Лекарств не будет
Российские аптеки сегодня предпочитают зарабатывать не на лекарствах, а на сопутствующих товарах. По данным маркетингового агентства DSM Group, на долю биодобавок (БАД), средств гигиены и лечебной косметики в среднем приходится 23% аптечного ассортимента. При этом в 2005 году нелекарственный ассортимент аптек разного формата увеличился примерно на 41%, а лекарственный – всего на 13%. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сетевых аптеках. «Российский аптечный рынок развивается в русле мировых тенденций, – говорит директор по маркетингу аптечной сети «36,6» Дарья Каплунова. – В зарубежных сетях на нелекарственные товары и дополнительные услуги приходится около 75% оборота». По ее словам, доля парафармацевтики и лечебной косметики в московских магазинах «36,6» составляет уже порядка 55% и имеет тенденцию к увеличению. Емкость российского рынка парафармацевтики аналитики оценивают в $1,65 млрд.
Структура продаж в аптечных учреждениях, % от оборота
Тип торговых точек |
Лекарства |
БАД |
Парафармацевтика |
Аптеки |
90 |
2 |
8 |
Аптечные сети |
82 |
5 |
13 |
Брендированные аптечные сети |
61 |
7 |
32 |
Источник: DSM Group, 2005 год