Логистика в сельском хозяйстве подорожала за год на 20%

Рекордные урожаи добавили российским аграриям проблем: продукцию надо вывозить, а инфраструктура оказалась к этому не готова. Затраты на транспортировку в  себестоимости продукции выросли до 20–25%. Негативные последствия этого под силу нивелировать только крупным сельхозпроизводителям. 

Логистические компании столкнулись с дефицитом водителей, ростом цен на топливо и ремонт, что вынудило их поднять цены на услуги. За год стоимость агрологистики в России выросла на 15–20%, сообщает Forbes. Издание отмечает, что в 2024 году цена услуг логистических провайдеров, предоставляющих склады и транспорт, увеличилась до 25%, а в целом за два года тарифы на перевозку агротоваров выросли на 40%.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко рассказал изданию, что в Южном федеральном округе за пять последних лет стоимость логистических услуг автомобилями и железнодорожным транспортом выросла на 80–100%, стоимость услуг зерновых морских / речных терминалов увеличилась на те же 80–100%.

«Но в последние три года ситуация значительно изменилась. Свою роль сыграли рекордный урожай и резкий рост востребованности агроперевозок, политические реалии, потребовавшие корректировки морских маршрутов, скачки курса валют и новая оценка рисков страховыми компаниями», — отмечают другие эксперты.

В настоящий момент доля логистических затрат в стоимости продукции в среднем составляет около 20–25%. Эта доля увеличивается с 2022 года. Логистические затраты стали заметны для производителей после введения экспортных пошлин, когда упала рентабельность. Большой урожай, зафиксированный в два последних года, требовал перевозки огромных объемов зерна, на фоне спроса логисты взвинтили цены.

Считается, что возить сельхозпродукцию на грузовиках дороже, чем по системе РЖД. Однако не все производители могут построить себе железнодорожные подъезды, поэтому значительную часть агротоваров перевозят на машинах. За год тарифы на перевозки выросли минимум на 10% в зависимости от направления.

«Стоимость перевозки формируется за счет нескольких ключевых факторов: заработной платы водителей, лизинговых и кредитных платежей, а также расходов на ремонт транспорта», — объяснил гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. 

По его словам, водителей на рынке не хватает, поэтому зарплаты за год увеличились минимум на 50%, также выросли кредитные ставки. Серьезное повышение себестоимости перевозок неизбежно привело к росту тарифов на транспортные услуги. В сентябре 2024-го они оказались на 11% выше год к году. Кроме того, дорожают горюче-смазочные материалы и запчасти. Хотя главной проблемой остается дефицит водителей.

Сельхозпроизводители могут и сами возить груз в порты, доставка обойдется им дешевле примерно на 10%, однако собственный транспорт долго окупается. Сейчас, при высокой ключевой ставке ЦБ, приобретать новый транспорт становится невыгодно, а имеющийся из-за износа приходится заменять более дорогим наемным.

Что касается перевозок железной дорогой,  то тут все еще сложнее. При перевозке железнодорожным транспортом стоимость услуг хранителя, транспортно-экспедиционных услуг и доставки составляет 15–20% от цены продукции.

Небольшие хозяйства железной дорогой пользуются редко, этот вариант подходит холдингам,  а также трейдерам, которые могут собирать крупные партии товара и арендовать сразу большое количество вагонов. Производители с малыми объемами товара долго ожидают в очереди на отправку и разгрузку. Плюс железнодорожные ветки есть далеко не везде, поэтому автотранспорт для многих остается единственным вариантом.