Леди с железной хваткой

20.01.200000:00

Ольга Миримская - генеральный директор компании "Русский продукт", крупнейшего российского производителя бакалейных товаров. За пять лет она создала мощную компанию на базе пяти бывших госпредприятий.

На первый взгляд у 37-летней Ольги Миримской нет характерных начальственных черт. У нее сдержанные жесты, ровная речь без назидательных фраз и интонаций. В доверительной беседе она не избежит типичной женской "слабости" - с гордостью рассказать о муже, об успехах детей. Но знающие Миримскую люди говорят, что она жесткий и уверенный в себе руководитель.

О взаимоотношениях с подчиненными она говорит так: "Они обладают всеми необходимыми полномочиями, но если я принимаю решение, то никто не может его оспорить".

"Русский продукт" объединяет пять предприятий. Крупнейшие из них - Московский пищекомбинат и столичный же "Колосс" (в сумме более 80% от объема продаж "Русского продукта"). Фабрики компании выпускают крупы, каши, макароны, чипсы, сухие супы, пищевые концентраты, фасованный чай, кофе, мороженое и др. Оборот компании в 1999 году составил, по предварительным данным, около $120 млн.

Компания была создана в 1996 году для управления предприятиями пищевой промышленности, принадлежащими группе "Роспром". Возглавить "Русский продукт" Ольге Миримской предложил президент группы Михаил Ходорковский.* В определенном смысле он рисковал: ведь Ольга Миримская в то время не была "готовым" топ-менеджером.

Посланник верховного совета

После окончания школы Ольга Миримская собиралась стать филологом. Она даже готовилась поступать на филфак МГУ: изучала три языка, историю, литературу. Но отец - военный инженер-конструктор - отговорил ее и посоветовал выбрать более прагматичную специальность. В результате Ольга поступила на факультет экономической кибернетики плехановского института и с отличием окончила его в 1985 году.

Лучшим выбором в то время Ольге Миримской казалась научная карьера. Она сумела поступить в престижную аспирантуру Института США и Канады (ИСКАН). Центр проблем управления при институте был тогда единственным в стране заведением, где изучали западные методики менеджмента. Темой диссертации Ольга Миримская выбрала опыт работы управления оценки технологий при конгрессе США (оно готовит для правительства аналитику по вопросам внедрения в промышленности технологических новинок). Тогда Миримская познакомилась с теорией и практикой управления на уровне принятия государственных решений.

"С первого же дня она производила впечатление деловой женщины, - вспоминает Геннадий Кочетков, бывший научный руководитель Ольги Миримской. - Сама предложила тему диссертации, сама нашла нужных людей и сумела извлечь максимум информации из этих контактов. Ольга была очень целеустремленной. Про таких говорят: люди с железной хваткой".

В конце 80-х Ольга Миримская вошла в состав группы консультантов ИСКАН, которые по поручению Верховного Совета СССР проводили исследования по вопросам конверсии оборонных предприятий. Миримская несколько раз сопровождала директоров военных заводов в поездках "за опытом" в США. А в 1990 году получила грант от Джорджтаунского университета и отправилась учиться в Америку, штат Мэриленд.

Группа, в которой училась Ольга Миримская, носила условное название "Перспективные политики и бизнесмены". На этот специальный годичный курс университет пригласил студентов из стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки - тех стран, которые в США считались развивающимися. "Значительная часть учебного времени была отведена под практику в компаниях, - вспоминает Ольга Миримская. - Я работала в качестве стажера в американских офисах Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. Два месяца провела в офисе Mars в окрестностях Лондона. Там я знакомилась с работой департаментов, поучаствовала в программах по маркетингу и подбору персонала. Я не только получила определенные знания, но и научилась отстаивать свое мнение".

Разумеется, вернувшись в 1991 году в Россию, Ольга Миримская не могла не поддаться искушению попробовать свои силы в бизнесе.

"В Америке у меня было несколько предложений от банков и финансовых компаний. Звали работать консультантом-аналитиком, - вспоминает Ольга Миримская. - Но в России у меня остались муж и двое детей".

Ольга забросила диссертацию - второй прагматичный выбор в жизни - и решила открыть издательство деловой литературы.

Пища для ума

Можно сказать, что у Ольги Миримской были особые связи с кредиторами. Ее муж Алексей Голубович работал в то время главным экономистом банка МЕНАТЕП.

(Ольга Миримская очень скупо говорит о том, какую роль в ее карьере сыграли положение мужа и его дружба с Михаилом Ходорковским. Как человек самостоятельный и самолюбивый, она не хочет, чтобы ее успех связывали с чьим-либо покровительством.)

О своем первом кредите Миримская вспоминает так: "Получить его было не очень сложно - в банке умели оценить перспективность бизнес-проектов".

Издательство назвали "МЕНАТЕП-Информ". Дело пошло весьма успешно: за два года работы выпустили более 100 книг, штат издательства увеличился с четырех до двадцати сотрудников. Директор Миримская даже пробовала заниматься маркетинговыми исследованиями и рекламой.

В начале 1993 года Михаил Ходорковский пригласил Ольгу Миримскую работать в банк - на должность специалиста по связям с международными финансовыми организациями. В то время Ходорковский звал в свою команду только людей, которых давно знал лично.

Миримская не раздумывала: "Издательский бизнес был для меня пройденным этапом, к тому же два моих партнера были согласны выкупить долю".

В МЕНАТЕПе Ольга Миримская работала до середины 1994 года, занимаясь привлечением в банк иностранных кредитов и инвестиций. В том году МЕНАТЕП приобрел контрольные пакеты акций нескольких промышленных предприятий, и Михаил Ходорковский подбирал для них менеджеров. В один прекрасный день он предложил Ольге Миримской заняться новыми проектами.

"Я согласилась и выбрала пищевые предприятия, хотя эта отрасль была мне совершенно незнакома, - рассказывает Миримская. - Главным условием с моей стороны была полная самостоятельность как руководителя, контроль - только в форме отчетности перед акционерами на заседаниях совета директоров".

Формально Миримская оставалась в банке - на должности начальника отдела промышленного финансирования. В сентябре 1995 года, после создания Ходорковским группы "Роспром", она стала начальником департамента пищевой промышленности группы, фактически управляющим всеми пятью фабриками.

"Колосс" на глиняных ногах

"Четко поставленных задач у меня в тот момент не было, - вспоминает Ольга Миримская. - Акционерам нужен был "внешний" менеджер, который разобрался бы в механизме управления предприятиями и сделал все необходимое для повышения их прибыльности".

Бывшие советские пищевые гиганты "Колосс" и Московский пищекомбинат уже обросли к тому времени серьезнейшими проблемами: конкурентоспособность продукции была низкой, оборотных средств хронически не хватало, закупочно-сбытовые связи распадались.

"Руководители предприятий привыкли работать в условиях плановой экономики: привезли сырье, произвели товар, увезли, - говорит Ольга Миримская. - Рыночное мышление не было им присуще. Это касалось не только сбыта, но и подхода к управлению вообще. Никто не работал над снижением затрат, не контролировал ресурсы".

Тем не менее никаких резких движений новый топ-менеджер делать не стала. "Оказавшись в 1994 году на "Колоссе", я не сразу решилась сказать директору комбината Виктору Кабанову, что теперь я его начальник, - вспоминает Ольга Миримская. - Он на предприятии работал более 20 лет, создал относительно отлаженную структуру и гораздо больше меня знал о промышленности".

Ольга Миримская решила, что лучше достичь взаимопонимания со старым руководством предприятий, чем полностью менять его. Из руководителей всех пяти фабрик был уволен только директор МПК Михаил Леонтьев: "он был противником каких бы то ни было изменений в управлении".

Постепенно Ольга Миримская приобрела авторитет среди фабричных управленцев, обеспечив приток инвестиций на предприятия. За три года работы под руководством Ольги Миримской в предприятия "Русского продукта" было инвестировано более $60 млн. Деньги шли не только от МЕНАТЕПа, но и из Альфа-банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации.

В результате уже в конце 1994-го - начале 1995-го были подготовлены проекты по закупке нового оборудования, строительству дополнительных производственных корпусов. Предприятия получили оборотные средства для закупки сырья.

Будучи уже начальником департамента пищевой промышленности "Роспрома", Ольга Миримская создала четыре новых подразделения: по маркетингу, сбыту, снабжению и инновациям. В дальнейшем эти подразделения стали департаментами компании "Русский продукт", которая была создана в июне 1996 года. Ольга Миримская в новой структуре заняла должность гендиректора.

"Компания была создана как единый центр управления для всех пяти предприятий, - говорит Миримская. - Нашей задачей было внедрение единых схем логистики, поставок, сбыта, общего маркетинга".

Работой департамента продаж новой компании стал руководить Андрей Лыч, которого Ольга Миримская переманила из российского офиса Mars. К концу 1997 года сбытовая сеть "Русского продукта" охватывала практически всю территорию России и некоторые страны СНГ. Только в Москве товары марки "Русский продукт" закупали несколько десятков оптовиков и около 1500 магазинов. Оборот компании в 1997 году вырос по сравнению с 1995 годом почти в два с половиной раза и составил $160 млн.

В управленческую команду "Русского продукта" Ольга Миримская привлекла не только своих прежних коллег по "Роспрому". Она по-прежнему придерживалась принципа сохранения "старой гвардии" - разумеется, только тех ее членов, кто принял новый стиль работы.

Кофейку бы...

Августовский кризис 1998 года существенно замедлил темпы развития "Русского продукта". Объемы производства упали почти на 40% в натуральных показателях, а оборот компании по итогам года едва превысил $100 млн. Основным достижением прошлого года Ольга Миримская считает то, что "у компании не образовалось никаких банковских долгов или убытков".

Как только компания оправилась (уже к марту 1999 года были восстановлены докризисные объемы производства), гендиректор "Русского продукта" начала строить новые планы по дальнейшему завоеванию рынка бакалейных товаров. Объемы производства фасованного кофе были увеличены в шесть раз. Ольга Миримская планирует в ближайшем будущем присоединить к мощностям Моспищекомбината новую кофейную фабрику. $15 млн, которые потребуются в 2000 году на развитие производства, гендиректор "Русского продукта" намерена получить, выпустив и продав пакет акций компании.

"В работе для меня важно достижение поставленных целей, - говорит Ольга Миримская. - В этом отношении потенциал "Русского продукта" далеко не исчерпан. Возможно, когда-нибудь у меня появятся новые цели. В рамках другой компании или политической карьеры".

* признан в России иностранным агентом.