Либерализация импорта по-русски
С ЯНВАРЯ 2001 года ставка таможенной пошлины на импорт автомобилей уменьшится с нынешних 30% до 25%. Такое решение было принято в минувший понедельник на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Примечательно, что импортные пошлины планировалось урезать еще радикальнее - на 10%. Однако попытка либерализации таможенного законодательства встретила неожиданно яростное сопротивление. В борьбе за сохранение действующих ставок слились воедино отечественные автопромовские лоббисты и представители иностранных автомобильных компаний, намеренных развернуть в России собственные производства.
Прежде всего пятипроцентное снижение пошлины не в состоянии сколько-нибудь существенно повлиять на конечную цену импортируемого автомобиля и соответственно изменить существующую картину на рынке иномарок.
К примеру, растаможка автомобиля стоимостью $10 тыс. обойдется импортеру примерно на $600 дешевле. Вряд ли столь несущественная скидка вызовет взрывной рост спроса на эти машины. Еще менее вероятно оживление в сегменте дорогих автомобилей. Разница в расходах на таможенную очистку иномарки, скажем, за $50 тыс. составит всего около $3 тыс. При этом колебания розничных цен будут еще менее заметными: образовавшаяся "вилка" либо пойдет на увеличение дилерской маржи, либо в лучшем случае на дополнительные услуги вроде бесплатного ТО или комплекта резины.
Впрочем, приведенные выше расчеты базируются на том, что сам порядок таможенного оформления останется прежним: за новую (то есть не старше трех лет) машину вносится так называемый совокупный таможенный платеж. Помимо собственно пошлины он включает акциз в размере 10% стоимости (в случае если рабочий объем двигателя превышает 2500 куб. см) и НДС (20%), начисляемый с суммы стоимости автомобиля, таможенной пошлины и акциза. Плюс скромная плата за услуги таможенников - 0,15% от стоимости.
Однако в дилерской среде ходят упорные слухи, что одним лишь снижением импортных пошлин новогодние сюрпризы таможни не ограничатся. Реформа якобы коснется и порядка взимания акциза. Если раньше им облагался объем двигателя, то теперь за единицу измерения будет принята мощность. Причем подакцизными окажутся автомобили, двигатели которых превышают свыше 90 л.с. Принимая во внимание способность современных моторов выдавать такую мощность при сравнительно небольших рабочих объемах, можно с уверенностью предположить, что список моделей, облагаемых акцизными сборами, в будущем году существенно расширится. Соответственно, выиграв 5% на пошлине, импортеры (и покупатели) потеряют 10% на акцизе.
В этом свете опасения некоторых иностранных компаний за будущее их сборочных проектов выглядят преувеличенными. Впрочем, складывается впечатление, что вызваны они не реальными опасениями выйти за рамки рентабельности, а скорее основываются на соображениях морально-этического характера. Так, по словам менеджера по связям с общественностью российского представительства Ford Оксаны Хартонюк, планирующееся снижение пошлин никак не скажется на планах компании начать сборку автомобилей в России в конце 2001 года. Более того, руководство Ford твердо уверено, что производство во Всеволожске будет рентабельным и при 20-процентной ставке.
В московской пресс-службе FIAT инициативу российских властей встретили с оптимизмом. Умеют же люди во всем находить положительные стороны! Унифицировали тарифы - отлично: будет как в ВТО. Снизили пошлину - замечательно: оживится импорт. Бизнес-планы "Нижегородмоторс", конечно, подвергнутся корректировке, но в намеченные сроки производство выйдет на заданный объем. Напомним, что к 2003 году FIAT обещает освоить выпуск до 140 тыс. автомобилей.
Несколько более живо отреагировали на действия властей в российском представительстве Renault. Что вообще-то неудивительно: французы пытаются производить в Москве машины уже второй год. Руководство "Автофрамос" смотрит в перспективу и видит там производство мощностью 100 тыс. автомобилей в год, в создание которого, кстати, намерено вложить $300 млн. По словам ответственного за связи с общественностью в компании "Автофрамос" Яна Доризона, Renault рассматривает сам факт изменения ставок таможенных пошлин как нарушение инвестиционного соглашения. "Если можно поменять одно из условий договора, то как нам быть уверенным в незыблемости остальных?" - вопрошает Доризон. Любопытно, что в неофициальных беседах французы отмечают, что в существующих условиях ("Автофрамос" до сих пор не получил обещанных в инвестсоглашении льгот и вынужден оплачивать ввозимые комплектующие "по полной программе") импортировать автомобили гораздо проще и выгоднее, чем собирать.
Особенно близки проблемы государственного регулирования рынка иномарок оказались председателю совета директоров фонда "Интерприватизация" Владимиру Щербакову, владеющему заводом "Автотор" в Калининграде, где собирают BMW и Kia. Реакция Щербакова по-человечески вполне понятна: чем дешевле будут импортные автомобили, тем меньший доход принесут "балтийские корейцы" (сбыт BMW не входит в задачи "Автотора"). Суть в том, что по существующему законодательству импорт комплектующих для промышленной сборки автомобилей облагается пошлиной, не превышающей 15% их таможенной стоимости. Акциз не взимается. А НДС "Автотор", расположившийся в свободной экономической зоне, не платит. Надо ли говорить, что себестоимость калининградских автомобилей существенно ниже импортных. Правда, выступая против снижения пошлин, Щербаков мотивировал свою лоббистскую активность заботой о делах государственных: обидятся, мол, западные автогиганты - и останется страна без инвестиций.