Top.Mail.Ru
архив

Ледниковый период

Банковский кризис затухает. Пострадавшие либо куплены госбанками, либо признаны банкротами. Растет переток клиентов в государственные банки или в банки с западным капиталом. Большинство частных кредитных институтов мучаются сомнениями, допустят ли их в систему страхования вкладов. Самое время задаться вопросом: нужны ли российской экономике сильные частные банки?

 

Согласно финансовым отчетам российских кредитных институтов к 1 июля у большинства частных банков как минимум прекратился рост объемов привлечения и размещения средств. Из двадцати крупнейших банков вклады населения существенно выросли лишь у госбанков – ВТБ и «Сбера». В среднем по другим крупным банкам вклады увеличились на 3 – 5% за квартал. Результаты июня особенно удручают, если сравнивать их с данными за январь 2003-го – апрель 2004 года, когда привлечение депозитов и кредитование росло в среднем на 20 – 25% в квартал.

Высказано уже немало мнений о причинах случившегося. Суть наиболее емких высказываний состоит в следующем: в отличие от 1998 года недавние события – это не кризис активов, а кризис ликвидности. Чрезмерный оптимизм банкиров ведет к банкротствам. Объясним подробнее эти суждения.

 

Оптимизм как путь к банкротству

 

Последние несколько лет экономика росла быстрыми темпами. Огромный оптимизм испытывали заемщики банков и сами банкиры. Во все бизнес-планы закладывались оптимистичные цифры роста продаж, прибылей, депозитов и кредитов.

Частные банки работают в условиях жесткой конкуренции. При этом в глазах населения и предприятий они менее надежны, чем государственные банки или западные кредитные институты. Частные банки вынуждены выдавать по депозитам премию за риск в виде повышенных на 3 – 5% ставок по депозитам.

Эту премию приходится отрабатывать на более рискованных (или чрезмерно оптимистичных) проектах. Частные кредитные институты, привлекая деньги на депозиты под 9% в валюте (плюс издержки инфраструктуры, плата за риск и прибыль), не могут отдавать их дешевле, чем под 14 – 15%. Сбербанк и западные банки кредитуют первоклассных заемщиков под 10 – 12% годовых. Коммерческим банкам остаются те заемщики второго и третьего эшелона, с которыми не готовы работать более стабильные в глазах общества финансовые институты.

Чрезмерно оптимистичные проекты – это приобретение оборудования, строительство со сроком окупаемости минимум 2 – 3 года за счет коротких кредитов на 6 – 12 месяцев. Точнее говоря, псевдокоротких кредитов, поскольку до срока окупаемости заемщики будут просто не в состоянии вернуть деньги, иначе как перекредитовавшись в этом или другом похожем частном банке. Заявляемые сроки окупаемости по факту оказываются длиннее, поскольку в бизнес-планы заложены самые оптимистичные сценарии.

Подавляющее большинство кредитуемых инвестиционных проектов экономически целесообразны, деньги в них не пропадают. Прошли уже 1990-е годы огульного кредитования, огромных потерь и злоупотреблений. Кредитуемые заемщики и проекты реально растут, внося огромный вклад в экономический рост. В регионах целые сектора экономики – торговля, жилищное строительство, транспорт, сфера услуг и отдыха – растут в основном на кредитах частных банков. Даже попавшие на риски ликвидности банки реально обсуждают планы своей перепродажи, и это говорит об отсутствии у них существенных «дыр» в активах.

Теперь представим себе, что в одночасье пропадает (или немного снижается) доверие клиентов и вкладчиков ко всем частным банкам как классу, и у таких банков начинается отток средств. Банки, естественно, требуют возврата краткосрочных кредитов. Заемщики вернуть кредиты не могут, поскольку все частные банки ограничивают кредитование и им негде перекредитоваться, а кредитуемые проекты еще далеки до окупаемости. Сбербанк и западники не разделяют оптимизма предпринимателей и не готовы их перекредитовывать.

Последствия известны – их можно было наблюдать последние два-три месяца. Вот только для экономики в целом ликвидация описанных перекосов с ликвидностью способом ослабления частных банков будет вредна. Частные банки за последние годы стали флагманами инвестиционного и инновационного кредитования частного сектора. Быть может, пока в недостаточных объемах, но в целом больших, чем Сбербанк и западники.

 

 

Про центы

 

Сокращение объемов бизнеса крупных частных банков на несколько процентов за месяц выглядит как будто не принципиально. Россияне привыкли и к более высоким краткосрочным колебаниям макропоказателей – например, валютных курсов или цен.

Ничтожную, на первый взгляд, тенденцию ощутили на себе многие заемщики из числа средних и малых предприятий. Большинство частных банков в условиях возросших рисков ликвидности наращивают денежные средства на своих счетах, сокращая тем самым объемы кредитования реального сектора. Банковский кредит стал дефицитным товаром, и на него стали повышаться цены, то есть процентные ставки. Многие аналитики заговорили о сокращении кредитования жилищного строительства в Москве и высокой вероятности стагнации цен на рынке жилья. Московский рынок жилья, как показывает опыт последних восьми лет, является хорошим макроэкономическим барометром.

В развитых странах больше половины ВВП и занятости населения приходится на малый бизнес. В любом российском регионе функционируют максимум два десятка крупных (по региональным меркам) предприятий, на которых занято до 10 – 15% трудоспособного населения. Конечно же эти предприятия являются лидерами региональной экономики, обеспечивают основы ее жизнедеятельности. Однако большая часть населения работает на сотнях обычных, незаметных малых и средних предприятиях. Именно такие предприятия делают жизнь в регионе комфортной, создавая условия для экономического роста.

Сбербанк в регионах в основном кредитует лишь крупные предприятия. Этот банк, по сути, считается розничным только в части своих расчетно-кассовых и депозитных операций, а в кредитовании он все же банк оптовый. В силу мощи и специфики организации ему сложно наладить массовое кредитование малого и среднего бизнеса.

Такие заемщики еще долго будут оставаться уделом филиалов частных московских или региональных банков. Менеджеры этих банков по сути своей такие же бизнесмены, как и их заемщики. Частные банкиры, не так давно сами начинавшие с нуля, работают в высококонкурентном поле и вынуждены под свою персональную ответственность агрессивно искать новые рыночные ниши, новых клиентов.

Западные банки в своей кредитной политике пока больше похожи на государственные Сбербанк и Внешторгбанк. Западники кредитуют в основном крупные предприятия с ориентацией на сырьевой экспорт или брэндовый европейский импорт. Кредитные риски они страхуют во многом за счет своих западных контрагентов. У них столь же сложная процедура санкционирования кредитов, малая степень доверия среднему руководящему звену. Иностранные руководители с недоверием относятся к российскому частному бизнесу. Западные банки работают в основном в Москве, немного в Петербурге и практически не представлены пока в российских регионах.

Кредитные средства необходимы для роста частных предприятий так же, как бензин для автомобиля; разгоняющуюся экономику лишают «топлива». Ослабление частных банков, вполне вероятно, может привести к стагнации экономики, как это уже происходит на московском рынке недвижимости. Продолжат рост гиганты, столпы отечественной экономики, то есть те, кто кредитуется в Сбербанке.

 

Жестокий романс

 

Переместим свой взгляд с частных банкиров и предпринимателей на регуляторов и государственников. По мнению последних, частные банкиры, конечно, немного зарвались, стали слишком оптимистичными. Легкий слух о небольших претензиях рядового ведомства (КФМ) к нескольким банкам вызвал беспокойство у большинства частных банков. Что же с ними будет, если упадут цены на нефть, случатся неурядицы на мировом валютном рынке. При крупных макроэкономических проблемах частные банки с их чрезмерным оптимизмом могут пошатнуть политическую и экономическую стабильность.

События последних месяцев показали решительность и последовательность Банка России по ужесточению банковского надзора. Очевидным стало намерение руководства страны не допускать размен долгосрочной стабильности банковской системы на работу нескольких десятков самых рисковых банков. Полномочия, кредит доверия к руководству Банка России косвенно подтверждены на самом высоком уровне.

Во многом благодаря этому оптимизм банкиров поубавился, все снова вспомнили про кредитные риски и риски ликвидности. Большинство теперь с пониманием относятся к ужесточению банковского надзора, засучив рукава перекраивают свой бизнес, чтобы соответствовать критериям системы страхования вкладов. Не вызывает сомнений достижимость поставленных задач – повышения прозрачности капиталов банков, лучшего раскрытия кредитуемых заемщиков и проектов, выполнения по существу экономических нормативов, усиления риск-менеджмента и внутреннего контроля.

Вернемся на позиции частных банкиров и предпринимателей. Давление на частные банки, их большая транспарентность, стабильность банковской системы дадут положительный эффект, когда кредитные институты смогут значительно снизить проценты по депозитам и удлинить их сроки. Только более дешевые и длинные средства уменьшат чрезмерные риски частных банков без ущерба их миссии кредитования частного бизнеса и поддержания экономического роста. Возможно, запуск системы страхования вкладов позволит это сделать, а также убрать или существенно ограничить право вкладчиков на досрочное изъятие вкладов.

Банки все равно не будут работать стабильно, они не обойдутся без сторонней поддержки в условиях сохраняющихся высоких рисков ликвидности. Когда в любой момент могут образоваться толпы вкладчиков, нельзя заниматься кредитованием реального сектора. Можно только размещаться в деньги и в государственные ценные бумаги в надежде на то, что государство изыщет ликвидность и поможет банкам.

Альфа-банк на первый взгляд поступил нечестно со своей 10-процентной комиссией за досрочное изъятие вкладов, однако он показал один из путей решения этой проблемы, отрезвив многих вкладчиков. Быть может, будут уместны меры по аналогии с новым валютным законодательством, допускающим резервирование по капитальным операциям, а, по сути, их временное частичное ограничение.

Право вкладчика досрочно получить свои средства должно быть ограничено ощутимыми штрафными санкциями или ограничениями по сроку. Чем быстрее вкладчик намерен получить обратно деньги, тем больше он должен за это заплатить. Размер санкций должен быть таким, чтобы аналогичная скидка по кредитам конечным заемщикам вызывала у последних энтузиазм к досрочному возврату средств банкам.

 

Еще по теме