Top.Mail.Ru
технологии и наука

«Личный автомобиль должен уйти в историю вслед за лошадью»

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

Восемь лет назад в Московском метрополитене появился Wi-Fi. Столица стала первым городом в мире, в котором бесплатный беспроводной интернет доступен пассажирам поездов во время движения. Реализовала этот проект компания «МаксимаТелеком», позже подключившая к сети общественный транспорт Санкт-Петербурга, Казани и ряд аэропортов. Сегодня компания развивает новые проекты по цифровизации городской среды, транспорта и промышленности, а на основе ее решений работают столичные цифровые сервисы. Гендиректор «МаксимаТелеком» Борис Вольпе в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2021) рассказал журналу «Компания» о новых разработках, своем видении транспорта и о том, почему личные авто вскоре будут никому не нужны.

Ваш приезд на конференцию ЦИПР-2021, которую принимает Нижний Новгород, связан с желанием развивать Wi-Fi в нижегородском метро?

— Я не могу сказать, что у нас прямо сейчас есть план развивать Wi-Fi в метро Нижнего Новгорода. Конечно, если такая потребность со стороны администрации города будет – мы готовы это сделать быстрее и дешевле, чем кто-либо в мире.

Сейчас мы начинаем диалог с городом по ряду цифровых решений для городского хозяйства. Пока к ним не относится подключение нижегородского метро к Wi-Fi, но мы открыты для предложений.

В ходе выступления на конференции вы упомянули, что работаете над системой, которая отслеживает качество предоставления услуг в транспорте вплоть до манеры езды отдельного водителя. Расскажите об этом поподробнее.

— В Москве эта система развернута и уже работает. Речь идет об Универсальной мультисервисной платформе (УМП), которая позволяет эффективно управлять всеми видами наземного городского транспорта. Есть ядро системы, которое постоянно получает с каждого автобуса огромный объем информации (о геолокации, состоянии узлов и агрегатов, состоянии водителя, количестве пассажиров и так далее). Все это позволяет видеть, что автобус идет по маршруту без излишних ускорений и маневров, что в каждом автобусе, электробусе или трамвае работает кондиционер, Wi-Fi и что там пассажирам комфортно и безопасно.

Сейчас мы в инициативном порядке пилотируем сеть нового стандарта. Это недорогая и эффективная сеть для цифровизации транспорта. Она позволит влиять на инфраструктуру и создавать новые пассажирские и технологические сервисы. Например, чтобы автобус мог включать зеленый свет, когда подъезжает к светофору. Так общественный транспорт станет еще безопаснее и привлекательнее для пассажиров, а городские транспортные системы — более интеллектуальными.

Борис ВольпеБорис Вольпе. Фото: пресс-служба «МаксимаТелеком»
Вы также заявили о проекте, который развиваете вместе с одним из институтов развития. Что это за технология?

— То, что мы сейчас обсуждаем — это расширение сотрудничества. Сейчас есть большая программа, она называется «Сто городов». Она направлена на комплексное развитие городов, в том числе, и на улучшение общественного транспорта, особенно в тех регионах, где он отстает от потребностей.

Вообще транспорт — достаточно дорогая вещь. В региональных бюджетах часто нет необходимых средств, чтобы купить сразу сотни автобусов, но есть потребность в этом. Поэтому государство в лице институтов развития готово выделять городам или концессионерам средства на эти цели на возвратной основе.

После того, как город закупит, например, автобусы, важно понять, насколько эффективно они используются, и хватает ли их. Для этого нужна отдельная система, которая в городах может быть масштабирована за считанные дни и за оптимальную цену. Со всеми отечественными производителями автобусов, электробусов и трамваев мы договорились, что они смогут выпускать свой транспорт уже оснащенный нашими системами.

Отслеживание эффективности — единственная задача системы?

— Помимо прочего, она обеспечивает сбор платежей. Одной из проблем наземного транспорта является нежелание отдельных пассажиров платить за проезд, а жесткие меры, типа турникетов, создают неудобство. Так или иначе это часть пассажирского опыта, который мы с вами ежедневно получаем, используя городской транспорт. Возможность платить через валидатор или совершать бесконтактный платеж сегодня стала обязательной частью пассажирского сервиса. Мы все привыкли использовать смартфоны с распознаванием лиц. Похожая технология сейчас получает распространение в общественном транспорте мировых столиц. Так, в Москве уже широко тестируется оплата по лицу.

Бесконтактный способ оплаты избавляет меня как честного пассажира от любых дополнительных транзакций. Я зашел в транспорт — значит, я заплатил. Как ответственного гражданина меня только радует, что я не забыл оплатить проезд. Забывчивым пассажирам можно направить напоминание, а в нем написать: «Уважаемый пассажир, не забудьте заплатить за проезд». Все это помогает формировать городскую культуру доверия, которая широко развита во многих европейских городах.

Как человек, работающий с городским транспортом, что вы думаете о перспективах личных авто?

— В одном из исследований я увидел интересный факт: за счет повышения привлекательности общественного транспорта в рабочий день со столичных улиц можно «убрать» до полмиллиона личных машин, и это огромное облегчение для города. При этом эксперты высчитали, что личная машина в среднем используется 1,5% времени, а все остальное время она стоит: ночью, днем или в пробке.

Очевидно, что в конечном итоге общественный транспорт вытеснит личный. Сейчас развитие мобильности как сервиса, как и любая революция, носит накопительный характер, результатом которой станет резкий рост популярности и распространения инновации. Помните, до кризиса 1998 года мобильная связь в России была очень дорогой и мало распространена. Затем пришел кризис, и мобильные операторы решили, что связь нужно выводить в массовый сегмент. Так, за счет того, что люди сломали старую догму, у всех появилась доступная связь.

С личным транспортом произойдет похожая трансформация. Может быть, беспилотные автомобили, которые сейчас развиваются, просто станут стандартом. Для этого сейчас созревают материальные предпосылки, потому что автомобиль как промышленный продукт становится сложнее и ожидать, что он будет дешевле, не стоит — общая стоимость владения им экспоненциально растет, а покупка электромобиля, к сожалению, обходится еще дороже.

Все больше людей понимают, что, может быть, автомобиль и не нужно иметь. Да и вообще, не все нужно иметь. Мы ведь все выходим в интернет, но никто не делает центр обработки данных (ЦОД) у себя дома. Поэтому выходом из этой ситуации будет развивающаяся сейчас сервисная модель, когда автомобиль используется ровно тогда, когда он нужен. И города будут такие сервисы развивать, используя цифровые платформы.

И все же, что должно случиться, чтобы будущее без личного транспорта наступило?

— Предположу, что это станет возможным благодаря нескольким событиям. Во-первых, революция в беспилотном транспорте. Удовольствие от вождения —  один из тех драйверов, которые все еще заставляют людей покупать машины. Но когда улицы заполонят удобные и безопасные беспилотные машины, это станет первым драйвером отказа от обычных авто. Ускорить такой переход поможет сервисная модель, когда автомобиль используется по запросу.

Кроме того, влияние на происходящее окажет экологическая повестка и стремление городов сокращать углеродный след на фоне растущих требований к безопасности поездок. При нынешней массовости перевозок и перемещений граждан он все еще остается достаточно опасным видом транспорта. Поэтому личный бензиновый автомобиль в конечном итоге должен уйти в историю вслед за лошадью в историю. 

Как долго нам ждать наступления этого момента?

— Я думаю, будущее ближе, чем кажется. Футуристические прогнозы обычно либо не сбываются вообще, либо сбываются экспоненциально. Обычно инновации долго готовятся и затем резко приходят в нашу жизнь. Например, скептики говорили, что никто не будет инвестировать в мобильный интернет низкоорбитальных спутников, а сейчас Илон Маск заявляет, что в августе покроет этим интернетом весь мир.

Технологические инновации влекут серьезные изменения в стиле жизни, меняя наши повседневные привычки. Глубокие перемены занимают время, особенно в случае, если что-то меняется в наборе базовых и годами отлаженных практик. Поэтому какие-то потребности в личном транспорте будут, но, думаю, лет через пять мы уже увидим первые результаты изменений в моделях его использования, а лет через десять — уже более четко, что транспорт переродился, став стопроцентно услугой.

Таких примеров тоже масса. Раньше в каждом доме была печка и каждый ее топил. Но я уже родился в то время, когда тепло дома было сервисом, связанным не с дровами и углем, а с батареей и квитанцией за оплату.

Я думаю, транспорт пойдет по тому же пути. В какой-то момент появятся персонализированные сквозные городские тарифы, которые будут учитывать, много вы ездите или мало. Будет единый ландшафт услуги, как мобильный сервис, который подстраивается под вас. Так или иначе я уверен, что транспорт — одна из тех вещей, которые из объекта владения превратятся в сервис. И цифровизация здесь будет играть определяющую роль.


Еще по теме