Лучше меньше, да лучше

Доходность ведущих банков мира в результате кризиса снизилась с 26% до 4%. К 2012 году она сможет возрасти до 15%, но только при условии, что банки выберут узкую специализацию в определенных регионах и перестроят бизнес на принципах клиентоориентированности.

Как изменится мировая и российская банковская система после кризиса? Какие фундаментальные изменения произойдут в ней в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос попыталась дать в своем исследовании международная консалтинговая компания Accenture, которая проинтервьюировала руководителей 35 ведущих банков мира и проанализировала ситуацию еще в 150 банках. Выводы Accenture состоят в следующем. Выжить смогут только те банки, которые смогут, несмотря ни на что, повысить свою прибыльность. При этом в нынешних рецессионных условиях увеличивать прибыль возможно не за счет освоения новых рынков, а исключительно за счет улучшения менеджмента. Эта ситуация породит довольно необычные последствия: хотя многие банки уйдут с рынка, хотя будет наблюдаться процесс слияний и поглощений, в банковском сегменте возрастет значение локальных и региональных кредитных организаций, лучше знающих своего клиента. Количество мультирегиональных банков снизится, в частности, число банков, обладающих "глобальной стратегией", уменьшится с нынешних 20 - 30 до 5 - 7. При этом на банковский рынок придут конкуренты из других секторов, примером чего является британская сеть супермаркетов Tesco.Важнейшей основой банковского маркетинга в ближайшие три года должна стать ориентация на определенные сегменты клиентов. Это особенно актуально для российских банков, основой организации которых являются подразделения, специализирующиеся на отдельных банковских продуктах. Данные функциональные подразделения должны уйти в тень, а на первый план должны выйти дирекции по отдельным сегментам клиентов, которые смогут подобрать для данного типа клиента все виды необходимых ему банковских продуктов. Из этого вытекают еще два важных вывода: общее количество предлагаемых на банковском рынке продуктов снизится (поскольку клиент не может разобраться в сотнях предлагаемых его банком однородных услуг), а кроме того, уменьшится количество банков, с которыми имеет дело в среднем один клиент. Банк должен быть один - как семейный доктор. Для российских банков это актуально, так как они очень плохо знают своих клиентов, а иногда даже не могут подсчитать, сколько их на самом деле. В результате предпринятых усилий средняя доходность банка в расчете на одну акцию, которая уменьшилась с 26% по итогам 2007 года до 4% сейчас, к 2012 году вырастет как минимум до 15%. При этом рост доходности на 5 процентных пунктов произойдет за счет снижения издержек, на 3 пункта - за счет внедрения клиентоориентированного менеджмента, на 1 пункт - за счет оптимизации тарифов, на столько же - за счет совершенствования риск-менеджмента и еще на 1 - 5 пунктов - за счет слияний и поглощений, а также диверсификации бизнеса.

 

Таблица 1 ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНЫХ БАНКОВ ДО И ПОСЛЕ КРИЗИСА


ПОКАЗАТЕЛЬ 2007 2008 2012
Затраты/доходы 56% 71% <55%
Кредиты/депозиты 127% 141% 90 - 125%
Доля "плохих" кредитов 0,3% 0,62% 0,3%
Уровень дивидендов 49% 47% 50%
Процентная маржа 1,36% 1,27% 1,4%
Источник: Accenture