Top.Mail.Ru
мнения

Лазейки для маркетплейсов: как онлайн площадки используют несовершенство законодательства

Фото: пресс-служба «Леонардо» Фото: пресс-служба «Леонардо»

2024 год ознаменовался интенсивным законотворчеством, направленным на регулирование цифровых платформ, результатом чего стал законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который, как ожидается, в ближайшее время будет принят. Но законопроект затрагивает лишь небольшую часть вопросов, связанных с регулированием. Более того, он пока не затронул самое главное, что интересует государство — это налоги. По мнению Бориса Каца, председателя совета директоров сети хобби-гипермаркетов «Леонардо», нужно работать над регулированием и дальше. На что стоит обратить внимание — в том числе с учетом опыта других стран — он рассказал журналу «Компания». 

Самый яркий пример — американский Amazon. Основное ноу-хау крупнейшего американского маркетплейса вовсе не в технологиях, а в юридической лазейке, позволившей использовать для развития компании два козыря: национальную почтовую службу и уклонение от уплаты местных и региональных налогов. Amazon формально не присутствует на территории муниципалитетов, поэтому он не платит местный налог с продаж (аналог нашего НДС, который платится в бюджет муниципалитета и штата). Еще одна налоговая новация Amazon — это вакансии без социальных гарантий. Amazon нанимает людей на нестабильные условия — временные подработки, работа через агентства, задания на онлайн-платформах, гибкий график или контракты без гарантированного числа рабочих часов. «Налоговый арбитраж» позволил Amazon предложить самые низкие цены покупателям и благодаря этому захватить огромную долю рынка.

Проблема с выпадающей налоговой базой очевидна, но пока системно не решена в силу особенностей американской налоговой системы — отсутствия единообразия в законодательстве штатов. Хотя стоит обратить внимание, что уже все штаты, взимающие налог с продаж, требуют от платформ собирать и перечислять налоги от имени розничных продавцов, продающих товары и услуги через платформу. Ряд штатов по-прежнему взимает налог с продаж с потребителей, но ответственность за уплату налога ложится на маркетплейс. Это уже серьезный шаг вперед.

В Европе маркетплейсы являются одним и важных розничных каналов, но не занимают доминирующее положение. Они дают отличный ассортимент, у них прекрасная сеть доставки — но цены иногда выше, чем у современной розничной торговли, потому что они платят налоги и полностью отвечают за качество товаров. 

В Евросоюзе пока еще только вырабатывают свой системный подход к налогообложению платформ, но и там обсуждается формула, при которой маркетплейс автоматически становится ответственным за начисление НДС и уплату его в казну, если поставщик не является плательщиком этого налога. То есть неважно по какой причине ты не платить — дробишь бизнес, ввез что-то «в серую» на территорию страны — НДС будет начислен на проведенную операцию. И это уравнивает ситуацию с розничной торговлей, где ритейлер не просто обязан платить налоги с каждой сделки, но еще и, по сути, отвечает за налоговую дисциплину своих поставщиков.

Другой пример активного роста — это «Алиэкспресс». Налоговых льгот или возможностей уклонения внутри Китая у этого маркетплейса нет, однако он успешно паразитирует на юридических лазейках в других странах, захватывая их рынки. Например, в России, как и еще в ряде стран, есть послабления в налогообложении ввезенных товаров. Трудоемкость учета таких грузов огромна, а фискальные доходы небольшие, что и заставляет власти устанавливать определенный порог, ниже которого можно ввозить товары беспошлинно. Но что в итоге? В России «Алиэкспресс» продает беспошлинно товаров на 250 млрд рублей в год.

Можно ли этому противодействовать. Да, вот буквально свежие новости из Узбекистана, где закрыли агрессивный китайский маркетплейс TEMU. В конце прошлого года власти изменили регулирование и потребовали от операторов цифровых платформ зарегистрировать юридическое лицо и стать резидентами Узбекистана. Несмотря на то, что маркетплейс формально исполнил это требование, блокировка осталась в силе из-за неуплаты налогов за период до регистрации. Кстати, аналогичным образом с TEMU поступили в Турции.

Таким образом, международный опыт показывает, что слишком долгое благоприятствование маркетплейсам создает для государства фискальные проблемы и ухудшение условий для конкуренции, что приходится разрешать уже достаточно резкими мерами. Поэтому работать над этим нужно уже сейчас и основные вопросы связаны с начислением НДС, квалификации операций частных лиц, социальной защиты самозанятых, статуса цифровых платформ как налогового агента.