«Локомотив» ждет Ротенберга?

Сегодня московский «Локомотив» сыграет с австрийским «Зальцбургом» в заключительном в этом году домашнем матче Лиги чемпионов. На фоне провального еврокубкового сезона для российских клубов (ни одной победы в 16 матчах) три ничьих в четырех играх группового этапа ЛЧ у «железнодорожников» смотрятся почти подвигом. Но в Премьер-лиге (РПЛ) команда занимает после 16-го тура только 7-е место, а это значит, что в следующем сезоне рискует пролететь мимо еврокубков. Эксперты рассказали «Компании», почему клуб выступает так неровно и теряет болельщиков.

«Локомотив» уже второй год подряд привозит в Москву грандов европейского футбола. В прошлом сезоне в Черкизово в Лиге чемпионов играл туринский «Ювентус» с Криштиану Роналду, а в этом — приехали мадридский «Атлетико» и мюнхенская «Бавария». Команда Марко Николича, в отличие от «Зенита» и «Краснодара», за два тура до окончания группового этапа сохраняет шансы на попадание в плей-офф. 

Только выход в 1/8 финала принесет клубу 9,5 млн евро. Если «Локо» будет третьим в своей группе, то отправится в Лигу Европы — а это 5 млн евро. Три ничьих (две с «Атлетико» и одна с «Зальцбургом») уже принесли команде 2,7 млн евро — по 900 тыс. евро за игру. В общей сложности клуб заработал 27,1 млн евро. Эта сумма сложилась из четырех частей: бонуса за результат (2,7 млн), бонуса за участие (15,2 млн), исторического бонуса, основанного на 10-летнем рейтинге клуба в таблице УЕФА (8,8 млн) и выплатах из ТВ-пула (0,2 млн). 

Для сравнения, петербургский «Зенит», который проиграл в трех из четырех матчей ЛЧ, уже пополнил клубную казну на 35,3 млн евро. Такую разницу «Зенит» обеспечил себе за счет более успешной игры в турнире за последние 10 лет — семь раз против трех у москвичей. 

Для «Локомотива» выплаты от выступления в Лиге чемпионов — следующая статья доходов клуба после рекламного контракта с РЖД, — рассказал «Компании» Илья Геркус, экс-гендир ФК «Локомотив», занимавший этот пост с августа 2016 по декабрь 2018 года. Клубы изо всех сил стремятся пробиться именно в Лигу чемпионов, так как выплаты участникам турнира гораздо выше, чем в других соревнованиях. Всего же в общей сложности УЕФА выплачивает клубам в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Суперкубке УЕФА 3,2 млрд евро. 

ФК «Локомотив» был основан в 1922 году. 

Достижения: 

  • 2 победы в Кубке СССР

  • 3 выигранных чемпионата России

  • 8 титулов Кубка РФ

  • клуб дважды доходил до 1/2 финала Кубка обладателей кубков УЕФА

Спонсоры: 

генеральный спонсор: ОАО «РЖД»

технический партнер: Adidas

партнеры: 

  • страховая компания «Согаз»

  • букмекерская контора 1xBet

  • линия модной одежды Bosco Family. 

Стоимость состава:

84,2 млн евро. 

Самый дорогой игрок: 

польский полузащитник Гжегож Крыховяк — 16 млн евро. 

Бюджет клуба: 

около 8 млрд руб. (сезон 2020/21).

Генеральный директор: 

Василий Кикнадзе

Главный тренер:

Марко Николич  

Домашняя арена: 

«РЖД Арена» (на матчах УЕФА и ФИФА «Локомотив»). Стадион был открыт в 2002 году и вмещает 27 320 зрителей. 

прочитать весь текст

Замороженные доходы от зрителей

В советское время «Локомотив» называли «пятым колесом в телеге московского футбола»: за столицу выступали более сильные «Спартак», «Динамо», «Торпедо» и ЦСКА. Команда не могла похвастаться высокими результатами и имела скромную по численности армию болельщиков (по сути, это был ведомственный клуб в чистом виде). Но с появлением в 2002 году в Черкизово новой арены посещаемость домашних игр клуба за семь лет увеличилась с 6 до 15 тыс. зрителей, и в том же году «Локомотив» впервые в истории стал чемпионом России.

Арена — один из важнейших факторов коммерческого успеха. Так, «Зенит», достроив «Газпром Арену», всего за один сезон увеличил посещаемость домашних матчей с 16 до 43 тыс. зрителей.

На строительство стадиона «РЖД Арена» потратили около $60 млн . Кредит на строительство выдало Министерство путей сообщения. Изначально планировалось, что он будет постепенно возвращаться клубом от получаемой прибыли. Но сегодня арена находится в управлении команды (в долгосрочной аренде), однако числится на балансе у Московской железной дороги. Клуб платит за аренду и обслуживание стадиона. Сумма платежа за все объекты, которые есть на территории стадиона, составляет около 800 млн руб. в год.

«Конечно, затраты на строительство стадиона не окупились. Вложения средств в профессиональный спорт в России никогда не окупаются. Это социальный объект, который позволяет проводить турниры, а не коммерческое сооружение в чистом виде», 

— рассказывает Илья Геркус

Билеты на октябрьский домашний матч группового этапа Лиги чемпионов между «Локо» и действующим победителем турнира «Баварией» стоили от 2 тыс. руб. в сектор за воротами до 35 тыс. руб. в зону Diamond. Владельцам годовых абонементов можно было купить квитки по 50%-ной скидке. Кроме доходов за билеты на «РЖД Арене» есть и дополнительные услуги — от фуд-кортов до возможности проведения свадеб. Но и такой коммерческой загрузки недостаточно, даже чтобы покрывать затраты на содержание команды. Особенно остро этот вопрос стоит во время пандемии, когда количество зрителей на трибунах ограничивается 25 %.

прочитать весь текст

Большой минус «РЖД Арены», в том числе для полноценной эксплуатации, в том, что это стадион летней конструкции и в зимнее время там находиться не так комфортно. Реконструкция уже в планах: в январе генеральный директор «железнодорожников» Василий Кикнадзе сообщил, что она начнется через два года.

Целесообразность проекта пока вызывает сомнения. Сегодня в Москве есть уже четыре современных футбольных стадиона, построенных или реконструированных в период с 2014 по 2019 год. «На фоне сужения футбольной аудитории для кого будет делаться реконструкция "РЖД Арены"? Это большая проблема, непонятно, что говорить инвесторам и акционерам», — рассуждает Илья Геркус.

Вскочить на подножку еврокубкового экспресса

Низкая посещаемость — системная проблема отрасли.

Согласно финансовой отчетности клубов, опубликованной на сайте РФС, в день матча (билеты, VIP-ложи, абонементы, фуд-корты, атрибутика) больше всех в РПЛ в 2019 году заработал «Спартак» (1,5 млрд руб.), немного от него отстал «Зенит» (1,4 млрд). «Локо» расположился на пятом месте с доходом 384 млн руб. 

На последний домашний матч «железнодорожников» с тульским «Арсеналом» при разрешенных 6830 (25 % заполняемости трибун) пришли только 3976 человек.

Уровень футболистов команды — один из важнейших факторов посещаемости.

Трансферная стоимость 23 игроков «Локомотива» transfermarkt оценивает в 84,2 млн евро — пятый показатель в РПЛ. Самые дорогие игроки: Гжегож Крыховяк (16 млн евро), Дмитрий Баринов (12 млн), Антон Миранчук (12 млн). Самый мощный состав у «Зенита» — 180,3 млн евро. 

Однако накануне старта в Лиге чемпионов боссы «Локо» за 14,5 млн евро продали в итальянскую «Аталанту» главную звезду клуба — Алексея Миранчука. Это решение вызвало жесткую критику со стороны болельщиков «красно-зеленых». Экс-вице-президент «Локомотива» Юрий Белоус разделяет разочарование фанатов, но считает, что это логичное решение, так как руководство клуба заявляло, что, если появится интересное предложение из Европы, клуб будет отпускать игроков.

Впрочем, в клубе остается одна неочевидная «звезда», которая еще может засиять новыми гранями. Речь о защитнике Борисе Ротенберге — сыне совладельца и члена совета директоров «СМП Банка» и владельца ФК «Сочи» Бориса Ротенберга (81-е место в рейтинге Forbes богатейших бизнесменов РФ 2020, состояние в $1,2 млрд ). Футболист Ротенберг уже два года не выходит на поле из-за травмы колена. Его трансферная стоимость составляет всего 50 тыс. евро, и некоторые специалисты считают, что именно он может стать следующим генеральным директором клуба. 

«Я плохо себе представляю его спортивные перспективы. Он давно в футболе — индустрию понимает изнутри. Насколько это применимо к управлению клубом — сказать сложно. Определенный кредит доверия от болельщиков «Локомотива» у него есть. Он позитивен, предан команде, трудолюбив, терпелив, если надо сидеть на лавке и ждать своего часа, то делает это без провокаций и конфликтов», — рассказывает Илья Геркус. 

Сможет ли «пятое колесо» стать ведущим

Разговоры о смене начальства в «Локо» появились не случайно. Нынешний гендиректор Василий Кикнадзе в мае принял решение не продлевать контракт с Юрием Семиным, с которым за 25 лет «железнодорожники» добились своих главных успехов.

Непопулярное решение попрощаться с главным тренером при неплохих результатах команды настроило фанатов «красно-зеленых» против Кикнадзе. Теперь они требуют его отставки.

Илья Геркус согласен, что нынешние боссы «Локомотива» работают не вполне непрофессионально: «Они ни в одной области не понимают, что делать. Пытаются копировать других, а своих идей у них нет. В итоге — доходы упали, болельщики недовольны, спортивные результаты снижаются».

Сможет ли Борис Ротенберг — младший или кто-то другой исправить ситуацию?

Эксперты сходятся во мнении, что пока представить себе «Локомотив» коммерческим клубом невозможно.

Илья Геркус напоминает, что «три-четыре года назад заработки команды вышли на более серьезный уровень. В год коммерческие доходы с поступлениями от УЕФА давали в сумме около 40 % от затрат на содержание клуба». Было время, когда при бюджете в 5,5 млрд руб. клуб зарабатывал с выплатами от УЕФА до 3-3,5 млрд руб. Но даже с такими успехами без финансирования РЖД команда существовать не может.

Российский футбол пока не коммерческая история. Экономическая ситуация в стране не позволяет зарабатывать. «Мы отстаем даже от нулевых годов, когда у нас ЦСКА и «Зенит» выигрывали Кубок УЕФА. Мы не можем покупать тех игроков, которые стоят 30–40 млн евро, как это делал «Зенит», приобретя тогда Данни (Мигель Данни перешел из московского «Динамо» в 2008 году за 30 млн евро). Таких трансферов сейчас нет, потому что курс рубля к евро тогда был 30, а сегодня уже почти 90. У телевидения нет больших рекламных возможностей, как в Европе. Без реформ в нашем футболе никаких выигрышей на уровне клубов и сборной на международных турнирах быть не может», — убежден Юрий Белоус.

К тому же, как считает Илья Геркус, российскому футболу остро не хватает профессиональных менеджеров. Он не видит ничего зазорного в привлечении к управлению клубами иностранных менеджеров, тем более что и «с финансовой точки зрения они не будут стоить дороже наших».