Летучий соблазн
Газовый бизнес до последнего времени оставался одним из немногих неподконтрольных столичным властям. Однако вскоре ситуация может измениться. На днях мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании «Московской газовой компании», уставный капитал которой мэрия поделит поровну с «Роснефтью». Ключевой задачей новой структуры станет организация поставок газа независимых производителей (в частности, «Роснефти») столичным потребителям. Стратегия нового газового трейдера напрямую противоречит интересам газовой монополии и на практике может оказаться нереализуемой.
Причин тому несколько. Во-первых, вот уже несколько лет «Газпром» целенаправленно проводит политику выдавливания из бизнеса любых посреднических структур. Напомним, в Москве жертвой этой политики стала компания «Дитгаз», СП дочерних предприятий «Газпрома» и немецкой компании DaimlerChrysler Services (debis) AG. На столичном рынке «Дитгаз» появилась в 1998 году, организовав системы взаимозачета для «Мосэнерго» и «Мостеплоэнерго» и используя в качестве части оплаты автомобили марки Mercedes Benz. Газ поставлялся по льготной цене и шел в рамках довольно хитрых схем на погашение долгов «Газпрома» перед региональными бюджетами от Москвы до Тюмени, а также по взаимозачету за отпущенную электроэнергию. В 2000 – 2001 годах на долю «Дитгаза» приходилась почти половина всех поставок голубого топлива в столицу (по 13 млрд куб. м). Сладкая жизнь закончилась внезапно – в 2003-м «Газпром» вышел из СП и обрубил компании доступ к транспортной инфраструктуре. Весь московский бизнес монополии был передан в столичное представительство «Межрегионгаза», возглавляемое сыном мэра Михаилом Лужковым. А вскоре и эта структура была сочтена излишней. Сейчас все поставки «газпромовской» продукции в город и область координирует центральный офис «Межрегионгаза», одну из должностей в котором занял Михаил Лужков. Именно его кандидатура в 2004 году рассматривалась в качестве наиболее вероятной на пост руководителя «Московской газовой компании», которую в тот период мэрия планировала создать на паях с «Газпромом». Однако сделка расстроилась из-за разногласий в оценке уставных взносов. В управление «Московской газовой компании» планировалось передать акции «Мосэнерго», но у «Газпрома» тогда было 17%, а у правительства Москвы – 8%.
Реанимация идеи «Московской газовой компании» стала возможной в 2005 году, когда на энергетическом рынке усилилось влияние «Роснефти». Госкомпания, заметно набравшая вес после аннексии «Юганскнефтегаза», активно сопротивляется запланированному присоединению к «Газпрому». По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, руководство «Роснефти» заинтересовано в создании альянса со столичным руководством, чтобы упрочить свою автономность. Кроме того, по мнению начальника отдела отраслевого анализа компании «АВК-Аналитика» Михаила Бакулева, для «Роснефти», планирующей активно развивать газовый бизнес, московский рынок может стать стабильным источником солидных дополнительных доходов. Ежегодно столица потребляет около 30 млрд куб. м газа. Из них 21,8 млрд куб. м «Газпром» напрямую поставляет «Мосэнерго» по контракту, заключенному в апреле 2003-го на семь лет. Таким образом, недостающий объем потребления в Москве составляет около 8,2 млрд куб м. При годовой добыче газа в объеме более 9,3 млрд куб. м «Роснефть» вполне может покрыть этот дефицит. Однако в российской торговле газом успех любого проекта намертво привязан к вопросу доступа к транспортной инфраструктуре. По оценке Бакулева, «Роснефть» сможет поставлять в Москву не более 2,5 – 3 млрд куб. м, и то только благодаря тому, что в последнее время ФАС периодически признает «Газпром» виновным в дискриминации независимых поставщиков в части допуска к газотранспортной системе (последний раз это было в октябре 2004-го). Если же состоится слияние «Роснефти» и «Газпрома», даже поставки в объеме 2,5 – 3 млрд куб. м окажутся под большим вопросом.
Еще по теме
