Лесная партия
Цена вопроса: $4,29 млрд
Компании: «Илим», «Сегежа», RFP Group, «Свеза», ООО «Сибирский лес», Устьянский ЛПК, «Русская лесная группа»
Персоны: Кирилл Дмитриев, Юрий Трутнев, Виктория Абрамченко, Денис Мантуров, Дмитрий Медведев, Игорь Кобзев, Захар Смушкин, Алексей Мордашов, Владимир Евтушенков, Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов, Владимир Буторин
Китай, по данным ФАО ООН, крупнейший мировой импортер делового круглого леса и пиломатериалов, а Россия — первый в мире экспортер пиломатериалов и второй экспортер кругляка. В 2020 году лес, пиломатериалы и целлюлозно-бумажные изделия принесли российским экспортерам в Китай $4,29 млрд. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, которая отвечает в правительстве РФ за леспром, на Китай приходится более половины экспорта пиломатериалов. 80 % российского леса в КНР поступает с Дальнего Востока.
97 % вывозимых за рубеж лесоматериалов — кругляк, грубая доска и дрова, и только 3 % — строганые и шлифованные доски. С 2022 года Владимир Путин запретил экспорт кругляка, чтобы стимулировать глубокую переработку. Глава Минпромторга Денис Мантуров, глава РФПИ Кирилл Дмитриев и полпред в ДФО Юрий Трутнев выступили против запрета. Вместо этого Дмитриев и Трутнев предлагают монополизировать экспорт кругляка в госкомпании под контролем РФПИ, которому через РКИФ принадлежит доля в RFP Group Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова. По словам Трутнева, запрет экспорта кругляка лишит работы 34 тыс. жителей Дальнего Востока, потому что предприятий по глубокой обработке древесины здесь нет, а монополия могла бы отчислять деньги на их создание.
RFP Group — аналог «Русской рыбопромышленной компании» Глеба Франка в лесной отрасли. Созданная в 2017 году при участии РФПИ и Российско-китайского инвестфонда, она стремительно набирает обороты, тесня конкурентов. Сегодня этот крупнейший лесопромышленный холдинг в ДФО занимает второе место по объему лесозаготовок в России после группы «Илим» и первое по экспорту леса в Китай на Дальнем Востоке. На RFP Group приходится 20 % российского экспорта кругляка в год, в 2020 году она получила 74,6 % от всех квот на вывоз кругляка, выделенных предприятиям Хабаровского края. Растущий лесной холдинг Абрамовича поддерживают не только РФПИ и полпред. По предложению Минпромторга China Paper, ВЭБ и госагентство «Инвествосток» софинансируют строительство «ЦБК — Амурского» на 750 тыс. т хвойной целлюлозы в год стоимостью $1 млрд. 21 % холдинга принадлежит китайским инвесторам, которые вложат $400 млн.
Монополия на кругляк сделает RFP Group безраздельным лидером лесного экспорта в Китай. Кроме того, в планах у компании строительство нескольких заводов по производству пиломатериалов в Якутии и Приморье. Но против монополии выступила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она предлагает обрабатывать кругляк из ДФО на предприятиях Западной Сибири.
Тем не менее пока лидером лесного рынка по обороту с Китаем остается группа «Илим» Захара Смушкина, которая производит 75 % российской товарной целлюлозы. «„Илим“ можно назвать пионером лесного экспорта в Китай, — отмечает Николай Вавилов. — В отношениях с ним группа очень активна, потому что ее продукция сильно завязана на Китай». В прошлом году 500 заводов в 20 регионах Китая закупали 44 % продукции «Илима». В основном беленую хвойную целлюлозу, которую группа поставляет в КНР уже 25 лет. Группу связывают с экс-премьером Дмитрием Медведевым.
«Сегежа» Владимира Евтушенкова, чью АФК «Система» по наследству относят к орбите Сергея Собянина, поставляет в Китай пиломатериалы. В I квартале 2021 года ее Лесосибирский ЛДК стал лидером по объему экспортных поставок, причем 48 % продукции уходит в Китай. В прошлом году «Сегежа» выкупила ООО «Сибирский лес», на базе которого строит Енисейский ЦБК в Красноярском крае стоимостью $2 млрд и мощностью 965 тыс. т целлюлозы в год. Партнеры группы, CAMCE и China Development Bank, собирались вложить в него $1,78 млрд.
Крупнейший в мире производитель березовый фанеры, «Свеза» Алексея Мордашова, контролирует 15 % мирового рынка газовой фанеры — ее используют для теплоизоляции емкостей танкеров, перевозящих СПГ. Эти танкеры производят в Китае, где «Свеза» — единственный поставщик. Объемы растущего экспорта компания не раскрывает. Алексей Мордашов — давний партнер банкира Юрия Ковальчука.
Еще один крупный игрок — «Устьянский ЛПК» Владимира Буторина с активами в Архангельской области. В 2018 году он был крупнейшим в России холдингом по производству пиломатериалов: 4 млн м3 леса в год и 10,7 % от российского лесного экспорта в Китай. Однако в последние два года его теснит RFP Group.
В Иркутской области, уже много лет лидирующей по экспорту леса в Китай, выделяется «Русская лесная группа». В 2018 году она экспортировала в Китай 991,7 тыс. м3 пиломатериалов. Компания была в залоге у «Промсвязьбанка» братьев Ананьевых, сейчас — в залоге у банка «Траст». В прошлом году РЛГ намеревался купить Мурат Алиев, бывший топ-менеджер «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова.
Хотя на Дальнем Востоке множество мелких лесопилок, контуры «китайской партии» в леспроме довольно ясные. На бизнес-уровне это Захар Смушкин, Владимир Евтушенков, Алексей Мордашов, Кирилл Дмитриев и Роман Абрамович. На административном — Кирилл Дмитриев, Денис Мантуров, Юрий Трутнев, губернаторы краев и областей ДФО. При этом глава РФПИ, как и в других сегментах экономики, находится на стыке бизнеса и политики.