Логика передела
Эпоха первоначального накопления капитала, а применительно к нашим реалиям – системная капитализация административного ресурса в основном завершена. В конце концов, как поделят между собой различные кланы влияние на нефть, газ и прочие голубые фишки, не так уже и важно. Это дележ между собой, между своими, и в конце концов никто не допустит, чтобы в ближнем кругу оказались серьезно обиженные.
Отсюда и происходит не такой внешне заметный, но совершенно логичный переход к новым задачам. К недопущению возможности расстаться с нажитым. Власть и деньги (в широком смысле – разумеется, не только наличные и состояние счета) в наших условиях настолько связаны, что невозможно, лишившись первого, сохранить второе. Тем более, что сами новые владельцы сделали этот императив категорическим. Проще говоря, и те, кто потерял, и те, кто получил, на самом деле понимают все произошедшее одинаково – с точки зрения легитимности произошедшего. И именно поэтому победители не могут допустить ситуации утраты административного контроля – понимая, что в случае действительно свободного выбора к власти может прийти кто-то другой, и этот новый так же цинично, как перед этим они сами, потребует «вернуть народу», то есть теперь своему клану, неправедно отнятое. Приостановить этот печальный и вечный процесс экспроприации экспроприаторов могла ныне действующая власть, если бы признала сложившуюся картину собственности. Но она этого не только не сделала, но и избрала наименее цивилизованный, зато наиболее скандальный, внутренне и внешне, способ передела. Так что борьба за сохранение власти – это еще и борьба за всю капитализацию этой власти, и за отсутствие юридических последствий этой конвертации, вернее, способов, которыми означенная конвертация проводилась. Конечно, формально все действия производились соответствующими органами, а не реальными заказчиками, но ведь в их представлении так и должно быть, а потому гипотетическая новая власть так же легко может воспользоваться теми же эффективными инструментами, вне зависимости от того, насколько это законно.
Так что новый этап – переход от передела собственности к мероприятиям по ее перспективной защите – совершенно логичен. Дискуссии же о том, в какой форме это будет осуществлено, представляют интерес, в том числе – если не главным образом – для пишущих и обозревающих. По сути, не так уж и важно, на каком из вариантов будет остановлен выбор. Важно, чтобы он точно гарантировал выполнение поставленных задач по недопущению очередного передела. Конечно, не совсем весело все это выглядит: косвенные последствия принятого окончательного варианта могут быть вовсе не косвенными, а, совсем наоборот, прямыми и главными для остальной страны. Поскольку в процессе решения задачи по сохранению «статус-кво» для правящей элиты может серьезно измениться сама система государственно-политического устройства России. Да что там может – уже меняется. Выборы без выбора (парламент партии власти) и вообще без выборов (система региональной власти), фактический перевод судебной системы на вертикально-коммерческую основу (административный ресурс и финансовое стимулирование как основные факторы принятия решений) – уже серьезные изменения.
И объяснять все это необходимостью борьбы с неуловимым Бен-Басаевым из «БАБ-Каиды», конечно, можно, но верится в это как-то слабо. Поскольку кому-то, видимо, все же больше страшны возможные в перспективе претензии по поводу похода на ЮКОС и операций под кодовым названием «ЮНГ».