Лицом к России, боком к Европе
После встречи глав России и Китая в Пекине мировые СМИ подхватили тезис о стратегической зависимости РФ от КНР. Его кричащая громкость призвана сгладить слабость аргументации. Факты говорят о другом: став стратегическим партнером Китая, Россия имеет шанс укрепить связи с Европой, как это ни парадоксально звучит.
Во-первых, Пекин и Москва действуют последовательно. Объявив о создании разветвленной транспортно-логистической системы «Пояс и путь» в 2013 году, в КНР ни разу не отступили от своего намерения. А РФ с самого начала рассматривалась руководством Поднебесной как важный партнер в проекте. В свою очередь, в Москве инициативу тоже поддержали, несмотря на то что скептики указывали на трудности российского участия в транспортно-логистической составляющей проекта. Однако его политический смысл нельзя было переоценить, что прекрасно осознавали обе стороны. Россия тогда стремилась к переходу на качественно иной уровень взаимодействия с европейской экономикой, оставаясь одним из ключевых интеграторов евразийского пространства. А в проекте протяженного Нового шелкового пути не менее нуждалась сама Европа — Германия, Италия, Франция, Венгрия, а также Средиземноморский регион с большим Ближним Востоком, чье благосостояние влияет на положение дел в Европейском союзе достаточно сильно.
Для Европы эти планы более тесного сотрудничества с Китаем вовсе не новы — еще в 70-х годах прошлого столетия европейские элиты активно соперничали с США за более глубокую экономическую связь с КНР. Но тогда США взяли верх, выстроив долгосрочное экономическое партнерство с Пекином в период китайских реформ.
Спустя три десятилетия, воспользовавшись охлаждением отношений Вашингтона и Пекина при Обаме, Европа намеревалась взять реванш. И весь Европейский регион заинтересованно откликнулся на инициативы азиатского дракона. Россия также не собиралась оставаться в стороне от интеграционных процессов в Евразии.
Недовольны были только Соединенные Штаты, чья зависимость от Китая на тот момент действительно имела стратегический характер. На критике чего Дональд Трамп во многом и построил свою первую предвыборную кампанию.
Но коронавирус нарушил планы евроазиатской интеграции. Однако Китай не собирался отступать. И даже с началом СВО для Москвы и Пекина принципиально ничего не изменилось. Наоборот, их отношения еще более упрочились. Несмотря на принятые против России санкции, Европа робко, но все-таки проявила заинтересованность в продолжении начатых инициатив. Особенно активна Венгрия: неслучайно премьер-министр Виктор Орбан был единственным западным лидером на форуме «Один пояс — один путь».
Франция, Германия и Голландия тоже держат руку на пульсе и не намерены отказываться от экономического сотрудничества с КНР. Таков реальный стратегический расклад интересов независимо от заголовков прессы.
Взаимная зависимость
По оценке Bloomberg, к настоящему времени «Россия стала зависеть от Китая во всех сферах своей экономики». Подразумевается, что в стратегически важных отраслях экономика РФ привязана к китайскому спросу и предложению.
В условиях небольшой емкости внутреннего рынка и проблем на западной границе России КНР действительно остается важнейшим партнером Москвы. Но так ли это плохо, если и Европа тоже видит в ней своего важнейшего партнера?
Еще осенью 2021 года Йохан Вандерплаетсе, председатель правления Ассоциации европейского бизнеса, бывший президент Schneider Electric в России и СНГ, отмечал, что санкционная политика убивает мировую цепочку поставок и ведет к экономической обособленности. Разрушительные инициативы при этом шли преимущественно от Запада, а никак не от Востока. Уже тогда намечалась серьезная конфронтация, инициаторы которой находились в Вашингтоне, а Европа вынуждена была действовать с оглядкой на них, что европейскому бизнесу, по мнению Вандерплаетсе, не сулило ничего хорошего.
Мировая растущая созависимость, которую никто не считал до пандемии чем-то противоестественным, обусловлена объективными процессами. Хотя бы тем, что значительная часть субъектов большого бизнеса фактически наднациональна и большая их часть находится не в России. Несколько столетий производство и торговля становились трансграничными не для того, чтобы в одночасье разойтись по национальным квартирам, даже если бы кто-то этого сильно жаждал.
Корреспондент CNN в Гонконге Лаура Хе написала в своей статье, что «вторая по величине экономика мира зависит от России и Ближнего Востока в удовлетворении большей части своих энергетических потребностей» и что КНР будет любой ценой сохранять хорошие отношения с крупнейшими нефтедобывающими странами, включая РФ, особенно в условиях дестабилизации Ближнего Востока. Ведь Китай является крупнейшим в мире импортером нефти и покупает 71% ее за рубежом. Россия вышла на первое место в этих поставках, опередив Саудовскую Аравию.
О растущей зависимости Китая от российских технологий говорит и сингапурский портал ThinkChina, пишущий как для западной аудитории, так и для жителей Поднебесной. Это одно из немногих прозападных СМИ, свободно читаемых в Китае. Издание указывает на то, что для КНР Россия является не только ключевым поставщиком нефти и природного газа, но еще и источником военных технологий. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) стремится модернизировать свои обычные и ядерные силы к 2035 году, а РФ как одна из крупнейших в мире ядерных держав могла бы ей в этом помочь.
Единым путем, если получится
«Проблема зависимости от Китая действительно актуальна, но не так тотальна, как хотели бы западные страны. Конфронтация с Западом и наложение санкций поставило крест на диверсификации поставок в Россию технологий и сложных товаров, а также сделало Китай, по сути, единственным покупателем энергоресурсов, что сильно снизило гибкость энергетической политики РФ, привело к ограничению маневренности на энергетическом мировом рынке», — сказал журналу «Компания» старший научный сотрудник центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Тлеш Мамахатов.
Эксперт отметил, что пропускная способность российских транспортных коммуникаций недостаточно высока. К тому же системы железных дорог РФ и Китая имеют разные стандарты колеи, потому их интеграция довольно затруднена. Но при этом возможность использования и включения российских путей в проект «Шелковый путь» все еще остается.
Крайняя загрузка Транссиба требует его расширения и развития, в том числе и улучшения характеристик БАМа, это в перспективе также одно из направлений сотрудничества с КНР для дальнейшей интеграции в систему китайских дорог, отметил Мамахатов.
Для осуществления масштабных преобразований необходимо расширение сотрудничества российского и китайского бизнеса. Однако в сегодняшних условиях корпоративные контакты могут расширяться в основном на неофициальном уровне, напомнил эксперт, так как велика угроза вторичных санкций, что может навредить китайским компаниям в западных странах, где находятся приоритетные покупатели для КНР.
Как бы там ни было, европейская экономика проиграет без выверенной политики по отношению к Китаю в целом и к трансазиатскому коридору, главным драйвером которого остается КНР. И стратегическая растерянность, в которой сейчас пребывают европейские политики, лишь мешают выстраивать приемлемый порядок на всей протяженности евразийского пространства, что делает сближение России и Китая единственным стабилизирующим фактором на этом пространстве для всех существующих в нем стран.