Лучшие компании 2000 года
Несмотря на суеверно-плохое число, все прошло хорошо: шампанское пузырилось, букеты были изысканны и обильны, девушки агентства Modus Vivendis – длинноноги и обворожительны, а виновники торжества (то есть лауреаты вышеупомянутой премии) сияли и говорили комплименты. Они были довольны: они дождались признания. Приятно было и нам, организаторам “Компании года”: во-первых, комплименты лауреаты говорили нам; во-вторых, делать хорошее людям всегда приятно; наконец, у нас тоже случился маленький праздник...
Причем уже во второй раз случился, что свидетельствует о зарождении традиции. Поскольку “Компания года” родилась в прошлом году, то нынешний конкурс был уже вторым. И опять “миллениумная дата”, как сказано в рекламе одного турагентства: последнее время миллениумные даты наступают так часто, что с трудом представляешь себе, что следующая случится ни много ни мало через 1000 лет (или по крайней мере через 999).
По сравнению с прошлым годом “Компания года”, как и положено здоровому организму, подросла и похорошела. Подросла – потому что увеличилось число номинаций (с семи до пятнадцати), а похорошела – потому что гостей стало больше и здоровый для вечеринок показатель “количество VIP на душу населения” значительно вырос.
“Компания года” для “Ко” (простите за тавтологию) не просто дежурный междусобойчик, на котором можно и себя показать, и на людей посмотреть. Для нас это мероприятие – финал года, когда принято подводить итоги, собирать камни, раздавать всем сестрам по серьгам... ну и так далее. Нам кажется, что вы – читатели журнала и герои наших публикаций – заслужили этот праздник. Как признание заслуг (сколь ни пафосно это звучит), как промежуточную веху в довольно короткой пока истории российского бизнеса.
Так что, будучи реалистами, мы очередной миллениумной даты вам не обещаем, но надеемся на новую встречу на “Компании года” в “простом” 2001 году.
Стабильное новаторство Сбербанка
Трудно ожидать мобильности и каких-то новаторских решений от крупных компаний, особенно от больших банков. Однако Сбербанк РФ – едва ли не единственный из российских финансовых институтов, на равных конкурирующий по масштабам операций с мировыми лидерами, – стал исключением. В этом году крупнейший банк России убедительно доказал, что на нем держится если не вся экономика, то, во всяком случае, огромные куски финансового рынка и реального сектора. Не желая ограничиваться отраслями, в которых банк работал еще с советских времен, и устаревшим имиджем “банка для пенсионеров”, в уходящем году Сбербанк РФ сделал серьезную заявку на то, чтобы уже в недалеком будущем превратиться в высокотехнологичный финансовый институт с новым уровнем сервиса, соответствующим интересам и частников, и корпоративных клиентов.
О безусловном лидерстве Сбербанка говорят факты: кроме того что он обладает огромными финансовыми ресурсами в виде вкладов (188 млрд руб. и почти $2 млрд на счетах населения) и счетов крупных корпоративных клиентов, практически ни одно значимое событие в экономике не обходится без него. Проще говоря, в Сбербанке обслуживается каждое четвертое российское предприятие, на долю которых приходится 70% кредитного портфеля банка. (Более трети – 40% долгосрочных кредитных вложений – приходится на предприятия черной и цветной металлургии, ТЭК, машиностроение и пищевую промышленность; 50% – на телекоммуникации и около 7% на транспортные отрасли.) Среди заемщиков Сбербанка ведущие российские предприятия – ОАО “Северсталь”, Оскольский металлургический комбинат, Лебединский ГОК, Тюменская нефтяная компания, “Нижнекамскнефтехим”, Балтийский завод, “Ростелеком”, “Вымпелком”, ГП “Космическая связь”, авиакомпании “Волга – Днепр” и “Сибирь” и многие другие. При этом Сбербанк не осуществляет инвестиций в капитал всех этих предприятий, а выступает как кредитор. В качестве обеспечения по кредитам банк, как правило, берет блокирующий или контрольный пакет – в зависимости от характера проекта и рисков, связанных с ним.
Активы СБ РФ уже превысили 1 трлн руб., а размер собственного капитала Сбербанка за минувший год вырос с 21 млрд руб. до 30 млрд руб. Все это позволяет ему оставаться единственным российским банком, который в состоянии выдавать кредиты в несколько сотен миллионов долларов и не “выскакивать” за нормативные требования ЦБ и международно признанные критерии устойчивости и надежности.
Наверное, дело здесь не только в размере, хотя и он имеет значение. Принято считать, что Сбербанк имеет явные преимущества перед другими кредитными организациями в России. Однако в отличие от “Газпрома” и РАО “ЕЭС” он не естественный монополист, а скорее исторический. Просто так сложилось: население привыкло хранить свои сбережения в главном банке страны, и это стало уже почти традицией. “Наш монополизм – это монополизм привычки”, – заметил как-то президент Сбербанка Андрей Казьмин.
Филиальная сеть Сбербанка охватывает всю страну, в которой обслуживаются самые разные категории вкладчиков. При этом, по мнению экспертов, именно наличие длинных пенсионных денег (большая доля счетов в Сбербанке принадлежит пенсионерам, которые являются самой стабильной категорией вкладчиков и по окончании срока хранения своих вкладов предпочитают переоформлять их на новый срок) позволяет банку выдавать предприятиям кредиты на длительный срок.
Что же касается разговоров о монополизме Сбербанка, то, похоже, оппоненты банка окончательно зашли в тупик. Во-первых, эксперты международных финансовых организаций, долгое время декларировавшие необходимость “расчленения” Сбербанка, так и не смогли предложить сколько-нибудь экономически обоснованный механизм “демонополизации”, по сути расписавшись в несостоятельности подобных проектов. Во-вторых, отечественные “либералы” довели ситуацию до абсурда: от предлагаемых законодательных поправок о лишении Сбербанка госгарантий по вкладам выиграет, по существу, сам банк. Ни для кого не секрет, что в нынешнем виде эти гарантии никак финансово не подкреплены: ни в одном из постсоветских бюджетов не было заложено ни копейки на финансовое обеспечение этих гарантий. (Нелишне напомнить, что осенью 1998 года именно Сбербанк взял на себя функции гаранта для вкладчиков, обеспечив выплаты вкладов клиентам обанкротившихся банков.) Так что, лишив Сбербанк гарантий, законодатели уничтожат основания для самой спекулятивной претензии к банку, не поколебав его финансовой устойчивости.
При этом Сберегательный банк вовсе не собирается отказываться от выполнения “госзаказа”. Во всяком случае, в Сбербанке уже прорабатываются вопросы финансирования проектов, имеющих общегосударственное значение, с учетом новых реалий и при соблюдении принципов исключительно коммерческой эффективности. Речь идет о том, чтобы риски и финансовая нагрузка – при финансировании таких проектов – распределялись бы между самим заемщиком, Сбербанком и государством в лице Минфина. (Имеются в виду проекты государственной значимости, по которым остальные банки в силу тех или иных причин не могут принять на себя все риски, связанные с ним.) В Сбербанке считают, что это могут быть также и бюджетные субсидии, предоставляемые государством заемщикам для снижения затрат по обслуживанию банковских процентов.
Еще одно достижение 2000 года – серьезная реформа филиальной сети Сбербанка. Число региональных банков, которых сегодня насчитывается 69, уже в ближайшем будущем сократится как минимум в два раза. По мнению руководства Сбербанка, это необходимо не только из экономических соображений (банк все время озабочен проблемой сокращения своих расходов на содержание филиальной сети), но и из стратегических. Как показала практика последних лет, региональная привязка территориальных банков Сбербанка не всегда оправдывала себя. Эффективнее работать в крупных экономических зонах, что позволяет не только оптимизировать административные издержки, но и серьезно повысить инвестиционные возможности региональных банков.
Такое объединение поможет сократить расходы и на содержание филиальной сети Сбербанка, которая сегодня насчитывает 23 тыс. филиалов. Однако при этом в банке уверены, что от такой реструктуризации интересы населения никак не пострадают: услуги Сбербанка останутся доступны всем желающим.
Глобальная диверсификация: от Оренбурга до Сиднея
Тюменская нефтяная компания (ТНК), созданная в 1995 году, является четвертой по уровню добычи нефтяной компанией России. Объем добычи в 1999 году составил около 20 млн тонн, объем переработки – 11,2 млн тонн. Розничная сбытовая сеть ТНК насчитывает 700 АЗС и в ближайшее время компания намерена довести их число до тысячи. По итогам прошлого года компания получила балансовую прибыль в размере 7,2 млрд руб., чистую прибыль – 5,8 млрд руб.
Прошедший год для ТНК прошел под знаком прироста активов. При этом активность развивалась по нескольким направлениям: газовому (компании, аффилированные с ТНК, приобрели 6% акций компании “РУСИА Петролеум”, являющейся оператором крупнейшего Ковыктинского газового месторождения в Иркутской области) и нефтеперерабатывающему (дочернее предприятие “ТНК-Украина” подписало с правительством Украины договор купли-продажи 67,41% акций “Лисичанскнефтеоргсинтеза”, предложив за пакет около $10 млн, а кроме того, обязавшись погасить долги завода на сумму около $63 млн, вложить $2,4 млн в оборотные средства завода и свыше $11 млн в его реконструкцию в ближайшие пять лет).
Кроме того, ТНК принадлежит честь победителя крупнейшего приватизационного события 2000 года – ЗАО “Евро-ТЭК”, основными учредителями которого являются компании групп “Альфа” и “Ренова”, стало победителем коммерческого конкурса с инвестиционными условиями на приобретение 85-процентного госпакета компании “ОНАКО”. Сумма, предложенная победителем в рамках конкурса, составила $1,08 млрд. Финансирование этой сделки осуществлялось за счет кредитов, предоставленных Сбербанком, Внешторгбанком, Альфа-банком, а также немецким Westdeutsche Landesbank. “Стратегическое значение ОНАКО для ТНК состоит в возможности расширить свои нефтяные запасы и стабилизировать поставки нефтепродуктов в представляющие интерес для компании регионы Центральной России, включая Москву и Московскую область”, – заявил президент ТНК Семен Кукес.
Наряду с приобретением ОНАКО нашумевшим достижением ТНК стало предоставление Экспортно-импортным банком США гарантий по двум экспортным кредитам ТНК. Один из кредитов предназначается для реабилитации Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения, второй – на модернизацию Рязанского НПЗ. Гарантии, предоставленные ТНК, крупнейшие из когда-либо выданных Эксимбанком российским (а ранее советским) фирмам. Церемония подписания соглашения о предоставлении гарантий по первому траншу кредита состоялась 8 сентября в Нью-Йорке в российском представительстве при ООН. Первый транш в размере $292 млн, предоставленный нью-йоркским филиалом немецкого Commerzbank, будет использован американской компаний Halliburton в трехлетнем проекте по увеличению уровня добычи нефти на Самотлорском месторождении. На церемонии подписания присутствовал президент России Владимир Путин, находившийся в США на “саммите тысячелетия”. Второй транш кредита в размере $217 млн, который будет использован для модернизации РНПЗ, предоставляется американской фирмой ABB Lummus Global.
Активность ТНК на международной арене была отмечена избранием Семена Кукеса в состав совета директоров компании Parker Drillling – одного из мировых лидеров в области буровых услуг и поставок нефтяного оборудования в лизинг. Избрание стало первым случаем вхождения российского бизнесмена в руководящие органы крупной американской компании (акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже), осуществляющей буровые проекты в Казахстане, на шельфе Каспия и на Сахалине.
Продолжалось сотрудничество ТНК и американской компании Техасо (ныне вошедшей в состав корпорации ChevronTexaco). В январе 2000 года было создано СП между ТНК и Texaco, которое начало выпуск моторных масел на Рязанском НПЗ.
Прирост запасов ТНК в 2000 году происходил не только на территории Ханты-Мансийского АО, где традиционно работают добывающие подразделения ТНК, но и в других регионах. Так, в начале года ТНК на конкурсе на право разведки и последующей разработки нефтяных месторождений выиграла ряд участков в Республике Коми. Это первый лицензионный участок, полученный компанией за пределами Западной Сибири. Кроме того, ТНК получила лицензии на поиски и разведку нефтегазоносных участков в Иркутской области, примыкающих к Ковыктинскому газоконденсатному месторождению. Тем самым компания пытается диверсифицировать свою деятельность от добычи нефти к добыче природного газа, придать своим операциям глобальный характер.
Заметна была в 2000 году ТНК и на спонсорской ниве. Вначале было подписано соглашение о партнерстве с Российским футбольным союзом, согласно которому ТНК оказывает спонсорскую поддержку сборной команде России по футболу, а чуть позже ТНК договорилась с Олимпийским комитетом России о праве называться “официальным партнером сборной России” на летней Олимпиаде в Сиднее.
Алюминий – металл для взлетов
КОМПАНИЯ “Русский алюминий” появилась в марте 2000 года, став первым примером создания крупного холдинга в постреформенной России без государственного вмешательства. “Русский алюминий” появился в результате объединения крупнейших заводов алюминиевой отрасли. В созданный Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем холдинг вошли Братский, Красноярский и Саянский алюминиевые заводы, Николаевский глиноземный завод и Ачинский глиноземный комбинат, металлургические предприятия в Самаре и Белой Калитве (Ростовская область), а также ряд предприятий по производству продукции из алюминия и его сплавов. Процесс объединения продолжается и в настоящий момент.
Предполагается, что, когда холдинг будет окончательно сформирован, общие активы “Русского алюминия” превысят $8 млрд и он войдет в ведущую тройку мировых производителей алюминия. Для сравнения: капитализация американской Alcoa, занимающей 25% мирового рынка глинозема и 14% рынка первичного алюминия, – $25 млрд, капитализация канадской Alcan (7% и 6% соответственно) – $7,8 млрд. Мощности предприятий, вошедших в состав “Русского алюминия”, обеспечивают более 70% алюминиевого производства в России и около 10% мирового производства первичного металла. Уже сейчас суммарный годовой оборот компании превышает $4 млрд.
Главной особенностью холдинга является полная вертикальная интеграция – от добычи до выпуска готовой продукции. В ведущем направлении деятельности “Русала” (производстве первичного алюминия) заняты крупнейшие в России предприятия – Братский, Красноярский и Саянский алюминиевые заводы. Общая годовая мощность этого производства сейчас составляет около 2150 тыс. тонн. Наиболее крупным из перерабатывающих предприятий “Русского алюминия” является Самарский металлургический завод, который производит около половины российского алюминиевого проката. 75% продукции предприятия идет на экспорт. “Саянская фольга” и СП “Арменал” (Канакерский алюминиевый завод) производят фольгу. В июле этого года в структуру холдинга вошло Белокалитвенское металлургическое производственное объединение, специализирующееся на выпуске полуфабрикатов и сплавов. Самым же современным является завод “Ростар” с потенциальной мощностью 1,5 млрд алюминиевых банок. Созданная на предприятии компания “Экоинжиниринг” занимается сбором и утилизацией банок.
Компания имеет собственную сбытовую сеть, в которую входят торговые представительства в Европе, Америке, на Ближнем Востоке. Кроме того, “Русал” пользуется услугами крупных трейдерских компаний и практикует непосредственные контакты с крупными потребителями. В частности, уже подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве с германской компанией VAW.
Вертикальная интеграция позволяет существенно уменьшить финансовый риск и соответственно расширяет возможности привлечения заемного капитала. Летом подписано соглашение со Сбербанком, который предоставит предприятиям компании рублевые кредиты на общую сумму до $200 млн. Еще $100 млн в течение полутора лет выделит холдингу Альфа-банк. Всего за полгода существования “Русский алюминий” получил кредитов на $720 млн, в том числе и $170 млн от немецкого WestLB.
Инвестиционная программа “Русского алюминия” предполагает техническое перевооружение заводов. “На ближайший год ставится цель повысить долю этой продукции до 15%, а в течение последующих лет довести ее до 25 – 30 %, – говорит Виктор Беляев, исполнительный директор “Русского алюминия”. – Задача весьма сложная, если учесть, что сегодня удельный вес таких полуфабрикатов в целом по алюминиевым предприятиям “Русского алюминия” в среднем не превышает 5%”. Пока в холдинге преобладают перерабатывающие предприятия. Однако в ближайшее время ситуация изменится. “Русский алюминий” рассматривает проекты инвестиций в бокситовые рудники Ганы и сырьевое производство на Ямайке.
Мобильные ТелеСистемы
Неразрешимый на протяжении нескольких лет спор о том, кто же является ведущим оператором мобильной связи в московском регионе (а соответственно и крупнейшим российским сотовым оператором), по всей видимости, заканчивается. Сегодня компания “Мобильные ТелеСистемы”, число абонентов которой в ноябре 2000 года перевалило за миллион, уверенно вышла на лидирующие позиции и не собирается их отдавать. По мнению аналитика банка “Ренессанс-Капитал” Вячеслава Николаева, в тяжелом соперничестве с “Вымпелкомом” за московский рынок МТС фактически выиграла. Один миллион действующих абонентов – внушительный показатель даже по европейским меркам; более того, абонентская база таких масштабов характерна для операторов фиксированной связи. Для сравнения: у крупнейшей российской компании электросвязи МГТС около 4 млн абонентов.
Согласно опубликованному в ноябре финансовому отчету МТС за третий квартал 2000 года у нее наилучшие среди московских компаний мобильной связи показатели дохода на одного абонента – $58 (у “Вымпелкома” – $36, у МСС – около $40). Более того, это выше показателей доходности западных операторов сопоставимого масштаба. Например, у турецкого Turkcell доход на абонента составляет $14, у датского Tele Danmark – $25. Это означает, что, несмотря на развернувшуюся между столичными операторами войну за “тяжелых” абонентов, большинство из них по-прежнему предпочитают МТС. Сегодня на МТС работает большая абонентская база: многие выбирают свой первый мобильный телефон исходя из того, каким телефоном пользуется их окружение – коллеги, партнеры или друзья.
Среди других крупнейших достижений МТС в уходящем году стоит назвать успешное первичное размещение акций (американских депозитарных расписок 3-го уровня – АДА) летом 2000 года на Нью-Йоркской фондовой бирже. В результате размещения акций было привлечено $353 млн, которые направлены на дальнейшее развитие сотовой сети (в этом году компания установила около 300 базовых станций, и их общее число превысило 1000). Подобный шаг – размещение на NYSE депозитарных расписок высшего, 3-го уровня до МТС удавался немногим российским компаниям (в частности, второму московскому оператору сотовой связи компании “Вымпелком”). Фондовые рынки очень благоприятно отреагировали на финансовые результаты МТС за второе полугодие 2000 года – капитализация компании быстро выросла. В результате МТС вышла на первое место по капитализации среди всего российского телекома.
Сегодня МТС ведет активную экспансию в регионы. “Въезд” в регионы – дело непростое. В региональном развитии заинтересованы и крупнейшие конкуренты МТС – московский “Вымпелком” и петербургский “Телекоминвест”. Оба этих оператора обладают лицензиями в большинстве интересных с коммерческой точки зрения регионов; кроме того, питерская компания пользуется серьезной лоббистской поддержкой нынешнего руководства Минсвязи РФ. На завоевание регионов МТС не жалеет средств. По словам президента МТС Михаила Смирнова, общая сумма инвестиций в региональные GSM-проекты до конца 2000 года составит $20 млн, до конца 2001 года – $130 млн, а до конца 2002 года – $60 млн. Таким образом, до конца 2002 года общая сумма инвестиций в регионы составит $210 млн. Из этой суммы 30% будут использованы на приобретение региональных GSM-операторов и держателей лицензий, 70% – на строительство собственных сетей.
МТС опережает других операторов и в освоении новых технологий: в мае она осуществила запуск в коммерческую эксплуатацию услуги WAP, а в октябре 2000 года вывела на рынок совместно с ГУТА-банком услугу мобильного банкинга. В августе 2000 года компания открыла опытную зону по предоставлению услуг GPRS – переходной ступени к стандартам третьего поколения.
Молочный лидер
Группа “Вимм-Билль-Данн” в этом году сохранила лидирующие позиции на молочном рынке, увеличив за январь – сентябрь общие объемы производства на своих заводах почти на 10% по сравнению с тем же периодом 1999 года, тогда как в отрасли в целом производство выросло на 7%. Выпуск же соков увеличен почти в 1,2 раза. Оборот группы в 2000 году должен составить $484 млн, что более чем на 20% превышает результаты прошлого года.
У “Вимм-Билль-Данн” в этом году появились сразу три мощных конкурента: свои заводы в Подмосковье открыли французская Danone, германская Ehrmann и голландская Campina. Пока по объемам производства они “тянут” примерно на треть “ВБД”, но в ближайшие годы намерены увеличить свои мощности в два-три раза. По мнению председателя совета директоров группы Давида Якобашвили, создание иностранными компаниями местного производства серьезно повышает их конкурентные возможности, но “Вимм-Билль-Данн” по объемам продаж сохранит значительное превосходство на рынке.
Группа, объединяющая четыре московских и три региональных молочных комбината, в этом году продолжила программу регионального развития, начатую в 1998 году. Ее цель – освоение местных рынков за счет приобретения новых предприятий, что позволяет производить и продавать продукцию с меньшими затратами и использовать местную сырьевую базу. На прошлой неделе “ВБД” завершил сделку по приобретению контрольного пакета (57,7%) акций Тимашевского молочного комбината в Краснодарском крае, который входит в пятерку крупнейших российских молокозаводов. Покупка комбината сама по себе увеличивает объемы производства группы не менее чем на 10%. “ВБД” готовит для комбината инвестиционную программу на $5,5 млн – $8,5 млн.
В этом году группа первой из российских пищевых компаний начала осваивать рынки сопредельных стран путем покупки заводов. В июле “ВБД” стал владельцем контрольного пакета акций Киевского молокозавода № 3, а в октябре – Бишкекского молочного комбината в Киргизии. На обоих предприятиях уже начаты программы модернизации и расширения производства.
Наконец, в 2000 году “Вимм-Билль-Данн” решился выйти на новый для группы товарный рынок – пивоваренный. Компания купила контрольные пакеты акций владивостокского завода “Пивоиндустрия Приморья” и нижегородского комбината “Волга”. Для этих предприятий разрабатываются инвестиционные программы, которые позволят вывести производства на полную мощность. Руководство “ВБД” обосновывает новый проект возможностями своей сбытовой сети, объединяющей несколько десятков дистрибуторов и торговых филиалов компании. По мнению акционеров и топ-менеджеров группы, у компании есть шанс занять значительную долю на российском рынке пива, спрос на котором полностью не насыщен. В 2001 году планируются покупка еще нескольких региональных пивоваренных заводов и объединение всех предприятий в самостоятельный холдинг: руководство компании намерено отделить пивоваренный проект от молочного и сокового производства.
Российские пивоваренные гиганты пока воспринимают планы своего будущего конкурента с большим скепсисом. “Компания “Вимм-Билль-Данн” с ее молочным производством – это яркий пример российской success story, – говорит Рэй Грэм, генеральный менеджер по России англо-бельгийской корпорации Sun Interbrew, владеющей восемью российскими пивоваренными заводами. – Но на рынке пива к настоящему времени совершенно четко определился ряд крупных игроков. И хотя рынок продолжает динамично развиваться, новичкам здесь в силу высочайшей конкуренции будет очень непросто”.
Самая народная компания
Российское народное страховое общество (“РОСНО”) – одна из первых страховых компаний, созданных на свободном рынке России. Сегодня “РОСНО” входит в число компаний, составляющих основу рынка, – крупных, универсальных страховщиков, предлагающих большой спектр услуг, – и уже не первый год удерживает лидерство по многим параметрам, особенно в сферах долгосрочного страхования жизни, страхования имущества и ответственности. Компания обладает значительным по российским меркам капиталом (около 350 млн руб.) и страховыми резервами (более 3 млрд руб.), а также развитой региональной сетью (свыше 75 филиалов по территории России); число ее сотрудников превышает 4 тыс. человек.
По последним данным, за девять месяцев 2000 года сборы “РОСНО” по добровольным видам страхования составили 5,244 млрд руб., что на 76% больше, чем сборы за аналогичный период прошлого года – значит, “РОСНО” в очередной раз войдет в пятерку крупнейших компаний по страховым сборам.
Клиентами “РОСНО” стали 6 млн человек и более 20 тыс. предприятий, в числе которых ЦБ РФ, Московский банк Сбербанка РФ, МГТС, “Мобильные ТелеСистемы”, “Варьеганнефтегаз”, “Московская нефтебаза”, ГСК “МИГ”, Тюменская нефтяная компания, посольство США в России и др. Кроме того, “РОСНО” – генеральный страховщик Олимпийской сборной России.
Профессиональную команду менеджеров “РОСНО” возглавляет Евгений Кургин - человек, стоявший у истоков российского страхового рынка, один из самых компетентных специалистов в этой области.
“Сегодня “РОСНО” имеет достаточно стройную организационную структуру. Но компания – это не застывший организм, и мы ищем оптимальные пути развития. В перспективе мы рассматриваем “РОСНО” как общенациональную страховую компанию, способную обеспечить высокий уровень предоставления всего спектра страховых услуг и столь же высокое качество работы”, – говорит генеральный директор “РОСНО” Евгений Кургин.
Уроки шведского
Открытие магазина IKEA вызвало небывалый ажиотаж. Вещицы оттуда появились в каждой третьей платежеспособной семье. Посмотрев на работу шведов, многие ритейлеры стали менять свой бизнес.
В Химках, как ни странно, отовариваются и представители среднего класса, и более обеспеченные граждане. Народ едет в IKEA не столько ради мебели и домашней утвари, сколько ради впечатлений. Концепция магазина отличается от всего, что существует в России. 55 га территории, 28 000 кв. м торговой площади, парковка на 1500 машин. Внутри мебельного центра – игровая комната, выставка мебели в интерьерах, ресторан, склад самообслуживания, бистро, доступная по цене европейская мебель, современные аксессуары. Все это изобилие вызвало в день открытия IKEA на Ленинградском шоссе гигантские пробки, самолеты из Шереметьева улетали загруженными. 22 марта IKEA посетили 40 тыс. человек. Трехмесячный запас был сметен за несколько недель.
“Мы продаем в два раза больше, чем планировали”, – говорит глава российского представительства Леннарт Дальгрен. С марта по декабрь в магазине побывало 3 млн посетителей. В компании считают, что главным успехом этого года стал максимальный охват целевой аудитории – семьи с доходом от $300.
Увеличилась и доля российских поставщиков в общем обороте компании. За год она выросла почти в два раза. Около 15% мебели и 3% аксессуаров, продающихся в Химках, – российского производства. Через пять лет планируется увеличить местные закупки минимум в пять раз за счет инвестиций в собственные фабрики и в существующие российские предприятия.
Строительство первой фабрики, принадлежащей шведскому концерну, начнется в 2001 году в Тихвине Ленинградской области. Инвестиции составят порядка $25 млн. К моменту открытия мебельного центра компания вложила в Россию $100 млн. На первый магазин и его инфраструктуру было затрачено $50 млн. IKEA не случайно открылась в Подмосковье – здесь дешевле земля.
Вдохновленные успехом первого магазина, шведы решили в ближайшее время построить еще два мебельных центра. К югу от Москвы, в поселке Коммунарка, участок уже арендован. Инвестиции составят $40 млн. Собирается IKEA работать и непосредственно в Москве, причем в центре города. В прошлом году Юрию Лужкову устроили экскурсию по магазину IKEA в Стокгольме. Мэру понравилось, однако это не облегчило для IKEA решения одной из самых болезненных проблем. Строительство моста через Ленинградское шоссе, финансируемое IKEA, по-прежнему заморожено. Химкинские и федеральные власти дали добро, а московские – против. Разрешения конфликта в ближайшем будущем не предвидится.
Столкнулась IKEA и с “прелестями” цензуры: два рекламных стикера первой рекламной кампании не прошли экспертизу в московском метрополитене.
Несмотря на то что компания открыла магазин только после того, как были снижены импортные тарифы, затраты на растаможку остаются очень высокими. “Мы платим более 30% – это в десять раз больше, чем, например, в Швеции”, – говорит Дальгрен. Тем не менее успехи компании налицо. Возле 22 касс IKEA всегда есть покупатели.
Эксперты розничного рынка говорят, что, взглянув на IKEA, российские торговцы поняли, чем грозит приход западных операторов. Торговые ноу-хау, большие инвестиции, агрессивная рекламная кампания. С марта по декабрь прошли уже три кампании, не считая рассылки каталогов. Мебельный салон “Гранд”, страдающий от соседства с мощными шведами сильнее других, был вынужден летом затратить на рекламу и маркетинговые акции больше обычного.
Тигран Гукасян, директор компании “ЛавернаМаркет”, считает, что открытие магазина IKEA благоприятно сказывается на рынке товаров для интерьера. “С появлением на рынке цивилизованных операторов, подобных ИКЕА, конкуренция приобретает логический характер, и профессионалам становится интереснее работать. Чем больше на рынке таких игроков, как ИКЕА, тем меньше доля мелких или непрофессиональных торговцев и тем болееуправляемыми становятся рыночные процессы”. В то же время успех шведов подтолкнул инвесторов на розничные проекты. “Решение строить молл в Санкт-Петербурге мы приняли, посетив московские гипермаркеты “Рамстор” и IKEA”, – говорит Анрей Грудин, генеральный директор компании “БалтСтальПрокатПлюс”. “За IKEA потянутся и другие иностранцы, – считает Родион Толпушов, директор консалтингового бюро “Современные розничные технологии”. – Они увидели, что работать по-белому в России все-таки можно. Причем с прибылью”.
Русский конкурент “большой пятерки”
“Юникон/МС Консультационная Группа” – крупнейшая российская консалтинговая и аудиторская компания, не имеющая аналогов на российском рынке. В нашей стране основными конкурентами “Юникон” являются международные компании “большой пятерки”.
Недавно “Юникон” перешагнула десятилетний рубеж. “Юникон” – одна из старейших аудиторских фирм России. Среди ее клиентов крупнейшие российские предприятия всех отраслей, в том числе Тюменская нефтяная компания, “Сургутнефтегаз”, “Ростелеком”, “АвтоВАЗ”, “АЛРОСА”, Нижнетагильский металлургический комбинат, Альфа-банк, Министерство путей сообщения и другие.
“Юникон” изначально строилась по западным стандартам и работает в соответствии с жесткими международными стандартами качества. “В то же время “Юникон” – компания на все сто процентов русская, это заложено в менталитете самой компании и ее менеджеров, – говорит генеральный директор “Юникон” Андрей Дубинский. – В нашей стране кому-то надо быть до конца русским и больше, чем другим, понимать, что происходит в России, профессионально отстаивать ее интересы”.
“Юникон” предлагает клиентам диверсифицированный пакет услуг, начиная с “традиционных” аудита и управленческого консалтинга и заканчивая такими новейшими областями, как Интернет-консалтинг и информационные технологии. В течение нескольких лет “Юникон” осуществляла аудит Центрального банка России, благодаря чему компания накопила уникальный опыт работы с кредитно-финансовой системой государства, чем сегодня не может похвастаться никто из отечественных аудиторов.
Генеральному директору компании “Юникон” Андрею Дубинскому удалось объединить вокруг себя команду профессионалов. Многие сотрудники “Юникон” прошли обучение в собственной школе аудиторов компании, большинство из них имеют опыт работы на крупных промышленных предприятиях и в научно-исследовательских центрах ВПК.
“Сегодняшние достижения “Юникон” далеко не предел. В новом тысячелетии компания будет развиваться еще динамичнее и работать еще более активно. Мы намерены продолжить тесную работу с нашими клиентами, которые уже много лет пользуются услугами “Юникон”, а также привлечь к сотрудничеству новых. Начало этому положено. “Юникон” уже имеет в своем портфеле крупные долгосрочные контракты на будущий год”, – говорит Андрей Дубинский.