Летаргическое лето

21.09.199900:00

Летом российский компьютерный рынок продолжал пожинать плоды прошлогоднего кризиса. Итоги третьего квартала еще не подведены (данные International Data Corporation о результатах второго квартала см. в справке), но главная тенденция видна невооруженным взглядом: объем продаж не достиг докризисного уровня, на рынке продолжается перестановка сил. Начало лета было ни плохим, ни хорошим. Второй квартал - традиционно худший по объемам продаж сезон, однако показатели второго квартала 1999 года, по мнению экспертов IDC, ненамного хуже результатов аналогичного периода 1998 года. По сведениями IDC, объем продаж во втором квартале 1999 года составил 201,3 тыс. компьютеров на сумму $205,6 млн. В натуральном выражении рынок в сравнении со вторым кварталом предыдущего года просел на 19%. Однако в денежном выражении с учетом существенного снижения цен на компьютеры падение составило 30,6%, считает IDC.

"Спрос на рынке стал менее эластичным", - утверждает директор по маркетингу компании "Валга" Александр Стариков. В результате потери рынком эластичности нормой стали ценовой демпинг и колоссальное снижение торговых наценок. Соответственно снизилась стоимость вхождения в компьютерный бизнес, и на первое место выдвинулись более мелкие, а потому более мобильные игроки, отодвинувшие на второй план бывших лидеров компьютерного рынка. Этот факт подтверждает генеральный директор компании "Инел" Сергей Швец: "Успешнее всего из кризиса выходят небольшие мобильные компании, оперативно реагирующие на изменения рыночной ситуации. Большие компании, вынужденные планировать свою деятельность на год вперед, страдают больше всего".

В группе лидеров произошли определенные подвижки. "Компании, получившие большие кредиты от вендоров перед кризисом, на сократившемся рынке испытывают проблемы с ликвидностью товара и возвратом кредитов. Это относится к российскому сборщику №1", - говорит Александр Стариков. Помимо "Виста" (именно эту компанию подразумевает, но не называет деликатный Александр Стариков) начали сдавать позиции R&K и другие лидеры. Задолженность перед вендорами, вялый сбыт, недостаток оборотных средств - таковы невеселые реалии жизни вчерашних героев. "Проблемы у всех общие, - считает вице-президент "Виста" Ренат Юсупов. - Разница же между нами и другими компаниями состоит в том, что мы в отличие от них своих трудностей не скрываем. Проблемы с возвратом кредитов относятся к головному офису и не затрагивают наших дилерских сетей. Мы делегировали дилерам больше самостоятельности, и потому дилеры чувствуют себя комфортабельнее самого "Виста".

Летаргический сон лидеров определяет погоду на рынке в целом. Рынок тих:

ни громких банкротств, ни размашистых рекламных кампаний, ни свидетельств смерти, ни признаков жизни. "Банкротств нет, потому что в некоторые торговые марки вложены солидные по российским меркам средства", - комментирует Александр Стариков. Действительно, вложены. Однако российский компьютерный рынок после кризиса показал, что брэндинг - это не всегда путь наверх. Случается и обратное: дорогостоящий брэндинг по карману российской компьютерной индустрии, и те компании, которые продолжали брэндинг и после кризиса, только усугубили свое незавидное финансовое положение.

Вместе с российскими компаниями теряют былое величие и зарубежные вендоры, у которых также сократились объемы продаж. Вследствие этого в стане вендоров даже произошла смена лидера. По сведениям IDC, во втором квартале в группе зарубежных производителей с первой на вторую позицию опустилась компания Compaq, уступив лидерство Hewlett-Packard. О том, что Compaq не намерена мириться с таким положением дел, свидетельствует рекламная кампания Compaq и дистрибуторской компании Verysell, начавшаяся в начале сентября в прайм-тайм на ОРТ.

Рекламная кампания Compaq и Verysell - это лишь одно из проявлений жизни на сонном рынке. Есть и другое: "Формоза", например, начала производство системных плат собственной разработки. Таким способом "Формоза" стремится снизить себестоимость производимых ею компьютеров и обеспечить оперативное внедрение самых современных технологий. По-видимому, этот шаг имеет еще и идеологическую подоплеку - россиянин будет покупать российский товар, к чему его периодически призывает российское правительство.

На фоне угасания лидеров вперед стали выдвигаться более мобильные сборщики "второго плана" - "Инел", "КИТ" и другие небольшие компании. "Количество игроков на компьютерном рынке за год изменилось не сильно - изменились размеры и доли рынка. За счет сокращения доли крупных компаний увеличилась доля средних", - говорит Сергей Швец. Он считает, что "довольно спокойно пережили кризис компьютерные компании, использовавшие при построении системы продаж франчайзинг". Такой компанией является "Формоза".

Будучи представителем компании, входящей в тот самый "второй эшелон", который пережил кризис лучше лидеров, Сергей Швец дает достаточно оптимистичную оценку нынешнему положению на рынке: "По нашим оценкам, на рынке компьютеров и комплектующих потребление по сравнению с первой половиной года выросло, и связано это не только с сезонным фактором. Клиенты оправились от кризиса и начали реализовывать запланированные, но отложенные из-за кризиса покупки". Таким образом, операторы согласны с экспертами IDC: тренд показывает восстановление рынка - правда, очень медленное. Александр Стариков считает, что "рынок стабилизировался на более низком, чем до кризиса, уровне. Развиваются проекты, не требующие больших, длительных вложений с коротким сроком запуска. Например, Интернет-магазины со службой доставки".

Некоторые игроки расценивают данную стабилизацию как сезонный и конъюнктурный факторы. "Есть некоторое сезонное оживление. Есть оживление, вызванное необходимостью обновления парка техники в связи с "проблемой 2000", выпуском новых процессоров и пакета Microsoft Office 2000", - рассказывает Александр Стариков.

По мнению Старикова, "до середины 2000 года ситуация кардинально не улучшится. Будет некоторое оживление, связанное с выборами: возможно, часть денег попадет на компьютерный рынок. Прирост продаж пойдет за счет реализации техники корпоративным клиентам и модернизации уже существующего парка. На розничном же рынке возможен только

сезонный рост. Здесь не может произойти кардинального улучшения - за прошедший год население не стало богаче". Сергей Швец смотрит на складывающуюся ситуацию более оптимистично. Он считает, что, если в России сохранится стабильная экономическая ситуация, ей предоставят запланированные транши кредитов и не произойдет смены кабинета министров, то "во второй половине этого года можно ожидать двукратного по сравнению с первым полугодием повышения объемов потребления на компьютерном рынке России. Обусловлено это несколькими факторами. Во-первых, уменьшилось отношение стоимости компьютера к стоимости энергоносителей и других товаров, полностью производимых в России. Во-вторых, в преддверии выборов правительство будет делать все возможное, чтобы выплатить зарплаты и пенсии бюджетникам. В-третьих, за счет замещения импортной продукции отечественной ряд предприятий после кризиса существенно увеличил производство. Сейчас этим предприятиям необходимо будет частично переоборудовать и расширить парк техники".

Заметим, что оптимистичные прогнозы развития компьютерного рынка, высказываемые его участниками, относятся исключительно к концу текущего года. Все факторы, определяющие сегодняшнюю ситуацию на рынке, - краткосрочные. К февралю - марту 2000 года предновогодний подъем может закончиться стремительным падением объемов продаж и - как следствие - новыми "жертвами" среди игроков.