Легенда о "шоколадных облигациях"

14.09.199900:00

В первых числах сентября на фондовом рынке появились слухи о грядущем появлении нового беспрецедентного финансового инструмента - корпоративных облигаций АО "Нестле Фуд", дочерней продовольственной корпорации Nestle, номинированных в российских рублях. 5 сентября эти слухи нашли почти официальное отражение в прессе: Financial Times опубликовала информацию о выпуске бумаг, которые, как несложно понять, наверняка взорвали бы рынок корпоративных бумаг в России. Приводились и параметры облигаций: объем выпуска - около 1 млрд, доходность - 25 - 35% годовых, срок обращения - до года. По информации FT, компания не решила вопроса о том, будут ли бумаги хеджироваться от курсовых колебаний, но уже наняла неизвестного финансового консультанта для определения условий эмиссии.

Однако уже на следующий день Nestle через свое российское представительство опровергла эту информацию. Впрочем, опровержение было настолько скупым, что, внимательно вчитавшись в текст комментария Nestle к сообщению, можно легко заключить, что сама идея компанией не опровергается. Более того, не отрицается сам факт возможного выпуска бумаг. "Компания пока не планирует выпускать облигации в России" - все сводилось именно к этому.

Слухи о выпуске Nestle корпоративных облигаций уже появлялись на российском рынке в начале 1998 года, и с тех пор идея выхода дочерней компании иностранной корпорации на фондовый рынок остается мечтой российских трейдеров. Появление на рынке ценных бумаг Nestle или, к примеру, Philip Morris или Unilever, несомненно, кардинальным образом изменило бы настроения на рынке. "Ко" после появления сообщения FT задал представителям нескольких крупных брокерских компаний вопрос: "Насколько эти бумаги будут пользоваться спросом?" Естественно, все подвергли сомнению саму идею. И все в один голос заявили, что ценные бумаги дочек западных корпораций сразу же сформируют особую нишу - "настоящих бумаг", которым не страшны дефолт и обвал рубля. При этом часть трейдеров высказали простую мысль: скорее всего, такие бумаги вовсе не появились бы на открытом рынке, а Nestle вовсе не обязательно размещать бумаги публично. Закрытая подписка среди крупнейших финансовых институтов страны решила бы все проблемы.

По одной из версий происходящего, информация о "настоящих облигациях" имеет под собой вполне реальную почву. Связаны они с возможным приобретением Nestle контрольного пакета акций АО "Бабаевское", которое после развала Инкомбанка является как бы бесхозным. Облигации Nestle, ликвидность которых вряд ли вызвала бы сомнения у трейдеров (легко представляется рейтинг этих бумаг на уровне AAA по классификации S&P, в случае если их прогарантирует головная компания Nestle), существенно улучшили бы состояние баланса Инкомбанка и могли бы стать дополнительным аргументом в борьбе банка за возврат лицензии. А для самой Nestle такая сделка была бы предпочтительнее, чем немедленная оплата акций "Бабаевского". По этой версии, выпуск облигаций как раз и рассматривается как один из вариантов приобретения "Бабаевского", а шум, поднявшийся вокруг предполагаемой сделки, лишь повредит делу. Впрочем, эта версия не имеет официальных подтверждений.

В любом случае российский фондовый рынок в очередной раз получил весьма красивую легенду о "настоящих" ценных бумагах, которые выпускаются финансово прозрачной компанией со стабильным бизнесом и ясными перспективами. Вероятно, легенда еще долго будет оставаться легендой: в долларизированной стране для самой успешной западной корпорации предпочтительнее кредит "Ситибанк/АО", а не игры с российским фондовым рынком - бессмысленным и беспощадным.