Top.Mail.Ru
политика

Лукашенко объявили забастовку

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Протестующие переходят к «Плану Б», часть которого — объявление бессрочных забастовок на предприятиях. Повлияют ли эти действия на судьбу политического противостояния, зависит от решимости обеих сторон. Однако любой исход не окажет существенного влияния на экономическую жизнь страны даже в среднесрочной перспективе, считают эксперты, опрошенные журналом «Компания».

Андрей Мовчан, финансист, специалист по инвестициям, эксперт программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги: «Экономика Белоруссии в ближайшие полгода не поменяется».

Комментировать экономические последствия выборов в Белоруссии затруднительно: еще непонятны окончательные результаты голосования и невозможно предсказать, насколько далеко зайдут уличные протесты.

На самом деле сценариев развития событий больше, чем два (условные «план Лукашенко» и «план Тихановской»). Вспомните события в Украине в 2014 году, где сценариев оказалось, как минимум пять и все они были очень разными. При этом, конечно, надо иметь ввиду, что если смена политического курса произойдет, то это неизбежно отразится на экономике государства, но не сразу.

Результат выборов Белоруссии — это не цифры, это структура власти и структура экономики, которая в результате образуется. Хорошая новость в том, что экономика — это не политика: корабль экономики развернуть за день или два невозможно.

Чтобы в результате ни образовалось, экономика никуда не денется: она продолжит оставаться достаточно архаичной советско-административной, если длительные реформы и преобразования ее не поменяют.

При всех сценариях, кроме разве маловероятного — российского вторжения, при котором экономика встанет полностью, экономика Белоруссии в ближайшие полгода никак не поменяется.

Дмитрий Абзалов, политолог, президент Центра стратегических коммуникаций: «Ситуация в экономике будет зависеть от реакции Европейского союза». 

Китай, Россия, Казахстан — важные торговые партнеры, а точнее «инвесторы» Беларуси, уже признали результаты выборов, но самой важной будет реакция Европейского союза — от этого зависит, будут ли введены секторальные санкции и какие.

У белорусской экономики есть несколько основных направлений, удар по которым будет наиболее болезненным. Страна в значительной степени получала валютную выручку от переработки российских энергоносителей, прежде всего, нефти и продажи нефтепродуктов на европейский рынок и рынок Украины. После того как произошел налоговый маневр, эта лавочка постепенно прикрывается, тем не менее, для Белоруссии это все равно очень важное направление. Плюс ко всему через Белоруссию идет один из важнейших нефтяных транзитов — «Дружба». Минск неоднократно поднимал цены на транзит, причем иногда в несколько раз, нарушая все договоренности.   

Помимо энергоносителей важнейшим направлением белорусской экономики является калийная отрасль. В случае если санкции будут введены в отношении производителей калийных удобрений, это может привести к серьезным проблемам для Белоруссии, так как лишит страну валютной выручки и важнейшего аргумента с точки зрения переговоров с китайскими партнерами. На мировом рынке это может спровоцировать резкий рост стоимости калийных удобрений, что Евросоюз тоже не особо устроит. В то время как для России это может стать выгодным, так как позволит убрать конкурента.

Среди направлений, которые можно будет ограничить, — сельское хозяйство. Оно конкурентоспособно за счет слабой национальной валюты, плюс «субсидируется» дешевыми энергоносителями: белорусские теплицы в большинстве своем работают на российском газе.

Бенефициаром запретов, выступает в первую очередь Польша, которая уже инициировала созыв Евросовета по белорусскому вопросу.

Ударов довольно много, но самым болезненным для Лукашенко станет попытка ударить по фондам его старшего сына, который связан с экономикой Объединенных Арабских Эмиратов.

По некоторым данным, именно о выходе из-под персональных санкций договаривался Лукашенко с американскими властями и под условие снятия этих санкций были открыты представительства США. 

Валерий Карбалевич, белорусский политолог, автор книги «Александр Лукашенко. Политический портрет»: «Международное сообщество признает нелегитимного Лукашенко».

Прошедшие и грядущие акции протеста в Минске стали результатом глубокой психологической травмы, которую органы власти нанесли населению. Если ранее Лукашенко опирался на два столпа: народную поддержку и силовые структуры, то теперь ему не приходится рассчитывать на первый — даже сторонники Лукашенко сомневаются в легитимности его переизбрания на этот раз. Президенту Беларуси придётся опираться лишь на голую силу.

В сложившейся ситуации делать прогнозы очень сложно, однако, революции, скорее всего, ожидать не следует, если на улицы не выйдет большее количество людей, чем ночью с 9 на 10 августа, когда только на улицы Минска, по оценки правозащитников, вышло до 200 тыс. человек.

Вполне вероятно, что протестующие перейдут к более радикальным действиям, если силовые структуры будут и далее применять силу в отношении мирных демонстрантов.

Что касается международного признания, то в итоге выборы будут признаны международным сообществом, так как если Лукашенко сохранит власть, то с ним придётся разговаривать несмотря на его сомнительную легитимность. При этом белорусским властям вряд ли грозят санкции, аналогичные введённым Евросоюзом и США после протестов в Минске 2010 года и последующих массовых репрессий против оппозиции.

Что же касается отношений с Россией, то можно рассчитывать на их нормализацию, несмотря на участившуюся в последнее время антироссийскую риторику. Думается, что Кремль воспринимает её как часть предвыборной кампании белорусских властей. 

Павел Усов, белорусский политолог и руководитель Центра политического анализа и прогноза в Варшаве: «Прежнего доверия между Минском и Москвой уже не будет».

Можно выделить три условия возможного роста протеста и его радикализации:

  • во-первых, легитимность протеста на фоне массовых фальсификаций и подтасовок результатов выборов;
  • во-вторых, в этот раз на акции протеста готовы выходить не только в Минске, но и в регионах;
  • в-третьих, огромное количество раненых и один погибший могут лишь усилить гнев общества.

Ключевым днём станет именно 10 августа — если на улицы выйдет столько же или больше людей, чем вечером 9 августа, тогда у протеста есть все шансы на успех. Другой вопрос, что многие могут остаться дома после радикальных мер, предпринятых силовиками.

В сложной ситуации находится Светлана Тихановская: не исключено, что власть сможет психологически задавить оппонентку Лукашенко, чтобы она призвала людей не выходить на улицы. Никто не захочет брать на себя ответственность за пролитую кровь: ни власти, ни оппозиция, особенно на фоне сообщений о возбуждении уголовного дела за организацию массовых беспорядков, в рамках статьи УК РБ за подобные действия предусмотрено до 15 лет тюремного заключения.

Все это грозит разочарованием масс в протесте, а также распадом объединённого штаба: не исключено, что команды Бабарико и Цепкало продолжат выступать за мирные акции протеста.

Что касается широкого международного признания выборов, то оно вряд ли состоится, по крайней мере, в ближайшее время. Настораживает молчание США – все будут ждать развития событий вечером 10 августа. Впрочем, Владимир Путин, как известно, уже поспешил с поздравлениями, что означает признание выборов Россией. Это, безусловно, вектор в сторону нормализации отношений Лукашенко с Кремлём, хотя такого уровня доверия, как раньше, между двумя сторонами уже не будет. 

При участии Анны Орешкиной.


Протесты в Белоруссии: онлайн-трансляция

Еще по теме