Top.Mail.Ru
финансы

Летайте с акциями «Аэрофлота»

Виталий Савельев и Владимир Путин. Фото: ТАСС Виталий Савельев и Владимир Путин. Фото: ТАСС

Все идет к тому, что нынешний кризис станет крупнейшим в истории авиации. По данным отчета Международной организации гражданской авиации (IСAO), с января по сентябрь 2020 года авиакомпании недополучат приблизительно 250 млрд $, а пассажиропоток упадет на 1,2 млрд человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почему растут акции «Аэрофлота», разбиралась «Компания».

С началом пандемии капитализация авиаперевозчиков резко снизилась. В начале марта котировки акций авиакомпаний устремились в пике, в отдельных случаях падая на 50 %. Именно по такому сценарию развивалась ситуация и с акциями «Аэрофлота».

Основным владельцем ПАО «Аэрофлот» является государство в лице «Росимущества» — ему принадлежит 51,2 % акций. Почти 41 % акций находится в свободном обращении. 3,5 % акций владеет ГК «Ростех».

За март цена одной акции компании рухнула с 129,82 до 56,52 руб., что стало минимумом для национального авиаперевозчика с марта 2016 года.

Тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы и большую закредитованность, акции крупнейшей российской авиакомпании в последнее время приобрели тенденцию к росту: после стабилизации в начале мая на уровне приблизительно в 73 руб. бумаги резко подорожали в конце месяца, преодолев рубеж в 80 руб. и даже достигнув пика в 95 руб. 8 июня. Сейчас цена одной акции колеблется на уровне 90 руб. При этом в конце мая Мосбиржа сообщила о том, что акции «Аэрофлота» вошли в топ-10 самых популярных ценных бумаг среди инвесторов, заняв долю в 5,6 %.

Почему же капитализация авиакомпании, переживающей не лучшие времена, резко выросла? Во-первых, значительную роль сыграли заявления официальных лиц о частичном снятии карантинных ограничений, особенно важной стала информация о возможном возобновлении международного авиасообщения с 15 июля (правда, впоследствии котировки «Аэрофлота» несколько снизились, так как выяснилось, что полеты будут открыты только в 8 стран СНГ). Во-вторых, как уверены эксперты, «Аэрофлот», будучи государственной авиакомпанией, находится в приоритете для оказания мер поддержки: в частности, на днях авиаперевозчику был выдан льготный кредит от Сбербанка в размере 3 млрд руб.; также «Аэрофлот» и его дочерние авиакомпании, «Россия» и «Аврора», получили почти 9 млрд руб. государственных субсидий, причем на особых условиях — единовременным платежом, в то время как конкурентам господдержка будет разбита на ежемесячные платежи до августа. И, в-третьих, влияние на котировки могло оказать слова президента США Дональда Трампа, заявившего, что авиаотрасль страны восстанавливается быстрыми темпами: это привело к росту акций крупнейших авиаперевозчиков не только Соединенных Штатов, но и мира, и «Аэрофлот» — не исключение.

На фоне такого «удачного уикенда» котировки акций выросли и у других российских авиаперевозчиков: так, акции Utair выросли на 28 %. Однако акции «Аэрофлота» начали расти еще раньше, что не вписывается в общемировой тренд: например, бумаги Air France — KLM продолжали падение, достигнув уровня в −63 % с начала пандемии, а котировки United Airlines и Lufthansa смогли стабилироваться, потеряв, тем не менее, 73 и 53 % соответственно от допандемийного уровня.

Оптимистично по поводу дальнейшего роста котировок «Аэрофлота» настроен инвестиционный эксперт, автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман: он уверен, что в течение двух ближайших месяцев акции могут вырасти еще на 10 %, а при благоприятных условиях рост может быть еще большим.

В пользу бумаг «Аэрофлота» говорит бэкграунд крупнейшей авиакомпании России с огромным ресурсом господдержки (в частности, именно «Аэрофлот» занимался эвакуацией граждан РФ из-за рубежа) и возможная разморозка туристического рынка.

Заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о вероятном возобновлении авиасообщения с Россией также является драйвером для роста. Но в долгосрочной перспективе вложение в акции «Аэрофлота» может обернуться риском: по мнению Зайцмана, негативно на котировки может повлиять неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, которая может оставить границы закрытыми. При наихудшем варианте — второй волне пандемии и новом закрытии границ — ценные бумаги «Аэрофлота» могут вновь упасть до мартовских показателей и даже еще ниже.

Тем не менее не все эксперты настроены позитивно по поводу перспектив котировок «Аэрофлота». Наталия Малых, аналитик ГК «Финам», полагает, что не стоит ожидать дальнейшего роста капитализации «Аэрофлота» в текущих условиях: «В долгосрочном плане это, безусловно, интересная биржевая история, но в среднесрочном периоде текущий курс, на мой взгляд, не поддерживается перспективой убыточного года, 40–50 млрд руб., и отсутствием дивидендов как минимум в этом и следующем году». Факторы возобновления полетов и открытия границ стимулирующими сами по себе не станут — «для полного восстановления трафика необходимы также платежеспособные пассажиры, готовые путешествовать в преддверии возможной второй волны ковида», — считает Малых.

По мнению профессора НИУ «Высшая школа экономики», финансиста Евгения Когана, на данный момент фондовый рынок по всему миру сильно перегрет, движет им исключительно ликвидность. Кроме того, широкой публике неизвестны условия поддержки «Аэрофлота» государством.

Коган видит два варианта развития событий: либо субсидии будут безвозвратными, либо государство потребует от «Аэрофлота» что-то взамен: достаточно вспомнить историю General Motors, когда в далеком 2009 году компания получила 30 млрд $ от государства в обмен на 60 % акций.

Поскольку национальный авиаперевозчик России вряд ли сможет справиться с кризисом без государственной поддержки, вполне вероятно, что государство потребует компенсации: если это будут акции, то «Аэрофлоту» придется прибегнуть к дополнительной эмиссии, что может уронить котировки: «бойтесь данайцев, дары приносящих».

При этом стоит отметить, что и сейчас Министерство финансов США предлагает господдержку авиакомпаниям за счет их финансовых активов, что успело вызвать протесты со стороны профсоюзов: работники авиаперевозчиков считают, что невыгодные условия вынудят отказаться от помощи со стороны государства, и тогда рабочие места останутся под угрозой. А еще в марте правительство Италии заявило о грядущей национализации авиакомпании Alitalia — министр транспорта Паола де Микели заявила, что «в подобной ситуации стране необходим национальный авиаперевозчик».

Еще по теме