Лекарство от старости или от глупости: ученые из Гарварда изобрели омолаживающий коктейль

Человечество, возможно, стало на шаг ближе к «эликсиру молодости», популярному у любителей научной фантастики. Ученые из Гарварда разработали рецепт, позволяющий не просто остановить старение, но и за считаные дни сбросить сразу несколько лет. «Компания» разбиралась, действительно ли ученым удалось победить неумолимую природу. 

Специалисты Гарвардской медицинской школы утверждают, что создали рецепты шести «коктейлей» для омоложения. «Мы представляем себе будущее, в котором можно будет быстро лечить возрастные заболевания и более эффективно восстанавливаться после травм, а мечта омоложения всего тела станет реальностью», — отмечают авторы. Результаты исследования команда опубликовала в научном журнале Aging.

Свой инновационный подход ученые назвали EPOCH (эпигенетическое программирование здоровья старых клеток). Исследователи надеются, что их технология со временем станет альтернативой дорогостоящей генной терапии, которая в случае выхода на рынок будет стоить несколько миллионов долларов. Свой «эликсир молодости» исследователи обещают сделать доступным для широкой аудитории.

Почему мы стареем

Вся информация о живом организме заключена в структуре генома. Но в отдельно взятой клетке работают отнюдь не все гены. Какие из них активны, а какие «спят» — этим, например, определяется специализация клетки, принадлежность ее к конкретной ткани организма.

Более того, как установили ученые, активность отдельных генов в клетке непостоянна. Участки ДНК могут включаться / отключаться в зависимости от внешних факторов — и это влияет на проявление у клетки новых свойств. Качество питания, уровень двигательной активности и огромное множество других факторов влияют на выработку в клетках специальных маркеров — молекул, управляющих активностью отдельных генов. Этот своеобразный «механизм управления» составляет предмет изучения эпигенетики.

В старости набор эпигенетических маркеров начинает меняться. В результате «выключаются» гены, работавшие в молодости, а некоторые ранее «спавшие» гены, напротив, активируются — и запускают в организме целый каскад разрушительных изменений, приводящих к массовой гибели клеток.

Настоящим прорывом в борьбе со старением стали работы японского ученого Синъя Яманаки. Он показал, что почти любые «взрослые» клетки человека можно превратить в стволовые (недифференцированные, способные развиваться в клетки любых тканей организма), активируя четыре ключевых гена. Добиться этого можно, воздействуя на эпигеном с помощью специальных белков (факторы Яманаки).

В 2006 году ученый первым в мире получил такие индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS-клетки). За это открытие в 2012 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (поделил с британским биологом Джоном Гердоном).

Но «омолаживать» клетки до состояния стволовых — рискованный способ. Вместо того, чтобы вернуться к «взрослой» специализации, такие клетки могут начать неконтролируемо делиться, образуя, по сути, раковую опухоль.

EPOCH же, по утверждению ее авторов, безопасна, ведь она не подразумевает возвращение клеток в состояние недифференцированных стволовых — только «омоложение».

прочитать весь текст

Ученые из Гарварда исходили из предположения, что восстановление в стареющей клетке эпигенетических маркеров молодой клетки способно замедлить темпы старения. И якобы, им это удалось: они подобрали наборы веществ, которые позволяют заставить старые клетки работать в режиме молодых.

«Пустой ажиотаж»

В материалах исследования гарвардских ученых отмечается, что «чудо-коктейли» протестировали на мышах, продлив им жизнь. Провели опыт и на обезьянах, улучшив им зрение.

Один из авторов исследования, молекулярный биолог доктор Дэвид Синклер утверждает, что это открытие является настоящим «прорывом». Он отмечает, что до недавнего времени специалисты могли лишь замедлить старение. «Наше открытие дает возможность обратить вспять старение с помощью одной таблетки, начиная от улучшения зрения и заканчивая эффективным лечением многочисленных возрастных заболеваний», — подчеркивает Синклер. По его мнению, начать клинические испытания на людях удастся уже в следующем году.

Однако оптимизм разделяют далеко не все. Даже другие ученые из Гарвардского университета, комментируя публикацию коллег, считают, что сейчас вокруг исследования разводят «пустой ажиотаж». «Эти коктейли, которые они здесь описывают, могут обладать полезными терапевтическими свойствами. Но в статье нет прямых данных, подтверждающих это», — заявил в беседе с The Daily Mail геронтолог Мэтт Кэберлейн.

В свою очередь, исследователь метаболизма доктор Чарльз Бреннер отмечает, что в составе разработанных исследователями «коктейлей» есть опасные сочетания веществ, способных навредить живому организму. Эксперт подчеркивает, что авторы исследования не прописали эти риски в своем отчете.

Говорить о том, что метод Синклера способен обратить старение вспять, некорректно, заявил в разговоре с «Компанией» ассистент кафедры «Биоинженерия» ДГТУ Сергей Головин.

«В основе представленного подхода лежит воздействие набора определенных белков — факторов Яманаки на эпигеном клеток, приводящее к "обнулению" информации о ее транскриптомном возрасте. <…> На данный момент результаты экспериментов — и авторы сами обращают на это внимание в своей статье — показывают только, что химическое перепрограммирование эпигенома стирает молекулярные метки старения только одного типа клеток — фибробластов (клетки соединительной ткани — Прим. Ред.) человека», — пояснил эксперт. Он подчеркнул, что изучение воздействия на другие признаки старения и типы клеток не проводилось. Да и насколько стойким и продолжительным является полученный «омолаживающий» эффект — неизвестно.

Головин подтверждает, что группе из Гарварда удалось разработать метод, воздействующий на эпигеном без изменения клеточной дифференцировки, что снижает риск развития злокачественных опухолей.

«Но так как описана пока только концепция метода, без масштабных экспериментов с различными клеточными моделями и животными, говорить о безопасности или рисках очень рано — у нас просто нет данных», — полагает биоинженер.

Погоня за капиталом

Шумиха вокруг «коктейлей молодости», по словам Головина, связана с личностью Синклера. «Он регулярно дает интервью, участвует в телешоу, выпускает подкасты, написал книгу "Продолжительность жизни: почему мы стареем и почему это делать не обязательно". При этом цель такого пиара очевидна: капитализировать свои активы», — уверен эксперт.

По его словам, британская фармацевтическая компания GlaxoSmithKline в 2008 году вложила 720 миллионов долларов в разработку Синклером первого «продлевающего жизнь» препарата ресвератрол. «Хотя в экспериментах на клетках и животных ресвератрол показывал вполне приличные результаты, испытания на людях провалились, и в 2013 году GlaxoSmithKline свернула проект», — указывает Головин.

В 2017 году Синклер вновь объявился в информационном поле, опубликовав статью о препарате NMN, который в СМИ сразу назвали «огромным скачком в борьбе со старением». «Звучали предположения, что этот препарат поможет астронавтам в длительных миссиях при полете на Марс», — вспоминает биоинженер (предполагалось, что NMN способен не только замедлять старение, но и снижать риск повреждения клеток под воздействием космического излучения — Прим. Ред.). В итоге, напоминает Головин, ни победа над старением, ни миссия на Марс так и не состоялись.

«Сейчас лично я вижу повторение этих сценариев: на основании нескольких предварительных экспериментов делаются громкие заявления о том, что скоро появится таблетка от старости. Учитывая предыдущий опыт Синклера, таблетка действительно может появиться в ближайшее время, но вот будет ли она эффективна? В любом случае до появления препарата в аптеках должно пройти несколько стадий успешных доклинических и клинических испытаний, что занимает, как правило, несколько лет», — отмечает эксперт. Он добавляет также, что профессиональная этика и внешнее рецензирование не позволяют делать громкие заявления в научной статье, однако хвалить свое изобретение в соцсетях Синклеру ничто не мешает.

Битва денег со временем

Победить старение пытается не только Синклер. Работы в этом направлении ведутся не первое десятилетие во всем мире. С государственным финансированием в данной области ситуация обстоит сложно. На уровне Всемирной организации здравоохранения старение не признано болезнью, поэтому на исследование его фундаментальных механизмов тратят гораздо меньше, чем на борьбу с его следствием (например, болезнью Альцгеймера).

Сегодня существует три ведущих международных организации, занимающихся проблемами старения. Так, Институт старения Бака ежегодно тратит $40 миллионов в год, бюджет Института Солка — $110 миллионов, а National Institute on Aging (подразделение National Institutes of Health) — $1,4 миллиарда. Однако далеко не все деньги идут на поиск способов борьбы со старением: внушительная часть бюджета расходуется на изучение возрастных заболеваний.

Воздерживаются от серьезных инвестиций в борьбу со старением и частные инвесторы. Причина кроется в череде неудач, которые претерпели подобные проекты в последние десятилетия. Однако это не значит, что в поиск «таблетки от старости» не инвестируют совсем. В общей сложности мировой рынок борьбы со старением в 2022 году составлял $110 миллиардов. По прогнозам Bank of America, к 2025-му он вырастет до 610 миллиардов в год.

Охотно поддерживают проекты, занимающиеся поиском способов победы над старостью, миллиардеры. Например, основатель компании Amazon Джефф Безос инвестировал $116 миллионов в американскую биотехнологическую компанию Unity Biotechnology. В 2018 году ее рыночная капитализация составляла $700 миллионов.

еще по теме:
Миллиардеры в поисках эликсира бессмертия
Как семь самых преуспевающих в биохакинге миллионеров покупают себе вечную молодость ценой многомиллионных инвестиций, самоограничений, издевательств над своим телом и простого бега
Биохакинг

В 2021-м компания Human Longevity из Сан-Диего привлекла 330 миллионов долларов инвестиций на разработку технологии, способной формировать по индивидуальным генетическим данным человека рекомендации для увеличения его продолжительности жизни. А компания Elysium Health из Нью-Йорка привлекла более 70 миллионов долларов на исследования по превращению антивозрастных научных достижений в потребительские товары.

В России поиском «эликсира бессмертия» занимается компания Gero. За время своего существования стартап смог привлечь более 7,5 миллиона долларов. При этом Gero удалось представить первые результаты своей работы, правда, пока на мышах. Государственных институтов, сфокусированных на борьбе со старением, в стране нет.

В минувшем году в борьбу со старением включились и арабы. Королевская семья Саудовской Аравии объявила о создании некоммерческого фонда Hevolution Foundation, который будет тратить до 1 миллиарда нефтедолларов в год на исследования в области биологии старения.

Иными словами, проектов, сфокусировавших усилия на поиске «эликсира вечной молодости», довольно много. Ученые пока не сошлись во мнении относительно того, чем является старость — болезнью или естественным процессом. Сегодня серьезных аргументов нет ни у тех, ни у других. Исследователи, воспринимающие старость как болезнь, получают определенные результаты в испытаниях новых препаратов на животных. Но окажутся ли эти разработки эффективными на людях, пока неясно. А любое лекарство перед поступлением на полки аптек должно пройти через череду клинических испытаний, проведенных по определенным критериям, что позволит определить безопасность и эффективность препарата.

Иными словами, поклонников фантастики, грезящих о вечной жизни, пока что ждет разочарование: если «таблетка от старости» когда-нибудь и появится, то точно не в ближайшие годы.