Лидер растет быстрее рынка

20.11.200600:00

Чтобы выжить в конкурентной борьбе, компании необходима правильно выбранная стратегия развития. Для холдинга «Отечественные лекарства» – это стратегия создания и вывода на рынок инновационных препаратов российской разработки. Если рентабельность портфеля оригинальных препаратов выше, надо увеличить его долю, и тогда придет успех. Так считает финансовый директор ОАО «Отечественные лекарства» Дмитрий Новоселов.

 

– Дмитрий Михайлович, расскажите о предварительных итогах текущего года.

 

– Рассматривая предварительные итоги текущего года, можно отметить, что по сложившейся уже традиции они улучшают бюджетные показатели, запланированные компанией на этот год. В частности, прогнозируется, что объем годовой выручки составит почти $150 млн – это больше, чем мы планировали, и превышает аналогичный показатель 2005 года на 20%.

 

 

– От чего зависят темпы развития компании – от выбранной стратегии или рыночных условий?

 

– Развитие напрямую зависит от качества стратегического менеджмента, который должен позволять компании быть гибкой, максимально точно реагировать на ожидания рынка, угадывать его потребности еще до их возникновения. Если говорить о рыночных тенденциях, то самая главная интрига на фармацевтическом рынке сегодня – проблема дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Известно, что во время финансирования государственной программы при определении потребности в лекарственных средствах был допущен просчет. Пока не наступит ясность с финансированием, останутся риски как для фармдистрибуторов, так и для производителей.

 

 

– Финансовая служба холдинга признается аналитиками рынка одной из лучших. Как она создавалась? Какие преодолела сложности?

 

– Любое подразделение компании состоит, прежде всего, из конкретных людей с их талантами и недостатками. Формирование службы происходило постепенно: сначала приходили ключевые сотрудники, которые делом доказывали свою состоятельность. Постепенно вокруг них формировалась команда, которая разделяла их идеи и готова была работать с полной отдачей, принимать нестандартные решения. Сложностей было множество. Я как руководитель службы очень рад, что мне удалось сформировать команду, способную решить любую поставленную задачу.

 

 

– Если говорить о продуктовом портфеле, как было принято решение об увеличении доли оригинальных препаратов и препаратов с признаками оригинальности?

 

– Для финансиста, на первый взгляд, решение кажется очевидным: если рентабельность портфеля оригинальных препаратов и препаратов с признаками оригинальности выше, надо увеличить долю этого портфеля, и придет успех. Однако все не так просто. Чтобы увеличить эту долю к 2005 – 2007 годам, нужно было начать работу еще в 2004 году. Пришлось серьезно пересматривать портфель. В 2002 году в нашем портфеле продвигаемых продуктов не было. В 2003 году объем продаж был незначительным – около 1%, в 2004-м – 6%. В 2006 году в плане заложено, что 36% всех наших продаж будут обеспечены продвигаемыми препаратами. С учетом динамики продаж можно утверждать, что показатель превысит 40%.

Первые наши продвигаемые на рынок продукты – бренд-дженерики*. Оригинальными в них были только товарный знак и информация о качестве и ориентированности этого продукта на российских потребителей. Препараты, которые сегодня составляют основу нашего продуктового портфеля – такие как «Фенотропил», «Граммидин», «Биомакс» – это истинно оригинальные продукты, защищенные не только в смысле торгового названия, но и состава, формул и способов применения.

 

 

– В феврале текущего года холдинг разместил 2-й облигационный заем. Участники рынка считают, что результат превзошел ожидания. Ваше мнение о результатах?

 

– Об успешности размещения судят по объему (все ли бумаги удалось разместить) и по размеру ставки купона. Что касается размещения, недостатка в желающих купить наши бумаги не было, скорее даже наоборот – спрос был избыточным. Ставка первого купона составила 10,25% годовых. Для нас это показатель высокой оценки компании инвесторами. Вкладчики оценили и финансовые результаты холдинга за 2005 год, и выбранную менеджментом стратегию компании – желание стать публичной, прозрачной для рынка.

 

 

– Известно о масштабных планах реконструкции основного производственного актива холдинга – Щелковского витаминного завода. Каков план реконструкции и как после нее будут распределяться производственные направления?

 

Завод в Щелкове будет соответствовать современным требованиям, и при этом он будет крупнейшей производственной площадкой в Европе. Мы сделаем современное, отвечающее требованиям GMP производство. На предприятии в Новосибирске будем развивать новые технологии перевязочных средств, кроме того, там продолжит функционировать логистический центр для отгрузки нашей продукции в страны Средней Азии, Монголию и Вьетнам. В Красноярске возобновлен синтез субстанций для собственных нужд и для продажи.

 

 

– Каков объем инвестиций в реконструкцию?

 

– От $50 млн до $90 млн.

 

 

– Сегодня «Отечественные лекарства» – признанный лидер отрасли. Каковы дальнейшие планы холдинга? Каких финансово-экономических показателей собираетесь достичь?

 

– Мы надеемся и далее оставаться лидером отрасли, благодаря самому главному ресурсу – квалифицированному персоналу и профессиональному менеджменту. Компания планирует в течение ближайших двух лет достичь уровня выручки по МСФО в размере $200 млн и рентабельности по EBITDA 20%.

 

 

– За счет чего можно добиться таких показателей? Планируете ли выходить на новые рынки?

 

– В 2007 году мы планируем вынести на рынок почти 50 новых продуктов, которые сейчас находятся на стадиях либо разработки, либо регистрации и внедрения. Что касается новых рынков, то в прошлом году за рубежом мы продали продукции на сумму cвыше $32 млн. Компания является крупнейшим российским экспортером – более 16% от общего объема фармацевтических препаратов российского производства, поставляемых за рубеж. Наши главные рынки – Казахстан, Узбекистан, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Белоруссия, страны Прибалтики, Монголия, Вьетнам, Ирак. Также мы активизируемся на рынках Северной Африки и Латинской Америки – везде, где нам не могут препятствовать мультинациональные компании-производители.

 

 

– Принято ли решение руководством холдинга о проведении IPO? Когда это может произойти?

 

– Решение о выходе на IPO всегда принимают собственники. В принятии этого решения существует несколько этапов: неосознанное желание, осознанное желание, стратегия выхода, реализация стратегии, определение точной даты выхода. Мы находимся на этапе, когда стратегия выхода на IPO сформирована, и компания уже реализует эту стратегию. Тем не менее точная дата еще не определена. Скажу только, что для успешной организации IPO любой компании, как правило, требуется не менее двух лет.

 

 

– Каковы перспективы российских фармацевтических производителей вообще?

 

– Определенная консолидация отрасли неизбежна. Фармрынок России очень динамичен, но мал по объему. Весь наш рынок меньше годовой выручки такой крупной российской компании, к примеру, как «Базовый элемент». В то же время, рынок постепенно развивается, растет и потребление лекарственных средств. Что касается перспектив российских фармпроизводителей, то вариантов не так много. Производитель сам должен стать международной компанией – либо войти в состав международной компании, либо погибнуть. Если говорить о перспективах «Отечественных лекарств» на фармрынке, наш бизнес успешно развивается, что создает определенный запас прочности.

 

 

– В связи с возможным вступлением в ВТО, как будет развиваться российская фармацевтическая промышленность?

 

– Это зависит от того, на каких условиях нас допустят в международную организацию. Если нам откроются европейские рынки, то перспективы очень привлекательные. Если им откроется наш рынок, а нас к ним не пустят, наши перспективы из радужных сразу становятся весьма туманными. Они скорее всего защитят интересы своих производителей, а вот что будет с нами? Серьезной «войны бюджетов» мы не выдержим в силу небольшого размера производящей российские лекарства отрасли.

 

* Бренд-дженерик – воспроизведенный препарат, которому производитель присваивает особое торговое наименование.

 

Что такое «Отечественные лекарства»

В следующем году холдинг «Отечественные лекарства» отметит десятилетний юбилей. Его история началась с приобретения акций Щелковского витаминного завода в 1997 году. Далее в группу компаний вошли ОАО «Новосибхимфарм» (1998г.) и ОАО «Красфарма» (2000г.). Сложности начального этапа были успешно преодолены динамичной командой менеджеров. Сегодня ОАО «Отечественные лекарства» - лидер российского фармацевтического рынка. По итогам 2005 года группа компаний вышла на первое место в рейтинге российских производителей. Предприятия холдинга выпускают 200 наименований препаратов: антибиотики, неврологические и противомикробные препараты, инъекционные растворы в ампулах, инфузии, пластыри. В стадии доработки и регистрации находятся около 250 новых препаратов. Наиболее известные выпускаемые холдингом бренды – Фенотропил, Зорекс, Граммидин, Биомакс.