Kiteserve как бывшие партнеры участницы «Большой четверки» не имели бы права продавать свои услуги в течение пяти лет.
Стоимость сделки стороны не раскрывают, однако знакомый с договором источник отметил, что эта сумма эквивалентна затратам, которые у PwC пошли бы на обычные выплаты уходящим на пенсию сотрудникам.
Управляющий партнер Kiteserve Тео Парперис добавил, что он и другие основатели новой фирмы были близки к обязательному пенсионному возрасту, установленному в PwC, поэтому конфликт на Украине «только ускорил их планы действовать самостоятельно».
Избирательная политика
Главным отличием Kiteserve от PwC будет ее более мягкая санкционная политика. В компании отметили, что представители «Большой четверки» вышли далеко за рамки санкций, введенных странами Евросоюза, США и Великобританией.
Сама Kiteserve тоже будет соблюдать ограничения, но частично. «Мы очень избирательны», — говорит Тео Парперис. В отличие от PwC Cyprus, новая компания не станет добровольно соблюдать санкции, введенные Австралией и Канадой. Она также будет сотрудничать с организациями, которые попали под ограничения ЕС, в ситуациях, в которых это законно.
Большинство клиентов Kiteserve не находятся под ограничениями ЕС, США и Великобритании, уверяет Парперис. Многие клиенты фирмы также имеют связи с Россией. Сейчас таких около 50%, однако в основном работа ведется с активами не в РФ, а на Западе. «Эти клиенты обслуживаются западными банками и юристами. Так почему этого не можем делать мы?» — говорит управляющий партнер Kiteserve.
В компании рассчитывают, что в будущем процент связанных с Россией клиентов уменьшится. Работает Kiteserve в офисах PwC в Никосии и Лимасоле, арендуя в них отдельные помещения. В компании уже работает около 20 сотрудников PwC примерно из 30 человек штата.
«Kiteserve полностью независим от PwC Cyprus и не является членом сети PwC. <…> Партнеры не имеют никакого экономического интереса к бизнесу друг друга», — уверяют в участнице «Большой четверки».
Аудит и санкции
После начала спецоперации на Украине PwC, как и другие участницы «Большой четверки» (Deloitte, Ernst & Young, KPMG), покинула РФ. Свои российские подразделения компании выделили в отдельные структуры и переименовали. Например, Deloitte в стране теперь работает под брендом «Деловые решения и технологии», PwC — как «Технологии доверия», а Ernst & Young — как «Б1».
При этом услуги, которые предоставляют эти международные компании, попали в санкционные пакеты. Так, ЕС включил в шестой пакет запрет на предоставление России консалтинговых и аудиторских услуг. Компаниям Соединенных Штатов предписали прекратить оказывать аудиторские услуги на территории РФ с 20 августа.
Великобритания также запретила своим специалистам предоставлять аудиторские услуги РФ. «Поскольку, по примерным оценкам, 80% осуществляемого Россией импорта аудиторских, бухгалтерских услуг и услуг в сфере налогового консультирования приходится на Соединенное Королевство, ЕС и США, эти меры будут способствовать дальнейшему подрыву возможностей российского бизнеса вести конкуренцию на международном рынке», — заявили в британском МИД в сентябре.
Канада также подключилась к этим запретам. Например, в июне она запретила предоставлять консалтинговые услуги российским компаниям в сферах добычи полезных ископаемых, производства продуктов нефтепереработки и из других стратегических отраслей.
Сами аудиторы выражали недовольство столь жесткими ограничениями. Например, в мае FT писала, что Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, в который выходит «Большая четверка», просил британское правительство об исключениях в запрете на оказание услуг российским компаниям. Источник в одном из участников «четверки» тогда говорил, что ограничения не позволяют оказывать услуги компаниям со связями в России даже по вопросам соблюдения санкционного режима. «Людям просто страшно давать им такие консультации», — указывал он.