Top.Mail.Ru
авто

Летающие трансформеры с искусственным интеллектом становятся реальностью

Фото: Travis Ball / Sipa USA / Legion-Media Фото: Travis Ball / Sipa USA / Legion-Media

Международная выставка потребительской электроники (CES), проходящая в Лас-Вегасе, превращается в инновационный автосалон. Хотя ряд автомонстров типа General Motors, Ford и Stellantis в этом году мероприятие проигнорировали, продукция более мелких конкурентов вызвала большой резонанс. «Компания» рассказывает о самых интересных новшествах. Среди них автомобили-трансформеры — машины, колеса которых могут поворачиваться более чем на 90 градусов, и легковушки на водородном топливе. 

Трансформеры и поворот на 90 градусов

PBV от KIAФото: KIA

Kia показала платформу трансформирующихся модульных электромобилей (Platform Beyond Vehicle; PBV). Покупатель такой техники фактически приобретает не один автомобиль, а три в одном. Владелец может самостоятельно выбирать, машина какой комплектации нужна ему сегодня: миниатюрный фургон PV1 (для перевозок на небольшие дистанции), среднеразмерный легкий коммерческий автомобиль PV5 или вместительный PV7.

Передняя часть автомобиля остается неизменной. А вот часть кузова за рядом передних сидений (компания называет ее «зоной водителя») легкозаменяемая. Например, днем это такси для туристов или экскурсий, вечером и ночью — легкий коммерческий автомобиль для перевозки грузов, а в выходные — машина для семейного отдыха за городом.

Производство PBV планируется запустить в 2025 году. KIA рассчитывает выпускать до 150 тыс. машин ежегодно.

Вот это поворот!

Hyundai Mobis Mobion e-CornerФото: Hyundai Mobis

Hyundai Mobis представила автомобиль Mobion с системой e-Corner, позволяющей колесам поворачиваться более чем на 90 градусов. Иными словами, транспортное средство может двигаться вбок. Для этого на каждом колесе установили электродвигатель и реализовали автономные функции торможения, рулевого управления и подвески. 

С ее помощью возможна будет параллельная парковка в ограниченных локациях, например автопарках, и станет намного проще вписаться в узкое пространство между припаркованными на улице автомобилями.

По словам представителей компании, разработка e-Corner завершится к 2025 году и будет доступна не только покупателям Hyundai, но и другим производителям. 

Водород вместо бензина

Также Hyundai анонсировала использование водородных двигателей в автомобилях, назвав свои планы «технологически осуществимыми».

Интерес к водородному топливу подогревают планы американских властей выделить $7 млрд в виде субсидий на строительство семи центров по производству водорода. Рассчитывается, что это подстегнет выделение и частных инвестиций в размере $40 млрд. Кроме того, переход на производимое семью заводами водородное топливо позволит одним только Штатам сократить выбросы углекислого газа на 25 млн тонн в год. Цель США — до конца 2030 года снизить стоимость производства водорода до $1 доллара за 1 кг. Текущая стоимость — $5, что на 400% больше планируемой. 

Bosch Mobility объявила о своих намерениях выпустить свой первый водородный двигатель внутреннего сгорания до конца 2024 года. Компания считает это важным шагом на пути к сокращению выбросов антропогенных углеводородов. Ее представители отметили, что водородные двигатели внутреннего сгорания пусть и не на 100% экологичны (по крайней мере, пока), но намного эффективнее транспортных средств на ископаемом топливе.

Авто, на взлет!

Фото: Hyundai Motor GroupФото: Hyundai Motor Group

Hyundai в рамках CES представил концепт летающего электромобиля. Supernal S-A2 вместимостью до пяти человек сможет развивать скорость до 300 км/ч и преодолевать на одной зарядке от 30 до 60 км по воздуху. Аппарат может подниматься на высоту до 450 метров. 

За подъем и движение вперед отвечают восемь «полностью наклоняющихся роторов». Причем шума от его двигателя будет не больше, чем от посудомойки, обещают разработчики. Ожидается, что Supernal S-A2 выйдет на небесные трассы в 2028 году.

«Дочка» китайского автопроизводителя Xpeng — Xpeng AeroHT — также продемонстрировала летающий суперкар eVTO, который с легкостью может переходить из наземного в воздушный режим. Он вмещает максимум двух человек. В воздух его поднимают восемь роторов, которые складываются в режиме езды по дороге и разворачиваются для полета.

Автомобили обретают голос

Сразу несколько автопроизводителей представили обновление голосовых ассистентов. 

BMW модернизирует голосового помощника, внедрив в него технологии генеративного искусственного интеллекта. В разработке применяется голосовая модель Amazon Alexa. Представители немецкого автоконцерна поспешили уведомить автолюбителей, что генеративный ИИ не будет брать управление на себя и не станет использовать данные владельца. 

Volkswagen также намерен встроить ИИ в собственный голосовой помощник, но выбор компании пал на ChatGPT. Это расширит возможности предлагаемого сервиса. Так, речь и ответы ассистента на вопросы пользователя станут более «живыми» и понятными. Разработчики уверяют, что у ИИ не будет доступа к данным транспортного средства, а история взаимодействия с пользователем станет удаляться в считаные минуты.

ChatGPT оснастят такие модели, как Tiguan, Passat, Golf, а также электромобили ID.3, ID.4, ID.5 и ID.7. Для европейских потребителей новая опция должна стать доступной до конца этого года. 

Сильной стороной генеративного ИИ на борту автомобиля может стать более глубокая персонализация взаимодействия водителя с автомобилем и интернетом, отмечает телеком-аналитик, ведущий Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко.

«Можно создать виртуального помощника, который будет предоставлять водителю информацию и рекомендации в соответствии с индивидуальными потребностями и предпочтениями. Генеративный AI может влиять на расчет маршрутов с учетом не только актуальных условий на дорогах, но и предпочтений водителя. Возможность поддержки диалога с GAI может помочь водителю не заснуть в дороге. Также персональный помощник может лучше справиться с подбором аудиоконтента для водителя», — считает эксперт.

Де-факто генеративный ИИ — это часть мультимедийной системы автомобиля, развлечения на борту, полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Технология отвечает за общение с пассажиром и не более того. Автомобили становятся гаджетами на колесах. Взаимодействие с генеративным ИИ не приведет автовладельца к каким-то негативным последствиям на дороге», — рассказал он.

В целом ИИ (не только генеративный) позволяет получать, обрабатывать, учиться и выдавать огромные массивы информации, которые могут быть полезны. «Однако важно, чтобы данные об использовании ИИ в автомобиле находились в закрытом контуре и не хранились где-нибудь еще. При этом передавать ИИ управление автомобилем совсем рано, это может привести к печальным последствиям, заключил гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.