Ложь с целью сохранить лицо
«Тони Блэр выкарабкался». С таким заголовком на обложке вышел на этой неделе журнал Economist. Британский премьер остался цел и невредим, выиграв войну с телерадиокорпорацией ВВС.
Значит, правда на его стороне? Вовсе нет, хотя руководство ВВС признало свою «вину» во имя высших государственных интересов. В чем причины этого признания? А в желании лишний раз не демонстрировать, как Тони Блэр упал лицом в грязь.
Нужны примеры? Пожалуйста! Ставшие притчей во языцех «45 минут» – тот самый промежуток времени, который, как заявляли с самых высоких трибун, требовался Саддаму Хусейну, чтобы развернуть и осуществить пуск своих ракет против Великобритании. Руководитель английских спецслужб Джон Скарлетт признал, что в досье разведки упоминались пресловутые 45 минут, но речь там шла об оружии, чей радиус действия не превышал сотню километров. Подобное оружие не могло представлять никакой угрозы для Великобритании. Но, судя по тому, что в своем выступлении 24 сентября 2002 года перед широкой аудиторией Тони Блэр предпочел проигнорировать данные спецслужб, его заявление об иракских ракетах, способных долететь до туманного Альбиона за 45 минут, от начала и до конца представляло собой чистую ложь. А затем, когда британская печать раскопала этот подлог, Блэр продолжал стоять на своем, то есть утверждал, что Лондону непосредственно угрожает опасность. Разве такие заявления не терроризировали население и не способствовали росту антииракских настроений? Конечно, терроризировали и способствовали.
Таким образом, Тони Блэр вроде бы защищен теперь со всех сторон. И может начинать охоту на журналистов, которые стремились докопаться до истины и на этом поприще преуспели. Но Тони Блэр не может запретить задним числом те газеты, которые после взятия Багдада многократно публиковали его заявления, в которых война оправдывалась тем, что у Саддама было в распоряжении «оружие массового уничтожения». Эта ложь тиражировалась так настойчиво, что не выдержал даже сэр Родерик Брейтуэйт, который был далеко не последним человеком на Даунинг-стрит. Руководитель объединенного комитета секретных служб Ее Величества и одновременно советник по национальной безопасности премьер-министра сэр Родерик без излишних дипломатических экивоков заявил 10 июля 2003 года газете Financial Times: «Если нынешняя шумиха будет набирать обороты, то, вне всякого сомнения, не избежать судебного расследования по поводу того, как правительство использовало информацию по Ираку… Но кампания по перетягиванию на свою сторону скептически настроенных граждан основывалась в основном не на данных спецслужб. В начале года нас буквально бомбардировали предупреждениями, что британские города в любой момент могут подвергнуться массированным атакам террористов. Домашним хозяйкам официальные лица настоятельно советовали делать запасы продовольствия и воды. В окрестности аэропорта Хитроу были выдвинуты танки… В обстановке, граничащей с истерией, люди начали верить, что Великобритании непосредственно грозит опасность и, следовательно, лучше нанести упреждающий удар. Вот почему премьер-министру удалось убедить парламент… Продавцы рыбы торгуют рыбой, сторонники войны торгуют войной».
Сегодня, по прошествии многих месяцев, оружие массового уничтожения в иракских песках так и не обнаружено, несмотря на то что в лихорадочных поисках принимают участие тысячи людей. Кто знает, может быть, в один прекрасный день они его там отыщут (после того, разумеется, как это оружие будет тайно завезено в Ирак).
Но в любом случае совершенно очевидно одно: Тони Блэр – лжец. Отвертевшийся от обвинений лжец все равно остается лжецом.
Скандал с BBC, несомненно, войдет в историю журналистики. Возможно, как последний эпизод борьбы средств массовой информации с властью.