архив
Отечественные таможенники достигли определенных успехов в славном деле легализации импортных потоков. Спустя год после начала таможенной реформы около 20% импорта ввозится в страну «по белому». Доля «черных» (контрабандных) товаров – не более 10%. Все остальное – «серые» схемы.
Реформа, начавшаяся с унификации импортных тарифов и продолжившаяся крутыми переменами в таможенном регулировании (см. «Ко» №26 от 9 июля 2001 года), имеет простую и понятную цель: снижение коррупции на таможне и попытка где пряником, а где кнутом заставить импортеров легализовать товарные потоки, то есть отказаться от «серых» и тем более «черных» схем работы.
К легализации стремится все большее число импортеров – они хотят быть уверенными в безопасности своего бизнеса. Однако «осветление» схем работы – удовольствие весьма дорогое. Помимо роста издержек легализация чревата еще и потерей конкурентоспособной цены, поскольку конкуренты, скорее всего, еще продолжают работать по-старому.
На прошлой неделе Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обнародовала результаты исследования, проведенного по ее заказу Высшей школой экономики. РАТЭК хотела понять, на какие издержки готовы идти участники рынка ради легализации и при каких условиях это возможно. По сути дела, исследование стало своего рода бизнес-инициативой, обращенной к правительству.
Расцвет «серых» схем, пришедших на смену схемам льготным, пришелся на вторую половину 90-х. Теперь ГТК закрыло их на большинстве терминалов, но терминалы Центрального таможенного управления получили своеобразную «индульгенцию», сохранив возможность работы «в серую». Товарные потоки в эти терминалы увеличились, а сужение «горловины» резко повысило цену вопроса. При этом условия, на которых реализуются «серые» и «белые» схемы, сближаются, стремясь к фиксированной плате с машины независимо от ее содержимого.
Переход к «белым» схемам связан не только с увеличением платежей, но и с удлинением сроков оформления («серая» растаможка занимает от трех часов до трех дней, а «белая» – до трех недель и больше). В результате «по белому» работают только импортеры, находящиеся в особых условиях. Обычные же компании используют разные схемы, так что различается лишь степень вовлеченности в «серую» растаможку. Дополнительные издержки «серых» схем – это расходы на их выработку, обслуживание и обеспечение безопасности; риск проверок; трудность в привлечении инвестиций и кредитов. Согласно данным, полученным РАТЭК, собственно на обслуживание схемы (взятку) тратится 10 – 50% «серого» платежа (раньше на взятку уходило в среднем $2 тыс. с машины или 1 – 2% оборота), причем предприниматели не знают, в какой пропорции деньги делятся между бюджетом и брокерами. С ростом цены «серой» растаможки пропорция изменилась не в пользу бюджета. Затраты на «серые» схемы в целом (с учетом безопасности) составляют 2 – 4% оборота, или примерно 10% доходов.
Оценка упущенных из-за «серых» схем возможностей показывает, что легализация более выгодна экономически сильной части бизнеса, а слабые ее не переживут. Потерю доходов сильные компенсируют переделом рынка. А ценой легализации называется 15% стоимости товара (10% НДС плюс 5% пошлины). Снижение НДС вдвое, считают участники рынка, поможет легализовать и импорт, и оплату труда.
Однако правительство едва ли сейчас готово идти на такие условия. Значит, легализация будет проходить гораздо медленнее, чем могла бы.
10.09.200100:00
архив
Захват регулятора
Владимир Путин наконец подписал давно ожидаемый указ о создании Единого тарифного органа (ЕТО).
архив
Малышка из Рюссельсхайма
Всерьез взявшись за продвижение своего европейского «вассала» – марки Opel на российский рынок, GM постепенно расширяет модельный ряд немецкой компании. Ведутся работы по сертификации минивэна Zafira, не исключено появление внедорожника Frontera. Первой ласточкой в обновляемой российской линейке Opel стал хэтчбек Corsa, дебютировавший на рынке в начале года. Для знакомства с самым маленьким «опелем» мы выбрали пятидверную модификацию, оснащенную 1,2-литровым двигателем и новейшей автоматизированной трансмиссией Easytronic.
архив
«В системе ценностей Toyota производитель стоит на третьем месте»
Тенденция к созданию иностранными автомобилестроителями собственных торговых компаний, заложенная два года назад GM, получает все большее распространение. Недавно о решении самостоятельно заняться ввозом в Россию своих автомобилей объявила компания Toyota Motor Corporation.