Летите, голуби!
Зародившаяся в Европе традиция голубиных гонок не только жива до сих пор, но и не утратила культового статуса в Англии, Бельгии, Голландии. Более того, "голубиные привязанности" простираются уже и на Азию: китайские миллионеры готовы сегодня выкладывать сотни тысяч долларов за птицу.
Голубей приручили в античности, если не раньше, по вполне прагматичным причинам - за их умение возвращаться домой практически из любой точки. Пернатые давали возможность владыкам поддерживать связь с самыми отдаленными районами государства: всадникам бы потребовались недели, дабы доставить ту же информацию, которую голуби приносили за день-два. Древние греки с помощью голубей сообщали имена победителей Олимпийских игр. Юлий Цезарь полагался на голубиную почту во время завоевания Галлии. У римских патрициев имелись собственные голубятни, и, по свидетельству историков, разговоры об экстерьере птиц, скорости их полета и родословной не были редкостью на улицах Вечного города. Примерно так сейчас обсуждают мобильную связь и модели телефонов, чем, фигурально выражаясь, голуби и являлись.
Особенно полезными голуби оказались в военное время. Их использовали жители блокированных нидерландских городов Харлем и Лейден в XVI столетии в период борьбы за независимость от Испанской империи. При осаде Парижа в ходе Франко-прусской войны в начале 1870-х эти птицы перенесли сотни тысяч как официальных, так и частных "голубеграмм", микрописем в водонепроницаемых капсулах, крепившихся к лапкам. В столице Франции был даже создан специальный "голубиный почтамт", где послания расшифровывались и передавались адресатам. Немцы же потрудились сформировать специальное антиголубиное подразделение, состоявшее из ястребов.
К началу Первой мировой войны использование голубей для передачи депеш являлось нормой. В Великобритании хозяева пожертвовали армии 600 птиц для применения последних в военных целях. В 1918 г. голубь Шер Ами, несмотря на серьезные ранения, доставил командованию сообщение о попавших в окружение 500 французах, за что потом был награжден французским Военным крестом и получил деревянный протез вместо поврежденной лапы. Операцию делали в военном госпитале. Голуби понадобились и во время следующей мировой войны. В полет в каждом бомбардировщике Королевских ВВС Великобритании отправлялось по два голубя: предполагалось, что, если самолет будет сбит, пилот выпустит птиц с сообщением о координатах места приземления. Голубей обучали даже возвращаться в передвижные голубятни, местонахождение коих менялось в соответствии с военными планами.
Голубь - к деньгам
До изобретения телеграфа в 1832. голубиной почтой пользовались финансисты и биржевые брокеры. В частности, богатство династии Ротшильдов, как считается, принес именно голубь: благодаря ему Натан Ротшильд узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо в 1815 г. на двое суток раньше всех остальных в Лондоне, что дало ему возможность провернуть операции с ценными бумагами. Победа англичан под командованием герцога Веллингтона явилась неожиданностью: в начале сражения преимущество было на стороне французов, и наблюдатели сообщили в Лондон, что они выигрывают. Но при помощи прусского корпуса британцы одержали победу. Курьер Ротшильда отправил сообщение с почтовым голубем, и, получив его, делец немедленно стал продавать на бирже свои акции, а его примеру последовали и остальные. После обвала цен агенты финансиста скупили бумаги по дешевке. Таким образом Натан Ротшильд заработал на голубином инсайде 40 млн фунтов стерлингов, легшие в основу будущего процветания империи Ротшильдов.
Джулиус Рейтер тоже заложил способности птиц в фундамент бизнес-модели. В 1849 г. бывший банковский клерк Рейтер организовал в немецком Аахене службу обмена финансовой информацией с Брюсселем с использованием почтовых голубей. Дело в том, что между Парижем и Брюсселем телеграфное сообщение действовало, и данные о результатах парижских торгов и прочие финансовые сведения циркулировали по маршруту свободно и оперативно. Другое дело - Аахен. Телеграфа между ним и Брюсселем не имелось. И Рейтер придумал наладить связь посредством голубей. Оценив итоги торгов в Париже, клиенты Рейтера - банки и брокерские конторы - доверяли соответствующие свои решения голубиной почте, доставлявшей сведения в Брюссель, к телеграфу. Делала она это быстрее, чем поезда, и не стоит, видимо, напоминать о том, что время - деньги. Хотя без железной дороги совсем обходиться не получалось. По ней корзинки с голубями перевозили обратно в Брюссель, следя за тем, чтобы ценный груз был сыт и пребывал в безопасности. Только через несколько лет фирма отказалась от использования голубиной почты в пользу телеграфа, когда Джулиус Рейтер переехал в Великобританию и перенес операции поближе к Лондонской бирже. Так начинало свою работу международное новостное агентство Reuters News Agency.
Заработать на голубиной почте с переменным успехом пытались и другие. В 1890-х братья Отто и Освальд Зан при помощи голубей связывали остров Санта-Каталина с западным побережьем США, причем даже сумели договориться с компанией Western Union о том, что последняя не будет проводить на остров телеграф, если птицы не составят ей конкуренцию на материке. Около 50 натренированных крылатых посланцев приносили на Санта-Каталину письма и вырезки из газеты Los Angeles Times и вызывали врачей к жителям острова по пути обратно. Расстояние в 78 км от побережья голуби Занов преодолевали за час, а один особенно спортивный пернатый по кличке Большой Джим долетел до побережья Калифорнии за 40 минут. Однако прибыль братья получали небольшую (сообщения стоили от 50 центов до $1), так что в 1898 г. их голубиная почта прекратила свое существование, уступив в результате место телеграфу и телефону.
Короли и пролетарии
В Европе голуби приносили сообщения о результатах парусных регат, скачек и собачьих бегов, а вскоре появился и такой спорт, как голубиные гонки. Законодателем этой моды считается Бельгия. Именно здесь птиц начали запускать из чисто спортивного интереса раньше других. В 1819 г. бельгийцы уже устраивали соревнования в скорости полета своих питомцев на большие расстояния, выбрав Великобританию в качестве стартовой точки. Бельгийцы же и вывели породу "вояжер", превосходившую другие по быстроте и выносливости. Но для успеха требовались не только физические данные, голубь еще должен был хорошо ориентироваться по солнцу. Почти в каждой бельгийской семье имелся кто-то, кто проводил свободное время в характерном синем комбинезоне в голубятне. Воскресные голубиные гонки стали здесь традиционным развлечением после трудовой недели. В 1950 г. в стране 250 000 человек состояли в Королевской федерации голубеводов.
Бельгийцы "экспортировали" любовь к голубям и в другие страны, прежде всего на Туманный Альбион. Здесь наблюдение за полетом птиц сперва стало развлечением для аристократического сословия. Начало увлечению голубями в британской правящей семье было положено в 1886 г., когда бельгийский король Леопольд II подарил нескольких птиц из личной голубятни королеве Виктории. Тогда по поручению ее сына, принца Уэльского, будущего Эдуарда VII, на востоке Англии, в Сандрингеме, построили королевские голубятни, находящиеся там и по сей день. Георг V, взошедший на британский престол в 1911 г., основал гонки под названием "Королевский кубок".
Благодаря интересу монаршей семьи в конце XIX столетия голубиные гонки вошли в моду по всей Англии. Первый открытый национальный турнир на большую дистанцию был проведен в 1894 г.: англичане выпустили 610 пернатых в Ла-Рошели. Спорт сначала обрел популярность у среднего класса, а в XX веке голубятни стали хобби и для пролетариев.
Крылатый статус
В последние годы богатые китайцы принялись инвестировать не только в изысканные вина и роскошные автомобили, но и в породистых голубей, что дало импульс голубиному буму. Птицы, еще пять лет назад стоившие на мировых аукционах 500 евро, сейчас продаются по 3000 евро. Китайская ассоциация спортивных голубей выдает по 8 млн членских браслетов в год (один браслет = один голубь). А некий судовладелец из Поднебесной зимой 2012 г. купил у голландского заводчика голубя-чемпиона за $328 000. До этого рекордсменом по стоимости был голубь, проданный за $200 000, опять-таки китайскому миллионеру. По мнению экспертов, цены на призовых голубей уже в ближайшие месяцы могут возрасти до $500 000 за птицу.
Состоятельные китайцы украшают голубятни мрамором и золотом. Люди победнее содержат птиц в более скромных условиях, но все же не скупятся на женьшень, экстракт рогов оленей, коллаген и другие дорогостоящие витамины. Ажиотаж объясним. Ставки в гонках высоки, и у владельца победителя соревнований есть шанс проснуться богачом: призовые фонды исчисляются миллионами долларов.
Старты и финиши
Голуби всегда летят домой. Поэтому в соревнованиях одни стартовые ворота и множество финишных линий - в зависимости от количества птиц, принимающих участие в гонке. Победитель - голубь, вернувшийся в свою голубятню быстрее остальных, - определяется путем сравнения результатов участников. При этом сопоставляется и покрытое расстояние, и время, за которое оно было преодолено: результаты измеряются в метрах или ярдах в минуту. На заре становления голубиного спорта пернатых помечали краской. Потом в Бельгии для спортивных голубей придумали медные кольца на лапки с выгравированным личным номером - их надевают на птенцов-спортсменов, когда им исполняется пять дней. Перед вылетом птицу еще снабжают резиновым кольцом с серийным номером. Когда первый голубь из голубятни возвращается, владелец снимает кольцо и помещает его в специальный счетчик, останавливающийся в этот момент, который и считается показателем времени потенциального чемпиона. Однако современный метод замеров менее зависим от человеческого фактора и полагается на использование радиочастотных технологий. Прибытие птицы к финишу фиксируется автоматически, благодаря прикрепленному к ее кольцу RFID-чипу. Расстояние в гонке может варьироваться от 100 до 1600 км.
Спортивные голуби принимают участие в соревнованиях с 6-месячного возраста и могут продолжать спортивную карьеру в течение десяти лет, хотя этот показатель, разумеется, большая редкость. Опасности, подстерегающие голубя в полете, - это и хищники, и плохие погодные условия, и естественные препятствия, которые пернатые не сразу способны разглядеть на большой скорости или в темноте: телеграфные столбы, телеантенны, дома со стеклянным куполом и т.д. Есть свидетельства того, что вышки мобильной связи могут нарушать способность птиц к ориентированию.