"Ломовой" менеджер
"Он очень много кому мешал в Министерстве обороны, причем мешал по-крупному. Контракты были на большие суммы, а люди в этом ведомстве, как вы, наверное, знаете, привыкли брать 40-50%. Роман попытался сломать эту систему", - рассказывает источник. Как результат, господину Троценко предложили уйти по-хорошему, но он отказался. "Люди стали выходить на Сердюкова, говорить, что человек (Троценко. - Прим. "Ко") живет не по понятиям. Начались конфликты, которые на первом этапе Сечин (будучи вице-премьером. - Прим. "Ко") покрывал, но, я так понимаю, его ресурс (Игоря Сечина. - Прим. "Ко") кончился", - заключает источник. При этом назначение господина Троценко в ОСК лоббировал в 2009 г. именно Игорь Сечин. В самой ОСК также не исключают связи отставки Романа Троценко с уходом из правительства Игоря Ивановича, однако официальный представитель корпорации Игорь Рябов утверждает, что конфликт с Минобороны хотя и имел место, но носил абсолютно рабочий характер. "Троценко не удалось изменить систему формирования заказа, при которой субподрядчиков выбирает Минобороны. В свою очередь, цены субподрядчиков лишили финансового маневра самого Троценко как главы ОСК", - рассуждает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. "Его имидж - человек, ломающий устои. "Ломовой" менеджер, который крушит устоявшиеся правила игры. Говорят, что он неудобный. Да, он жесткий переговорщик, но неразумных действий по слому реально работающих структур он не совершал", - резюмирует Игорь Рябов. Источник "Ко", близкий к Минтрансу, полагает, что если бы "ушли" Анатолия Сердюкова, то Роман Троценко, с высокой долей вероятности, остался бы руководителем ОСК. Сам Троценко признал, что покидает пост главы ОСК из-за продолжающегося уже полтора года конфликта с министром обороны.
Роман Троценко |
Дата рождения: 12 сентября 1970 г., Москва образование: в 1992 г. закончил экономический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова (специализация "экономика Японии"), в 2001-м - юридический факультет МГУ Профессиональный опыт: 1987-1988: проходил стажировку в Йельском университете (США), Коимбрском университете (Португалия) 1987 - 1989: коммерческий директор Казахской республиканской телекомпании "Азия ТВ" 1989 - 1992: председатель правления МССБ "Альбарак-Казахстан" 1992 - 1993: генеральный директор АО "Интермедбиржа" 1994: генеральный директор АО "Стройлизинг" 1994 - 1996: председатель правления КБ "Платинум банк" 1996 - 1998: председатель правления ЗАО "Промышленное развитие" В 1996 г. возглавил совет директоров АО "Пассажирский порт" В 1997 г. возглавил совет директоров ООО "Южной речной порт" В 1999 г. помощник министра транспорта 2000 - 2002: генеральный директор ОАО "Московское речное пароходство" В 2007 г. Романом Троценко создана AEON Corporation В октябре 2009 г. назначен президентом ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) 1 июля 2012 г. покинул ОСК |
Романтика моря
Первый опыт антикризисного менеджмента на госпредприятии Роман Троценко получил в 2000 г., когда генеральный директор Московского речного пароходства Вадим Березин пригласил его на должность своего зама. Из-за дробления предприятия по видам деятельности в ходе приватизации середины 1990-х финансовое состояние пароходства пришло в упадок. Счета и часть имущества были арестованы по требованиям налоговых органов. Нужна была команда энергичных, молодых управленцев, которая могла бы переломить ситуацию и вывести компанию из предбанкротного состояния. Роману Троценко удалось вытащить пароходство из долговой ямы, но он не забывал и о собственных интересах: дружественная ему фирма "Бизон-плюс" выкупила на аукционе госпакет акций предприятия. Такая активность в отрасли и опыт антикризисного управления не остались незамеченными: в 2009 г. по протекции тогда еще вице-премьера Игоря Сечина Роман Троценко был назначен главой ОСК. Как говорят знакомые предпринимателя, вице-премьер обратил на него внимание во время одного из совещаний у Владимира Путина, где господин Троценко выступал с докладом о состоянии речного транспорта. Это был период кризиса, когда проект по созданию Объединенной судостроительной корпорации балансировал на грани срыва. "В то время люди, которые давно работали в отрасли, говорили, что ситуация настолько плоха, что, если у него (Романа Троценко. - Прим. "Ко") не получится, на отрасли можно будет поставить крест", - вспоминает Игорь Рябов. - Он бизнесмен по натуре. Его невозможно было остановить - работал круглые сутки. Энергетика заражала многих, кто был рядом". Первое, с чего начал новый руководитель ОСК, - это борьба с коррупционными схемами, годами складывавшимися в отношениях производителей судов и их поставщиков. "Все работало на "откатах", система была прогнившей сверху донизу", - рассказывает на условиях анонимности представитель одного из судоремонтных заводов. "Бессчетное количество руководителей заводов уволили. Было полностью реструктуризировано управление, разрозненные активы консолидированы, установлены прозрачные отношения внутри корпорации", - перечисляет Игорь Рябов. "Он не только бизнесмен, но и романтик. При Романе в ОСК создали департамент, который занимается дизайном судов, туда были приняты люди, ранее работавшие на часовом заводе", - вспоминает другой представитель ОСК.
Пробный банк
Бизнесом Роман Троценко занялся еще в 1988 г., когда ему было только 18 лет. Он создал фирму, занимавшуюся строительством. Про период накопления первоначального капитала известно мало, да и сам господин Троценко, как говорят его знакомые, не любит вспоминать "смутные 1990-е". Причина этого кроется в том, что времена тогда были непростые и вопросы приходилось решать на "стрелках" с бандитами. Как бы то ни было, но к моменту развала Советского Союза предпринимателю удалось значительно расширить сферу деятельности компании. Помимо строительства, он занимался торговлей, туризмом и биржевыми операциями. Все это было сосредоточено в группе компаний "Платинум-груп", которую Роман Троценко возглавил в 21 год. Тогда считалось правилом, чтобы каждая мало-мальски значимая коммерческая структура имела свой банк. Так в 24 года молодой предприниматель стал председателем правления банка "Платинум". В этот проект, по его собственным словам, было вложено порядка $5 млн. "Кроме голого энтузиазма и молодецкого задора, а также весьма серьезных на то время финансовых возможностей, у нас не было ничего", - вспоминает один из знакомых Романа Троценко. Как и многие начинающие бизнесмены, учредители банка слабо разбирались в особенностях работы кредитной организации. Как следствие, "Платинум" чуть не обанкротился в первый же кризис межбанковских неплатежей, в августе 1995 г. Однако есть и другая версия. Как сообщал "Коммерсантъ" в начале 1996 г., банк "Платинум" якобы представил в московские банки фиктивные балансы, на основании коих получил достаточно крупные кредиты, но через некоторое время перестал исполнять обязательства по кредитным договорам. Кредиторы обвинили банк в том, что он перечислил деньги сторонним структурам, средства успешно обналичившим, и обратились в милицию, которая впоследствии допрашивала Романа Троценко, но признаков преступления не нашла. Чтобы удержать на плаву свое детище и сохранить клиентов, Роман Троценко даже заложил собственное имущество. Проблемы удалось устранить, но, чтобы застраховаться от возможных судебных исков недовольных клиентов, обороты банка было решено перевести в другую кредитную организацию - банк "Восход".
Новый опыт оказался более удачным, но, как утверждают знающие Романа Троценко люди, он не любит останавливаться на достигнутом и решил попробовать себя в новом качестве. В 1998 г. Роман Троценко полностью вышел из капитала банка с намерением поменять финансовое направление на промышленное. Предприниматель начал искать применение своим силам и капиталу в "реальном секторе экономики".
Без "крыши"
"Нужна была отрасль с небольшой капитализацией, не требующая крупных капиталовложений, потенциально перспективная, неполитизированная и желательно находящаяся в Москве: большая часть нашей команды - москвичи", - вспоминал в одном интервью Роман Троценко. Случай привел предпринимателя в Южный речной порт, финансовое состояние которого было в то время крайне плачевным. Первичный аудит финансовых потоков выявил, что компании, арендовавшие площади и имущество в порту, фактически не платили за это, кроме того, они ни за что не отвечали и занимались своими "темными делами". Но предприятие было потенциально прибыльным, решили инвесторы и начали скупать акции у трудового коллектива. Это было делом малозатратным: зарплату в Южном порту задерживали месяцами, поэтому ценные бумаги предприятия удалось приобрести сравнительно дешево. Но тут возникла новая проблема. Когда команда Романа Троценко попыталась поставить финансовые потоки Южного порта и Столичной судоходной компании (куплена в то же время) под контроль, ей пришлось иметь дело с бандитами, возжелавшими повесить долги старых собственников на новых.
Знакомый с этой историей представитель ОСК на условиях анонимности рассказал, что Роман Троценко договорился с бандитами, и предприятие вышло из этой истории без долгов. "Как ему это удалось, сказать сложно, но все знают, что Роман умеет убеждать и он достаточно жесткий переговорщик", - отмечает представитель ОСК. Но ситуация была настолько напряженная, что предпринимателю даже пришлось нанимать охрану. Дальше дела пошли как по маслу: активы транспортной отрасли стали попадать под контроль команды Романа Троценко один за другим. В 1999 г. был приобретен завод "Грейфер", занимающийся производством перегрузочной техники. Уже в следующем году был куплен Московский судостроительный и судоремонтный завод. В итоге к 2012 г. активы Романа Троценко в транспортной отрасли, которыми сейчас управляет AEON Corporation, позволили ему занять 104-е место в списке самых состоятельных людей России, по версии журнала Forbes. Состояние 41-летнего предпринимателя оценивается в $950 млн.
Хорошее наследство
"В целом работу господина Троценко можно оценить положительно. С момента его назначения ОСК смогла увеличить свою выручку и стать прибыльной. Так, по итогам 2011 г., согласно отчетности по РСБУ, выручка ОСК составила 416,326 млн руб., что почти в двадцать раз превышает показатель 2010 г. (21,243 млн руб.). Чистая прибыль ОСК за 2011 г. составила 779,243 млн руб., что более чем в пять раз выше показателя за 2010 г. (154,202 млн руб.)", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Но главное - сформирован пакет заказов. Как заявил недавно начальник департамента гражданского судостроения ОСК Дмитрий Сапов, портфель заказов составляет порядка 1 трлн руб., из них 200 млн руб. - суда гражданского назначения. Теперь эту работу предстоит продолжить преемнику Романа Троценко - генеральному директору "Севмаша" Андрею Дьячкову. Сам экс-руководитель ОСК своих дальнейших планов не раскрывает. Источник "Ко" в Минтрансе не исключает, что ему может быть предложена должность в одной из госкомпаний транспортной отрасли. Например, в "Аэрофлоте", в совет директоров которого с подачи главы НРБ Александра Лебедева на днях был избран "неудобный" для властей блогер Алексей Навальный*.
Также нельзя исключать, что Роман Троценко может заняться развитием собственного бизнеса - AEON Corporation (она до последнего времени находилась в доверительном управлении менеджмента компании).
Теоретически даже с уходом Игоря Сечина Роман Троценко мог бы удержаться в ОСК, но куратором ВПК назначили Дмитрия Рогозина, у которого с теперь уже экс-руководителем госкорпорации были весьма натянутые отношения. "Заявление о назначении Дьячкова главой ОСК преждевременно. Молодец Роман! И себя за работу похвалил, и преемника назначил", - язвительно написал Дмитрий Рогозин в "Твиттере", комментируя слова Троценко об итогах работы в ОСК и преемнике.
Крупнейшие активы AEON Corporation
ООО "Новапорт" - управление аэропортовыми активами
AEON Development - управляет около 1 млн кв. м в Москве
Концерн "Связьстрой" - осуществляет строительство оптико-волоконных линий связи
Российско-голландский концерн Timmerman Yachts mdash; производит яхты класса люкс
ОАО "Московское речное пароходство"
Старые проекты
Банк "Платинум" прекратил свое существование уже в 1997 г.
Банк "Восход" был лишен лицензии в период очередного кризиса, в 2004 г.
"Осколки" "Платинум-груп" в виде независимых компаний работают на рынках России и Украины до сих пор.
Фото Дмитрий Лебедев
* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов