Top.Mail.Ru
архив

«Лет через десять национальных сетей не будет...»

«Альфа-групп» в любом бизнесе старается найти себе мощного западного партнера: в энергетической отрасли эта роль отводится BP, на рынке телекоммуникаций – компании Telenor. В секторе розничной торговли, где «Альфа-групп» представлена торговым домом «Перекресток», такого альянса у консорциума нет. Но, судя по словам генерального директора ТД Александра Косьяненко, компания вовсе не прочь продать кому-нибудь часть своих акций.

 

Косьяненко увлекается преферансом и горными лыжами – занятиями, которые требуют быстроты реакции и склонности к риску. Но в сфере бизнеса Косьяненко, по его собственному признанию, старается не рисковать. Возможно, поэтому «Перекресток» инвестирует в развитие меньше, чем его основные конкуренты – «Рамстор» и «Седьмой континент». А быть может, компанию научил рачительности опыт работы с западными банками – на «Перекрестке» до сих пор висит долг перед ЕБРР в размере $30 млн. Столько же составляет акционерный капитал ТД.

Тем не менее по итогам прошлого года сеть, которую Косьяненко возглавляет с момента ее основания, стала крупнейшей в России по объему реализации – $250 млн. В «Перекресток», принадлежащий консорциуму «Альфа-групп», входят 40 магазинов – 31 супермаркет, восемь дискаунтеров «Мини-перекресток» и гипермаркет. Осенью компания откроет первый магазин в Санкт-Петербурге, а в следующем году планирует приступить к строительству второго распределительного центра (фактически – магазина cash & carry) на юге Москвы.

 

«Ко»:В прошлом году в Москве открылись два торговых центра cash & carry компании Metro, а все крупные сети практически удвоили количество своих магазинов. То есть конкуренция на рынке нарастает. Изменилась ли в связи с этим рентабельность розничной торговли?

Александр Косьяненко: Да,открылись торговые центры Metro, в этом году открываются еще какие-то иностранцы, но пока влияния на нас это не оказало. У нас рентабельность выросла за счет совершенствования внутренних процессов. Вообще же конкуренция есть, и сейчас мы активно сейчас конкурируем именно с нашими сетями. Конкуренции со стороны западников мы не чувствуем. Видимо, их просто мало. Думаю, если бы у нас не было конкурентов, в краткосрочной перспективе мы, наверное, имели бы большую рентабельность. Но в любом случае конкуренция – это хорошо. Она заставляет лучше работать. Наш показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам, переоценке основных фондов и амортизации) по итогам 2001 года составляет около 7%. Это соответствует среднему показателю по Европе.

«Ко»:И какие внутренние процессы были усовершенствованы в «Перекрестке»?

А.К.: С точки зрения технологий конкурентов в России у нас нет. Наши технологические конкуренты – это иностранцы. Мы работаем семь лет, а они создавали свои технологии десятилетиями. Наша основная задача – нейтрализовать их конкурентное преимущество. Поэтому мы постоянно работаем над оптимизацией бизнес-процессов. К примеру, недавно внедрили западное программное обеспечение NavisionAxapta, с помощью которой полностью автоматизирована работа распределительного центра.

«Ко»:Могут ли западные сети, заинтересованные в нашем рынке, попытаться выйти на него, заплатив хорошие деньги одной из уже работающих здесь сетей?

А.К.: Западные компании, когда речь идет о подобной экспансии, делятся на две группы. Первые действуют самостоятельно, вторые покупают местных операторов, если они есть. В Польше, например, местных розничных сетей не было, и западным компаниям пришлось все строить самим. У нас есть некие отличия от стран Восточной Европы. Поскольку иностранцы к нам запаздывали, в России родились национальные сети. И мне даже самому интересно, что будет с рынком в России, ведь ситуация на нем уникальна.

«Ко»:Но какой-то прогноз у вас есть?

А.К.: Как все повернется у нас в будущем я не знаю, но думаю, что лет через десять национальных сетей попросту не останется. Ну разве что три маленьких магазинчика, где продается черная икра.

«Ко»:По слухам, в августе прошлого года ваша сеть почти нашла себе стратегического инвестора...

А.К.: Компания не ведет переговоров со стратегическими инвесторами. Мы постоянно общаемся с инвесторами, желания которых носят «портфельный характер». Мы готовы к такого рода сотрудничеству, но пока не договорились и не договаривались. Со «стратегами» мы ни разу переговоров не вели. Безусловно почва прощупывается всегда, но это еще несерьезно.

«Ко»:В последнее время розничным рынком всерьез интересуются российские сырьевые компании. Вам поступали от них какие-то предложения?

А.К.: Существуют российские (и не только сырьевые) компании, которые хотели бы купить «Перекресток». Мы исходим из того здравого принципа, что продать можно любой бизнес, если за него будет предложена хорошая цена. Сегодня ты можешь не вести никаких переговоров, а завтра кто-нибудь придет и эту цену предложит.

«Ко»: Значит, ЮКОС смог предложить за «Копейку» хорошие деньги?

А.К.: Наверное, да.

«Ко»:Недавно «Перекресток» открыл первый гипермаркет. Вы считаете этот формат перспективным?

А.К.: Мы хотим в течение трех-четырех лет открыть восемь гипермаркетов. Первый гипермаркет компания открыла на собственные средства. Взяли объект в долгосрочную аренду. Бюджет открытия, если я не ошибаюсь, $5 млн. Второй гипермаркет начнет работать на пересечении Ленинградского шоссе и Юбилейного проспекта. Что касается вложений в нашу программу, то нетрудно прикинуть, каким может быть порядок этих цифр, если строительство обходится в среднем по $700 за 1 кв. м, а площадь гипермаркета – около 10 тыс. кв. м.

«Ко»:На какие средства реализуется эта программа?

А.К.: В этом году мы планируем увеличить уставный капитал компании. Кроме того, на реализацию планов пойдут собственные средства и, естественно, кредиты.

«Ко»:Будете арендовать помещения или строить самостоятельно?

А.К.: У нас очень гибкий стиль работы, мы можем и строить, и арендовать подходящие площади и помещения. Это, кстати, я считаю, одно из наших конкурентных преимуществ на рынке. Сейчас у нас есть собственные магазины, есть арендованные магазины, мы сами строим, общаемся с девелоперами, в этом году откроем два или три супермаркета по франчайзингу. Пока мы лишь пробуем франчайзинг, ведь аналогичный опыт у нас есть только по «мини-Перекресткам».

«Ко»:Столичные операторы уже больше года говорят о нехватке торговых помещений и земельных участков в Москве. При этом вы планируете строительство сети гипермаркетов, а «Седьмой континент» ждет выделения 20 участков под cash & carry. Откуда возникают свободные места?

А.К.: Безусловно, самое главное в рознице – это location, местоположение. Это очень важный для нас вопрос, но тем не менее вопрос этот рабочий. Он ничем не выделяется из ряда проблем, которые должна решать компания в любом бизнесе. Возможности для решения у нас есть. Есть и участки, и объекты недвижимости. Кто хочет, тот найдет.

«Ко»: К вопросу о месте. Действительно ли между «Перекрестком» и ТД «Кремлевский» шел разговор об открытии магазина в Кремле?

А.К.: Мы все еще продолжаем переговоры с управлением делами президента по этому вопросу.

«Ко»:Почему сегодня в России нет ни одной розничной сети, акции которой обращались бы на бирже? Продажа части акций на рынке могла бы стать инструментом для привлечения инвестиций, сравнимых с вложениями иностранных розничных операторов...

А.К.: Нам очень интересна эта тема. Один из вариантов нашего развития – стать публичной компанией. Но, на мой взгляд, мы пока еще маленькие для IPO. Как полагают наши консультанты, продажи сети должны вырасти до $500 млн, чтобы можно было заявить о себе на открытом рынке. Понятно, что при этом должен быть отрегулирован ряд процессов – пресловутые принципы corporategovernment, финансовая прозрачность компании, отчетность компании. Что касается последнего, то здесь мы впереди планеты всей. С первого же года нашего существования международный аудит компании проводит PricewaterhouseCoopers. В текущем году мы планируем выйти на оборот более $300 млн. Так что размещение акций может произойти через два-три года.

 

Резюме Александра Косьяненко

Возраст: 38 лет

Профессиональный опыт:

С 1995 г. – генеральный директор компании «Торговый дом «Перекресток»

1993 – 1994 гг. – председатель правления АКБ «Москва-Центр»

1989 – 1993 гг. – заместитель начальника управления операций с недвижимостью банка МЕНАТЕП, директор производственно-строительной компании «МЕНАТЕП-Ри»

1986 – 1989 гг. – инженер Центрального научно-исследовательского института материаловедения

Образование:

Московский институт стали и сплавов

Личная информация:

Увлекается горными лыжами, игрой в преферанс

Еще по теме