Top.Mail.Ru
архив

Лекарство для Минздрава

Государственная Дума 19 апреля приняла в первом чтении поправки к закону "О лекарственных средствах". Поправки могут привести к административным ограничениям на ввоз и реализацию импортных лекарственных средств. Предполагается, что это поможет отечественным производителям лекарств "найти рынок". Такие меры, по данным "Ко", используют правительства лишь двух стран мира - Албании и Китая. В случае принятия законопроекта правительство и Минздрав РФ получают рычаги тотального контроля над фармацевтическим рынком.

Дума об аспирине

И дистрибуторы, и аптекари, и даже сами отечественные производители дружно заявляют, что им от новых поправок будет один вред. Этого же мнения придерживались и депутаты Госдумы, профессионально разбирающиеся в механизмах регулирования фармацевтического рынка. В начале марта на заседании подкомитета по организации фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению Комитета ГД по охране здоровья и спорту присутствовали представители отечественных и зарубежных производителей, Международной ассоциации фармацевтических производителей (AIPM), Российской фармацевтической ассоциации. Практически все они высказались против проекта и рекомендовали Думе не принимать поправок.

По мнению исполнительного директора AIPM Дэвида Кеннеди, "возможные ограничения свободы выбора лекарственных средств могут не только негативно сказаться на медицинском обслуживании населения, но и существенно ухудшить имидж России на международной арене. Предложенные поправки к законопроекту нарушат принципы свободы торговли и рыночной экономики, о приверженности которым Россия заявляла на самых различных уровнях".

Новому российскому парламенту все это, как оказалось, без разницы. Поправки к закону "О лекарственных средствах" приняты в первом чтении - с традиционным единодушием.

Естественно, в думской риторике не обошлось без вечной темы "поддержки российского товаропроизводителя". На самом же деле основная масса отечественных лекарств занимает самый нижний ценовой сегмент рынка, на который не претендуют западные производители. Де-юре конкуренция существует, де-факто ее просто нет.

Что касается потенциального роста объема выпуска в России дженериков (аналоговых препаратов) местными производителями - ограничение импорта этому явно не поможет. Выпуск дженериков имеет смысл только в том случае, если объемы производства достаточно велики: производство аналога западного препарата в России - дело хоть и менее дорогое, чем самостоятельная разработка, однако все-таки не бесплатное. Выпуск аналога требует затрат на производство и покупку технологических патентов. Российские производители в массе своей не могут инвестировать такие деньги.

Появлению новых эффективных отечественных лекарств мешают отнюдь не импортные препараты, а принципиально другие факторы. Например, нехватка денег на проведение исследований или отсутствие специалистов, которые могли бы этим заниматься. Конечно, частичный запрет импорта теоретически может вызвать рост инвестиций в оригинальные разработки, и примеры тому есть. В той же КНДР, где лекарственный импорт ограничен, наблюдается рост продаж опиумной настойки, использующейся в качестве дешевого анальгетика.

Единственный результат, которого можно достичь путем ограничения импорта лекарств, - это открытие в России упаковочного производства зарубежными фармпроизводителями. Тем не менее едва ли можно считать введение "спецзапретов" на импорт мерой, призванной надавить на западных производителей. Все те западные компании, кто планировал наладить в России упаковочное производство, уже сделали это без всякого нажима. Другие тоже собираются наладить выпуск упаковки без подсказок Госдумы. Так, по словам Юрия Литвищенко, главы Aventis Pharma в России, корпорация Aventis планирует разместить на территории России упаковочное производство для снижения себестоимости дорогостоящих препаратов.

Джо неуловим. Потому что никому не нужен

Слухи о том, что российский рынок важен Западу настолько, что за рубежом будут терпеть любые фокусы российских властей, преувеличены. Пусть в России есть представительства многих гигантов фармацевтической промышленности, пусть импортные препараты составляют около половины всего объема продаж лекарств в России (см. диаграмму), наша страна - важный, но не самый приоритетный регион для крупнейших компаний.

По словам Олега Годуна, начальника информационно-аналитической группы отдела маркетинга ведущего российского фармдистрибутора ЦВ "Протек", "российский рынок вызывает интерес у фармацевтических компаний, так как потенциальный его объем велик, а ассортимент препаратов по сравнению с мировым рынком пока мал. Платежеспособный спрос также невелик, но уже в 2000 году прогнозируется его увеличение на 10 - 15 %". Выступая на общем собрании компаний - членов AIPM, Дэвид Кеннеди отметил, что "российский фармацевтический рынок по-прежнему рассматривается всеми компаниями как стратегически важный и наметившееся улучшение рыночных показателей укрепляет их в этом мнении".

Впрочем, "стратегическая важность" - понятие относительное. Объем продаж даже у лидера рынка импортных препаратов в России - Aventis составляет лишь 107,2 млн евро (примерно 5% фармацевтического рынка России и соответственно 0,8% от мировых продаж корпорации, составляющих 13,2 млрд евро). Уровень потребления лекарств и в России традиционно низок и не имеет настолько выраженной тенденции к росту, как, например, в Австралии и Новой Зеландии.

Даже если считать, что российский рынок лекарств будет расти на 10% в год (существуют и более осторожные прогнозы, согласно которым рост составит 4 - 5% в год), то к европейскому уровню подушевое потребление лекарств приблизится только лет через 15. Гораздо перспективнее "окучивать", например, Нидерланды. Существуют и еще более перспективные рынки - та же Индия с ее почти миллиардным населением, динамичным ростом и вменяемой и предсказуемой системой регулирования всех рынков, включая фармацевтический.

"Золотая жила" для Минздрава

У дистрибуторов возможность принятия подобных поправок вызывала ужас. "Запрет импорта аналогов не может рассматриваться вообще. Это сделает недоступным для российского потребителя большую часть современных лекарственных препаратов и катастрофически отразится на состоянии здоровья населения", - считают в ассоциации фармдистрибуторов "Фармрос".

Дистрибуторы, похоже, пострадают едва ли не больше всех. Помимо обычных сложностей, присущих их работе: огромный ассортимент, трудности с доставкой, - появится еще один непредсказуемый фактор - произвол правительства, и в частности Минздрава. В случае предоставления правительственным структурам новых полномочий дистрибуторы как минимум заложат увеличившиеся риски в собственную маржу, а как максимум будут стараться ограничить ассортимент. Увеличение рисков закономерно повлечет за собой рост цен как раз на отечественные препараты, а не на импортные: легче повысить цены на дешевые лекарства, которых продается очень много, чем на дорогие, которых продается меньше.

Возможный запрет вкупе с проницаемыми таможенными границами вновь вызовет к жизни такое забытое явление, как контрабанда и "черный" импорт лекарств - без всякой гарантии качества продукта.

Тем не менее на такой ситуации наживется только тот, кто вводит "временные ограничения", то есть правительство, а точнее, подразделения Минздрава РФ. Одним из пунктов законопроекта правительству РФ (фактически Минздраву) должно предоставляться право "вводить дополнительные меры регулирования ввоза лекарственных средств, а также их фармакологических аналогов и синонимов, производство которых в необходимом количестве осуществляется на территории Российской Федерации".

Право ограничить или вовсе запретить импорт произвольного препарата у Минздрава уже имеется. Срок сертификации нового импортного лекарства в России столь велик именно по причине задержек в Минздраве. Однако такая возможность влияния на рынок существует только в момент регистрации: зарегистрировав средство, импортер и производитель могут в дальнейшем и забыть дорогу в Минздрав на веки вечные. Введение права запрещать импорт препарата в любой момент по своему усмотрению, напротив, вносит новые нюансы в отношения министерства с производителями и продавцами лекарств. Минздрав получает в свое распоряжение "золотую жилу".

Степень влиятельности ведомства, которое в последние годы сменило несколько министров (список ключевых заместителей министра при этом остался неизменным), сегодня близка к нулю. История с "ограничениями импорта лекарств" выглядит как попытка Минздрава взять реванш за неудачную попытку получить контроль над средствами ОМС, которую ведомство предприняло в начале этого года.

Еще одно средство влияния на фармрынок - список льготных фармпрепаратов - в последние годы находится под контролем региональных властей, аккуратно "распиливших" потенциально прибыльный крупный бизнес на 89 лакомых кусочков. Таким образом, введение ограничений - это попытка Минздрава "открыть свой маленький бизнес". А неизбежное удорожание лекарств - своего рода плата за усиление госконтроля.

Еще по теме