Top.Mail.Ru
архив

Лотерея

ЯРОСТНАЯ схватка за передел рынка информации продолжается. America On Line проглатывает Time Warner; Sony облизывается от удовольствия, закусив Walt Disney; Vodaphone переваривает съеденный Mannesmann. А Vivendi, можно сказать, выпила Seagram, заплатив кругленькую сумму в $60 млрд.

 Seagram была основана в Канаде и получила широкую известность как производитель спиртных напитков, прежде всего виски. В свою очередь, Vivendi была одной из крупнейших фирм по производству оборудования для очистки сточных вод и для переработки твердых и жидких отходов. О том, как Vivendi вышла на медиа-рынок и приобрела Canal+ и почему Seagram решила купить компании Universal Film и Universal Music (самый крупный производитель музыкальной продукции), пусть допытываются историки будущего, которым решать, что нам потреблять и как нам развлекаться.

Но чем объяснить эту гигантоманию, это стремление подчинить себе всё и вся, эту лихорадочную концентрацию? Объяснение проще простого. Вспомним древний закон о том, что капитал идет туда, где больше прибыль. Или, правильнее сказать, идет туда, где ожидается наибольшая прибыль. К этому надо добавить также, что, как всем уже понятно, истинный центр мировой власти перемещается именно в информационно-коммуникационную сферу. Именно здесь в грядущие десятилетия будет решаться, кто чего стоит и кому будет принадлежать власть – как экономическая, так и политическая. Уже всем ясно, что главной задачей становится установление контроля над «программированием содержания» (развлечения, информация, реклама) и над системами, которые распространяют это «содержание» среди населения. Причем имеется в виду население всего земного шара.

Кто придет первым в этой гонке и отхватит себе самый большой кусок пирога, тому и быть королем в прямом и переносном смысле слова. Уже сегодня миром правят два короля: их зовут Стив Кейс и Билл Гейтс. В ближайшем будущем к этим именам добавятся еще два-три новых. А возможные конкуренты будут съедены еще до того, как смогут подрасти.

 Теперь перейдем к проблемам, которые касаются области технологий. Нашим транснациональным гигантам предстоит сделать непростой выбор. То, что относится к «содержанию», достаточно ясно. Весь мир уже смотрит по телевизору одно и то же: Тарзан, Гринч, Покемон, Дигимон и Стальной Великан. Весь мир смотрит сериал «Даллас». Все мы покупаем товары, которые рекламируются в этих сериалах. Многое из того, что мы читаем, нам поставляют Reuters, Bloomberg и т.д. На наше поведение оказывают влияние те стандарты и ценности, которые заложены в этом «содержании». Нет необходимости напоминать, что все или почти все уже прямо производится транснациональными гигантами или находится под их контролем. Но вот что касается технологических средств передачи этой Божией благодати, которая наполняет нашу жизнь и заставляет нас полнеть или худеть в зависимости от потребностей рынка, вопрос остается открытым.

 Главенствующая роль будет принадлежать кабельному телевидению? Или вся информация будет передаваться через спутники? А может быть, главным средством передачи информации останутся старые добрые телефонные линии? Это совсем не праздные вопросы. Тот, кто отгадает верное направление и сделает соответствующее вложение капитала, получит в награду миллиарды долларов. Кто ошибется – просто тихо сойдет со сцены.

К этим проблемам добавляются другие, не менее сложные. Каким будет устройство, принимающее информацию? Цифровой декодификатор, способный собрать всю информацию и преобразовать ее в видеоряд? Или же ставший привычным персональный компьютер с дополнительными функциями телевидения и многих различных бытовых приборов? А может быть, это будет сотовый телефон третьего поколения, выполняющий все функции компьютера, способный подключаться к мировой сети, универсальный и незаменимый портативный терминал?

Можно себе представить, какие чувства будут испытывать производители телевизоров в том случае, если победу одержат телефоны, и наоборот! Над всеми этими вопросами возвышается главный вопрос: какую роль во всем этом будет играть Интернет? Лотерейное колесо вращается днем и ночью. Чем эта лотерея закончится, никто не знает. Ясно только одно: где-то там, наверху, кто-то решает, как нам жить. И у них нет никакого желания учитывать наше собственное мнение.

Еще по теме