Личный пример
Фильма «Личный номер» я не видел и смотреть его не собираюсь, но скажу со всей свойственной мне прямотой, что долгие годы тренировок научили меня счастливой логистике. Уже хорошо узнавая всех арткритиков – если не по походке, так по повадкам точно – по паре рецензий я могу с точностью до 97,5
процентов определить, понравится ли мне похваленный или обруганный ими фильм. Случай с «Личным номером» совсем простой, тут одного пересказа сюжета довольно, чтобы понять, и завещать вам и вашим детям: никогда, ни при каких обстоятельствах не покупаться на эту клюкву – а то рожу
перекосит.
Нет, я сам фанат разнобюджетных боевиков и до отчаяния люблю сцены, когда главный герой выходит в центр зала с пистолет-автоматом под огонь сотни омерзительных злодеев и ловко уворачивается за кухонным комбайном от трех-четырех тысяч пуль, после чего с одного магазина укладывает их всех
гнить в преисподней. Умные люди говорят, что такие фильмы обладают целебными свойствами, подменяя желание общества расстрелять ближайшего гаишника или политтехнолога на вообразительное удовольствие. «Личный номер» слеплен (и, как пишут, удачно) по болванке жесткого голливудского героического (а-ля Брюс Уиллис или Стивен Сигал) боевика. Майор ФСБ спасает Родину от нефтедолларами пахнущих рук арабских террористов и доктора Зло, на сей раз принявшего обличье демонического лондонского затворника. В общем, все это уже видено нами сто раз, тягчайшее дежа-вю.
Греха в том нет никакого. Что такое «Веселые ребята», как ни конгениальный ответ голливудскому канону? И если «Личный номер», перекрывший по бюджету и количеству копий «Ночной дозор», успешно взрывает настоящие бэтээры, а тысячи пуль жалят пустоту, образовавшуюся вокруг главного
героя, то и в этом нет греха, а есть профессиональная доблесть. Омерзительным выглядит стремление создателей фильма вписаться в другой канон – виртуальной жизни современной России. И так уже скоро Светлана Сорокина своим прекрасным трагическим голосом будет обсуждать в своем «Основном
инстинкте» сбор урожая в Краснодарском крае и поход президента РФ на балет в Большой театр, а тут еще и второе, после телевизора, важнейшее из искусств встраивается в общий хор. В «Личном номере» есть все, что угодно новой политической элите. И личный враг президента, пытающийся из Лондона кричать о том, что взрывы домов в Москве – предвыборная арт-подготовка
чекистской команды Путина. И чеченский народ, стремящийся к мирной жизни в рамках РФ. И совместная с американскими ВВС бомбардировка баз арабских террористов, расположенных на территории Катара (как раз в Катаре не так давно наши спецслужбы отличились на весь мир). И профессионализм спецслужб. И, самое вопиющее, центральный эпизод фильма с захватом
террористами заложников в московском цирке. Как вы понимаете, при освобождении заложников никто из них не пострадал – спецслужбы сработали на все сто. Если на страшную секунду представить, что в США спустя два года после атаки башен-близнецов снимается «самый засекреченный блокбастер
года», где Джордж Клуни спасает от гибели и всех тех, кто погиб в зданиях, и всех тех, кто был в самолете, то легко представить, что было бы дальше. Ни актера Клуни, ни продюсера этого фильма в профессии бы более не существовало. А у нас люди, выкинувшие «Личный номер», судя по всему,
будут расти и множиться.